Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России

курсовая работа

2.1 Особенности определения безработицы в России

Безработица в России - одна из самых низких среди и развитых, и развивающихся стран (рис.3).

Даже мировой экономический кризис не смог существенно ухудшить нашу статистику в сфере занятости: резкий скачок безработицы на пике кризиса в 2009-м снизился за 2011 год почти на 19% и к январю 2012 года достиг докризисного уровня - 4,76 млн. человек или 6,1%, а официальная безработица, по данным служб занятости, достигла 1,27 млн. человек (1,7%).На первый взгляд это свидетельствует о стабильности на рынке труда, но, возможно, подобный оптимизм - следствие неинформированности, а нынешний ее низкий уровень - симптом грядущих проблем. [16]

Рисунок 3. Безработица в России и развитых странах в 2011 году (% экономически активного населения)

По данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012г. составила 74,7 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.

Рисунок 4. Динамика численности экономически активного населения (млн. человек)

По официальной статистике Роструда по состоянию на февраль 2012г., в России всего 1,3 млн. безработных. Впрочем, эти цифры интересны лишь Минфину, в соответствии с этими данными начисляются ежемесячные пособия по безработице. Экономисты и предприниматели ориентируются на несколько другие цифры, прежде всего на данные по безработице Росстата, рассчитывающиеся по методологии Международной организации труда (МОТ). Эта статистика показала, что в феврале 2012 года безработными являются 6,5% экономически активного населения России, то есть более 4,8 млн. человек.

Такая разница между данными двух госструктур (рис. 5) объясняется различием в методике подсчетов. Статистика службы занятости формируется на основе заявлений граждан, официально зарегистрировавшихся в качестве безработных, получающих адресную государственную поддержку и помощь в поиске работы. Согласно методике МОТ сведения о безработных фиксируют в результате периодических выборочных обследований и опросов населения, осуществляемых Государственным комитетом по статистике. Как правило, выборка охватывает порядка 500 тысяч человек в возрасте от 15 до 72 лет, учитывает граждан без доходов, находящихся в активном поиске работы и готовых приступить к ней на текущей неделе.[3, с.72]

Рисунок 5. Уровень безработицы (млн. человек) (по данным Росстата)

Старики и дети - это две статистические группы безработных представляют собой множества, которые только частично пересекаются.

Например, некоторые люди, признанные безработными по методике МОТ, не могут официально считаться безработными по российским законам. По расчетам социологов доля таковых может доходить до 15% от базы МОТ. К ним относятся студенты (в т. ч., очных форм обучения), которые всегда заинтересованы в поиске работы или дополнительной подработки к стипендии, а также пенсионеры, выходящие на пенсию до достижения пенсионного и, главное, раньше окончания трудоспособного возраста. Это, прежде всего военные пенсионеры, ветераны правоохранительных органов и другие льготные пенсионные категории граждан.

Студенты и молодые пенсионеры не могут быть оформлены на государственной бирже труда и вынуждены искать работу самостоятельно, через знакомых и HR-агентства. Поддержку от государства получают сотни тысяч, но миллионы предпочитают рассчитывать на себя. Причины массовых необращений в службу занятости при потере работы кроются не только в унизительности подобной процедуры и понимании, что на пособие в 4 тыс. руб. все равно не проживешь, но и в общем уровне недоверия к государственным институтам и предлагаемым ими механизмам. Не говоря уже о том, что мало какой уволенный в кризис менеджер по продажам захочет выбирать между работой водопроводчика за 10 тыс. или электрика за 12 тыс. руб.[16]

На фоне неучтенных безработных есть занятые работники, которых, скорее, стоило бы отнести к безработным. Скрытая безработица является одной из основных особенностей безработицы в России, она включает в себя находящихся в штате, но временно неработающих сотрудников

Российская «скрытая» безработица появилась не сегодня. Она стала массовым явлением еще во времена плановой экономики, несмотря на заявления и утверждения: «в СССР безработицы нет».

Чтобы понять особенность процессов в области занятости населения в Советском Союзе, необходимо пояснить, что на рынке труда имела место монопсония. В роли монопсониста в стране выступало государство, ведь именно ему реально принадлежали все рабочие места. Государством, в конечном счете, диктовался также и уровень заработной платы работников.

Монопсония это монополия покупателя, то есть ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и много продавцов данного товара. Исключительность положения монопсониста проявляется в возможности диктовать всем продавцам условия приобретения товара, в первую очередь - цену.

В СССР государством - монопсонистом устанавливалась заработная плата W1 (рис. 6). Это было ниже равновесного уровня We в условиях рынка совершенной конкуренции.

В результате предприятиям при такой заниженной зарплате приходилось нанимать L1, работников вместо Le. Наем гораздо большего количества работников порождал искусственное сокращение безработицы, или скрытую безработицу. Это приводило к снижению уровня заработной платы для всех эффективно работающих, так как она была единой для всех занятых.

Рисунок 6. Экономические последствия вмешательства государства в процесс функционирования рынка труда.

Подобным действием участие государства - монопсониста не ограничивалось. Предприятиям диктовался не только уровень оплаты труда, но и численность занятых. Количество занятых искусственно завышалось с тем, чтобы образовался даже излишек рабочих мест. В советское время рекламные щиты предприятий всегда пестрели объявлениями о найме на работу: «Заводу требуются работники следующих специальностей...» Рисунок 6 демонстрирует численность занятых L2, соответствующую рассмотренной ситуации. На участке L1-L2 линия зарплаты работников проходит выше кривой предельного дохода (DL), характеризующей экономически обоснованный спрос на труд. Это означает: труд работников, принятых на работу сверх количества L1 - убыточен и экономически нецелесообразен. Работники получали от общества больше, чем создавали. Расплачиваться за это приходилось всем гражданам страны. Компенсировались убытки за счет доходов, создаваемых в обществе. А ведь эти доходы в противном случае могли стать основой роста благосостояния граждан. Работники, нанятые сверх количества Le, были исключены из числа работников искусственно. Это и есть скрытая безработица в командной экономике. По разным оценкам внутрипроизводственные резервы рабочей силы (скрытая безработица) в СССР достигали от 15 - 20до 40 - 50% трудового потенциала.

В современной российской экономике скрытая форма безработицы имеет двойственный характер, то есть является одновременно и социальным «амортизатором», и экономическим «тормозом».

В современной российской экономике скрытая форма безработицы имеет двойственный характер, то есть является одновременно и социальным «амортизатором», и экономическим «тормозом». В кризисные годы большинство отечественных предприятий столкнулось с отсутствием финансирования, спадом производства, неплатежами потребителей и множеством других проблем. В качестве выхода из сложившейся ситуации российские предприятия стали вводить неполный рабочий день или неделю, неоплачиваемый отпуск, досрочный выход на пенсию и т.п. Чтобы лучше разобраться в причинах скрытой формы безработицы в отечественной экономике, целесообразно рассмотреть российский феномен скрытой безработицы. Он обусловлен следующими причинами:

-особенностью технологических процессов - крупные предприятия со сложным технологическим циклом не могли резко сократить количество работающих даже в случае значительного сокращения объемов производства, это связано с использованием негибких технологий на отечественных предприятиях. В стране большинство предприятий возводилось под выпуск конкретной продукции, поэтому потребность в каждом новом продукте удовлетворялась в результате строительства нового завода или цеха с жесткой технологией. Заводы в большинстве случаев не имеют резервных мощностей для гибкой адаптации. Специфика отечественной промышленной структуры требует работы почти всех занятых, даже в случае производства лишь 20% продукции. Такая технология характерна для российской химической промышленности, машиностроения, большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса. Значительное сокращение объемов производства на предприятии отражалось в первую очередь на уменьшении количества работающих в основном производстве;

-характерным для СССР патернализмом (paternus- отцовский, отеческий) руководителей предприятий - ключевой установкой для многих руководителей сферы отечественного бизнеса являлась ориентация на сохранение трудового коллектива, поэтому руководители, идентифицирующие себя с коллективом, к числу наиболее значимых проблем относят сохранение кадров. Они абсолютизируют защитные функции работодателя и считают, что заработная плата является основным источником получения доходов и выполняют, прежде всего, воспроизводственную функцию, поэтому предпочитают не увольнять работников. Сами же трудовые коллективы также ориентированы на сохранение всех работников, даже ценой сокращения заработной платы всем занятым. Работающие в большинстве своем спокойно относятся к вынужденным отпускам, и это пока не вызывает серьезной социальной напряженности. Частичная занятость дает возможность людям заниматься своими садовыми участками, торговлей или домашними делами. В итоге их совокупный заработок часто превышает тот, который выплачивался бы при полной занятости на предприятии;

-сокращением трансакционных издержек на рынке труда - заинтересованность руководителей предприятий в сохранении основного состава работников подкреплена надеждой на улучшение экономической конъюнктуры и увеличение масштабов производства предприятия. В этом случае имеет место экономия трансакционных издержек, связанных с подбором необходимых работников, наймом и расстановкой кадров;

-низким уровнем затрат на оплату труда в общих издержках производства - известно, что доля оплаты труда в общих издержках производства в настоящее время на российских предприятиях составляет 10-12%. Это делает бессмысленным экономию на рабочей силе. В большинстве стран Западной Европы и США аналогичный показатель находится в пределах 40-50%. Как правило, для российских предприятий характерны не только сверхзанятость, но и избыточные запасы оборудования, лишние помещения, свободные производственные мощности. Спад производства делает эти ресурсы избыточными. Аренда или распродажа излишних мощностей позволяет выплачивать заработную плату «лишним» работникам. Безусловно, на предприятиях происходит «проедание» основного капитала и недоинвестирование, которые в дальнейшем крайне негативно могут сказаться на их деятельности.[3, с.72]

Работодателю выгоднее осуществлять поддержку частичной занятости на предприятии по сравнению с сокращением работников. Снижение среднего уровня оплаты труда соответственно приводит и к уменьшению величины единого социального налога (36,5% от фонда оплаты труда работников предприятия) на большую величину, чем сумма зарплат, выплачиваемая «ненужным» работникам.

Таким образом, в определенной степени скрытая форма безработицы в реформируемой российской экономике выполняла роль своеобразного социального «амортизатора», т.е. происходило искусственное сдерживание массового высвобождения рабочей силы. Этим можно объяснить наличие нелинейной связи между падением объемов производства и снижением численности занятых на предприятиях. Другими словами, занятость в России сокращалась темпами, существенно уступавшими темпам снижения ВВП страны. По данным Института экономики переходного периода в 1992-1997 гг. при снижении ВВП страны на 1% уменьшение численности занятых в ее экономике составляло в среднем всего 0,34%. В связи с этим уместно напомнить, что в восточноевропейских странах, к примеру, уже в первой фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего примерно 50% общего падения производства. В России эта пропорция в 3-4 раза ниже. Быстрый рост безработицы - одно из самых болезненных социальных последствий реформ в странах Центральной и Восточной Европы. Реализация в России восточноевропейского соотношения между сокращением объемов производства и ростом уровня безработицы означала бы, по оценкам специалистов, 30%-й уровень безработицы.[3, с.72]

Этот мир «скрытой» безработицы был бы неполным еще без одного звена - занятых, но не числящихся таковыми. Эта тема поднималась летом 2011 года на встрече Дмитрия Медведева с руководителями профсоюзов. "Этих людей у нас становится все больше и больше, и на них нужно обращать внимание. Я говорю о тех, кто имеет гибкие графики работы, тех, кто работает на удаленных рабочих местах с использованием компьютерной техники. Действующий Трудовой кодекс не предусматривает каких-либо форм организации рабочего процесса в этой сфере, и эти граждане вообще не включены в систему социального партнерства, лишены гарантированной социальной защиты, что неприемлемо для государства", - казал президент.

Делись добром ;)