logo
Анализ эффективности управления прибылью на примере ТРУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги"

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Транспортное республиканское унитарное предприятие "Гомельское отделение Белорусской железной дороги" зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 10.04.2001 № 247 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400052406.

Учредителем Предприятия является Республика Беларусь в лице Объединения "Белорусская железная дорога", зарегистрированное решением Минского горисполкома от 31.12.1996 № 1041 в Реестре общереспубликанской регистрации за № 8165, расположенное по адресу: Республика Беларусь, г. Минск, ул. Ленина, 17, п/и 220030, именуемое в дальнейшем Учредитель.

Полное наименование предприятия:

Транспортное республиканское унитарное предприятие "Гомельское отделение Белорусской железной дороги".

Сокращенное наименование предприятия:

РУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги"

Место нахождения предприятия:

Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Ветковская, 5 п/и 246022

Основными целями деятельности Предприятия являются:

осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственника имущества и его работников;

своевременное и качественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в перевозках в обслуживаемом регионе, повышение качества и культуры обслуживания пассажиров;

повышение эффективности хозяйственной деятельности;

обеспечение безопасности движения поездов;

комплексное развитие материально-технической базы и социальной сферы предприятия;

содержание в исправном состоянии сооружений, устройств и технических средств;

охрана окружающей среды от загрязнений и других вредных воздействий.

На предприятии используется линейная структура управления. Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом - руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.

Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами одно родной и несложной технологии.

Преимущества и недостатки

К достоинствам линейной организационной структуры управления можно отнести:

единство распорядительства, простоту и четкость подчинения;

полную ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений;

оперативность в принятии решений;

согласованность действий исполнителей;

получение нижестоящими звеньями согласованных между собой распоряжений и заданий;

личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

В качестве недостатков этого простейшего вида структур управления можно назвать:

большую информационную перегрузку руководителя, огромный поток документов, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными звеньями;

высокие требования к руководителю, который должен быть высококвалифицированным специалистом, обладающим обширными разносторонними знаниями и опытом по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками;

структура может быть приспособлена только к решению оперативных и текущих задач;

структура негибка и не позволяет решать задачи, обусловленные постоянно меняющимися условиями функционирования;

тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;

отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.

Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели деятельности ТРУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги" за 2007-2009 г. г.

Показатели

Ед. изм.

Значение показателей

Темп изменения, %

2007 год

2008

год

2009

год

2008 г.

к 2007г.

2009 г.

к 2008г.

А

1

2

3

4

7

8

1. Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку

млн. руб.

463372

556620

660924

120,1

118,7

2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг

млн. руб.

385178

457905

519072

118,9

113,4

3. Затраты на реализацию

млн. руб.

52 168

65 199

56 629

137,9

110,2

4. Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ и услуг

млн. руб.

76907

96940

139896

126,0

144,3

5. Рентабельность реализованной продукции

%

0, 17

0,17

0,21

100

123,5

6. Среднегодовая стоимость основных средств предприятия

млн. руб.

621041

685031

759022

110,3

110,8

7. Фондоотдача

0,75

0,81

0,87

108,0

107,4

8. Среднесписочная численность работников

чел.

11716

11721

11724

100,0

100,0

9. производительность труда

млн. руб.

39,6

47,5

56,4

119,9

118,7

Вывод: из таблицы видно, что изменения выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг) за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку составили: в 2008 году к 2007 120,1%, в 2009 году к 2008 118,7.

С изменением, увеличением среднесписочной численности работников в 2008 году, 2009 производительность труда увеличилась соответственно: в 2008 году по сравнению с 2007 на 119,9 %, в 2009 к 2008 на 118,7%.

Рисунок 2.1 Изменение выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг) за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку за счёт изменений среднесписочной численности работников, производительности труда.