logo
Бизнес планирование

2.2 Модели бизнес-плана

Модель бизнес-плана определяется принадлежностью плана к тому или иному типу, а также особенностями предприятия, для которого он разрабатывался.

В общем виде, согласно существующим рекомендациям, бизнес-план должен состоять из следующих разделов:

1. Возможности фирмы (резюме);

2. Виды товаров (услуг);

3. Рынки сбыта товаров (услуг);

4. Конкуренция на рынках сбыта;

5. План маркетинга;

6. План производства;

7. Организационный план;

8. Правовое обеспечение деятельности;

9. Оценка риска и страхование;

10. Финансовый план.[5, стр. 21].

Данный перечень является обобщающим, а вообще целесообразно вместо 10 разделов предусматривать 7 разделов - для начинающегося бизнеса и 5 разделов - для действующего. Такой подход к планированию бизнеса соответствует рекомендациям специалистов-практиков (Д. Дойла, А. Вайсмана), которые также предполагают разрабатывать бизнес-планы из небольшого числа разделов.