1. Понятие антикризисной политики государства
Антикризисная политика государства - это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.
Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизация сил на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.
Все проблемы антикризисной политики государства можно распределить по четырем группам.
Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.
Вторая группа проблем связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.
Проблематику антикризисной политики государства можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.
В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека.
Антикризисноя политика государства имеет предмет воздействия - проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.
Сущность антикризисной политики государства определяют следующие положения:
кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;
управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
кризисами можно управлять;
управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им. Но система антикризисной политики государства должна соответствовать следующим характеристикам:
гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;
склонность к усилению неформального управления;
диверсификация управления;
децентрализация управления;
повышение интеграции.
Особенности процессов и технологий антикризисной политики государства можно выразить в следующем:
мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;
ускорение процесса реализации антикризисных мер;
повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.
Приоритетными средствами антикризисной политики государства должны являться:
мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;
поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;
интеграции по ценностям профессионализма;
развитие инициативы в решении проблем развития;
корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.
Важным элементом системы антикризисной политики государства являются его функции.
Функции антикризисной политики государства - это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисной политики и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса.
Можно выделить шесть функций:
предкризисное управление;
управление в условиях кризиса,
управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),
минимизация потерь и упущенных возможностей,
своевременное принятие решений.
Важнейшей чертой антикризисной политики государства является интеграция неформального и формального управления.
Для антикризисной политики государства особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
Существуют разные стратегии антикризисной политики государства. Наиболее важными являются следующие:
предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
ожидание зрелости кризиса для его преодоления;
противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов;
стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
рассчитанный риск;
последовательный вывод из кризиса;
предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
Главной целью антикризисной политика государства является преодоление системного кризиса и дальнейшее его предотвращения.
Для достижения цели в программе должны предусматриваться основные задачи.
В краткосрочном периоде:
восстановление ликвидности банковского сектора и предотвращения банкротства системных банков;
поддержка ликвидности системных предприятий реального сектора экономики и предотвращения их банкротства;
стабилизация валютного курса;
сведение к профициту внешнеторгового платежного баланса;
сбалансирование государственного бюджета;
стимулирование занятости населения.
В среднесрочном периоде:
проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщение внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;
проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики и развитие альтернативных источников энергоснабжения;
поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса;
государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики.
В долгосрочном периоде:
повышение качества государственного управления и построение его целостной и согласованной системы;
разработка и реализация стратегии и определение четких приоритетов социально-экономического и научно-технического развития;
сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала;
приоритетное развитие высокотехнологичного сектора экономики и переход к новому технологическому укладу путем ускорения внедрения инноваций;
сохранение и развитие трудового потенциала.
Любое преодоления системного кризиса предусматривает такие этапы:
1. стабилизационный (краткосрочный), который предусматривает восстановление ликвидности банковских учреждений и предприятий реального сектора экономики, предотвращение их массового банкротства, стабилизацию государственной финансовой системы и внешнеэкономических отношений с другими странами мира;
2. восстановительный (среднесрочный), который предусматривает рост товаров отечественного производства, в первую очередь народного потребления, энергосбережения во всех отраслях экономики;
3. качественного роста (долгосрочный), который предусматривает повышение качества государственного управления и построение его целостной системы, развитие высокотехнологичного сектора экономики на основе ускорения внедрения инноваций.
Стабилизационный и восстановительный этапы направлены на преодоление системного кризиса в стране, а качественного роста - дальнейшего ее предотвращения.
Антикризисная политика государства направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, на структурную перестройку производства и финансовое оздоровление предприятий. В этих целях разрабатываются и принимаются решения тактического и стратегического плана. Тактические решения обычно оперируют относительно небольшими суммами средств и не означают решительного отхода от ранее проводимой инвестиционной политики. Стратегические решения оперируют более крупными суммами финансовых средств и могут привести к решительному отказу от ранее проводимой антикризисной и финансовой политики, повлечь существенные изменения ожидаемых доходов и повышение финансовых рисков. Стратегические решения антикризисной политики должны быть также направлены на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. Для чего необходимо: а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства; б) совершенствование системы финансовой поддержки; в) создание системы информационного обеспечения; г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; е) производственно-техническую поддержку. Антикризисная политика может быть успешной при выполнении следующих условиях: а) политическая и социально-экономическая стабильность; б) стабильность и определенность в законодательстве, особенно в налоговом; в) снижение темпов инфляции, поскольку инвестиции на длительный срок невозможны при высоких процентных ставках по банковским вкладам, неизбежным в периоды высокой инфляции; г) создание рыночной инфраструктуры.
- Введение
- 1. Понятие антикризисной политики государства
- 2. Анализ антикризисной политики отдельных стран
- 2.1 Антикризисная политика США
- 2.2 Антикризисная политика России
- 2.3 Антикризисная политика Европейского Союза
- Антикризисная политика Европейского Союза.
- 2.4 Антикризисная политика Республики Беларусь
- 3. Проблемы выхода Республики Беларусь из кризиса
- 5.Антикризисная политика государства
- Антикризисная политика управления персоналом.
- 22. Понятие антикризисного управления. Антикризисная стратегия предприятия. Антикризисная политика предприятия. Антикризисное прогнозирование.
- 1.3. Антикризисная политика в управлении персоналом
- Антикризисная политика управления персоналом.
- Антикризисная (антицикличная) политика государства
- Вопрос 1: Антикризисная политика.
- 41. Антикризисная политика.
- 52 Антикризисная политика государства.