logo
Бизнес планирование

3.1 Бизнес-план городского масштаба

Неравный доступ к ресурсам, затягивание принятия решений, низкая квалификация, а также неблагожелательное, высокомерное отношение чиновников к представителям малого бизнеса - так оценивало работу городской администрации томское предпринимательское сообщество еще полтора-два года назад. Данные исследования административных барьеров, проведенные Центром малого бизнеса, легли в основу разработки новой схемы взаимодействия мэрии и бизнеса, а также подтвердили необходимость активных действий по поддержке предпринимательства именно на муниципальном уровне.

Томск нельзя назвать городом, где последовательно реализовывалась политика поддержки бизнеса. Так, в 2006 году мы заметно «проседали» по ключевым показателям работы малого бизнеса. Промышленность активно росла только в 2004-2005 годах благодаря экономическому подъему страны в целом. Причины столь невысокой динамики при существующей благоприятной конъюнктуре, а по оценкам экспертов Российской академии наук, Томск «имеет выгодную региональную экономику с полной структурой рабочих мест», названы в исследовании Центра малого бизнеса: очень «избирательный» подход городских чиновников к нуждам предпринимательства

Лишь в 2007 году в Томске начала реализовываться программа поддержки и развития малого предпринимательства, рассчитанная до 2010 года. В 2008-м, когда федеральный центр окончательно закрепил за муниципалитетами обязательства по поддержке малого бизнеса, эта работа продолжилась. Два года подряд на эти нужды бюджетом Томска выделялось по 5 млн руб. По оценке городского департамента экономики, 1 рубль затрат на поддержку малого предпринимательства дал прирост налоговых доходов бюджета города в 5 рублей. Таков один из важных индикаторов реализации программы.

За два последних года число малых предприятий увеличилось на 12% и превысило 9 тыс. Число занятых в малом бизнесе с учетом индивидуальных предпринимателей и наемных работников сегодня составляет 95 тыс. человек - это 38% от экономически активного населения областного центра. Оборот малых предприятий за последние два года вырос в полтора раза и составил почти 109 млн руб. При этом динамика роста оборота инновационных предприятий опережает традиционное направление почти в два раза: в 2007 году он увеличился в сопоставимых ценах на 43,8% против 22,9 в других секторах предпринимательства. Инвестиционный вклад малого бизнеса в основной капитал по итогам 2007 года достиг 45% от общего объема (8,5 млрд руб.), увеличившись почти на 5% по сравнению с 2006 годом. Важным с точки зрения конкурентоспособности Томска как региона с растущей привлекательностью для бизнеса стал тот факт, что в целом по темпам развития малого бизнеса томичи впервые догнали находящихся в несравнимо более выгодных условиях новосибирцев.

Очевидно, что усилил такой эффект сам подход в реализации программы поддержки предпринимательства. И в 2007, и в 2008 году мэрия на конкурсной основе определяла оператора программы. Преимущества такой схемы заключаются в том, что вся строгость ответственности за расходование бюджетных средств ложится на оператора, при этом доступ предпринимателей к финансовой или консультационной помощи значительно упрощается, а необходимую поддержку они получают максимально оперативно.

В 2007 году оператором программы стал Центр малого бизнеса. При его посредничестве 24 компании приняли участие в выставках и ярмарках, 6 предприятий получили субсидии на реализацию инвестпроектов, 7 смогли уменьшить стоимость своих кредитов за счет субсидирования процентной ставки из городского бюджета.

В 2008 году программа была передана на аутсорсинг Томской торгово-промышленной палате. Изменились и приоритеты программы. Проведенные опросы показали, что важна не столько финансовая поддержка, размеры которой ограничены скромным бюджетом города, сколько информационно-правовая, образовательная. (В 2009 году мэрия вновь планирует увеличить долю финансовой помощи, поскольку кризис закрыл для малого бизнеса двери многих банков, привел к существенному удорожанию заемных средств.)

В ноябре 2008 года в рамках программных мероприятий ТПП оказала поддержку 76 компаниям в проведении выставочно-ярмарочной деятельности, предоставила почти 400 частных консультаций, более 200 предпринимателей и сотрудников компаний прошли обучение, а 20 бизнес-проектов получили оценку, благодаря чему большинство из них были направлены на участие в областном конкурсе проектов «Бизнес-старт».[8]