Безработица в России: общая характеристика, динамика, методы снижения

курсовая работа

2. Государственная политика занятости в РФ

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения одна из важных задач любого демократического государства. Во всех странах с рыночной экономикой проводится политика регулирования занятости. Для этого применяются постоянные, гибкие по формам и средствам, меры воздействия на сферу занятости.

Существуют теоретическая и практическая трактовки занятости. Теоретически занятость - это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход. Практически занятость -- это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. [9] Эти трактовки до конца не раскрывают важности данного процесса. Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей в доходах, а так же в самовыражении посредством общественно полезной деятельности и степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.

В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон "О занятости населения в Российской Федерации", в котором сформулированы основные принципы занятости. Согласно законодательству, сейчас к занятому населению наряду со всеми работающими по найму, учащимися, военнослужащими отнесены также граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью. [10]

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на: развитие людских ресурсов для труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.[10]

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения: федеральный или общегосударственный, субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. всего 89 программ); местный или локальный (на территории органа местного самоуправления). [9]

Политика занятости - органическая часть экономической политики. Она тесно связана со структурной и инвестиционной политикой, политикой доходов, кадровой политикой и политикой в области трудовых отношений, которые и определяют характер модели рыночной экономики. Политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-экономических преобразований. Как важнейшая составляющая социальной политики, политика занятости должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой активности граждан, противодействующих массовой безработице и обеднению населения.

Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны различные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет.

С началом рыночных реформ в России в полный рост встала проблема безработицы и падения уровня жизни населения. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач государства в любой цивилизованной стране. Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся: преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест; сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях; создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики; обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения; дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством; смягчение последствий долговременной безработицы. Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости -- сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ. [11]

Делись добром ;)