Анализ деятельности иностранных компаний на российском рынке автомобилестроения

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

иностранная инвестиция рынок автомобильный

Автомобильная промышленность является одной из важнейших отраслей мирового хозяйства, которая также относится к наиболее капиталоинтенсивным сферам мировой экономики. Во всем мире в производстве автомобилей и комплектующих занято около 9 миллионов человек, которые каждый год собирают 67 миллионов автомобилей, создавая 15% мирового ВВП. Кроме того, каждый занятый на автомобильном заводе обеспечивает работой еще 14 человек в смежных отраслях. В автомобилестроении используется более 15% мирового объема производства стали и алюминия, более 10% выплавляемой в мире меди. Данная отрасль также является ведущим потребителем свинца, синтетического и натурального каучука (50%, 35% и 75% от мировых объемов производства соответственно). Кроме того, находящиеся в эксплуатации автомобили используют половину всего объема нефти, добываемой в мире. Потребители ежегодно тратят на автомобили до 15% своего бюджета.

Автомобильную промышленность относят к локомотивным отраслям экономики. И действительно, многие страны, в том числе Япония, Южная Корея, Германия и США никогда бы не смогли добиться существующего уровня развития, если бы не планомерное развитие автоиндустрии, которое в свою очередь давало стимул к развитию всех сфер общества - от химической промышленности и металлургии до системы высшего образования и банковских институтов. По этой же причине национальную автомобильную промышленность считают барометром экономической конъюнктуры страны.

В настоящее время мировое легковое автомобилестроение столкнулось с серьезными проблемами. Традиционно важнейшие рынки сбыта: США, Западная Европа, Япония, достигли высокого уровня насыщения. Кроме того, существует целый ряд факторов, оказывающих внешнее негативное влияние на рынок этих регионов: их транспортная инфраструктура работает на пределе загруженности, цены на топливо и налоги на транспортные средства постоянно растут. Стагнация данных рынков заставляет компании-автопроизводители существенным образом пересмотреть свои издержки. Основной сложностью является тот факт, что данные регионы являются не только основными рынками сбыта, но и основными производственными площадками, в них сосредоточены все исследовательские центры отрасли. При этом они стремительно теряют свою конкурентоспособность, что связано прежде всего, с высокими издержками на персонал, высокой ролью профсоюзов и трудовым законодательством, всемерно защищающим интересы наемных работников.

Все эти проблемы толкают автопроизводителей к активному поиску стран и регионов, которые могли бы предоставить компаниям дешевую квалифицированную рабочую силу и при этом обеспечить достойный уровень сбыта. Эта ситуация исключительно выгодна странам, которые могли бы стать реципиентами инвестиций в их автомобильное производство. Автомобильные ТНК не только обеспечат приток капитала в экономику, но и передадут значительное количество ноу-хау в области технологий, производственных, логистических, сбытовых процессов; будут способствовать развитию смежных секторов экономики, существенным образом улучшат качество автопарка стран, благодаря своему транснациональному характеру обеспечат большую вовлеченность стран в международную торговлю и т.д. На сегодняшний день уже существует несколько примеров исключительно положительного влияния зарубежных автопроизводителей на национальные экономики: Бразилия, Индия, Китай, страны Восточной Европы.

Россия также достаточно привлекательна для автомобильных ТНК. Страна обладает емким рынком с высоким потенциалом дальнейшего развития и с исключительно высокой динамикой роста. При этом издержки на персонал достаточно низки, а сами трудовые ресурсы высоко квалифицированы. Кроме того, Россия имеет собственную автомобильную промышленность, которая остро нуждается в инвестициях и современных технологиях. В этой связи активность мировых автопроизводителей в области поиска новых производственных площадок и рынков сбыта является исключительно актуальной для нашей страны.

Целью курсовой работы является исследование особенностей деятельности международных компаний на российском рынке.

В соответствии с обозначенной целью в работе были поставлены и решались следующие задачи:

- теоретико-методологические и правовые основы деятельности иностранных компаний на российском рынке, в том числе: совместные предприятия как современная форма привлечения прямых иностранных инвестиций, организационные формы международного бизнеса: российская практика, правовые основы функционирования иностранных компаний на российском рынке;

- особенности развития рынка автомобилестроения России, в том числе: анализ развития рынка автомобилестроения в период макроэкономического кризиса, анализ деятельности иностранных компаний на российском рынке автомобилестроения, на примере ЗАО «GM-АвтоВАЗ»;

- направления совершенствования деятельности международных компаний на российском рынке, на примере ЗАО «GM-АвтоВАЗ», в том числе: перспективы развития иностранных автомобильных компаний, на примере ЗАО «GM-АвтоВАЗ», пути решения проблемы деятельности иностранных компаний на Российском рынке автомобилестроения.

Объектом исследования является деятельность иностранных компаний на российском рынке.

Предметом исследования является предприятие ЗАО «GM-АвтоВАЗ».

Делись добром ;)