Бренд регионального продукта как нематериальный ресурс

дипломная работа

2.1 Основные аспекты формирования привлекательности и узнаваемости территории как основы конкурентных преимуществ

Территориальные и глобальные социально-экономические преобразования, коснувшиеся России, в значительной степени изменили характер отношений между отдельными регионами, муниципальными субъектами, формируя при этом новые межрегиональные рынки и рынки муниципальных образований. Территории вступают в конкурентные взаимоотношения и борются за привлечение новых факторов производства, увеличение рабочих мест, перспективы социально-экономического развития и роста. Довольно важное значение приобретает разработка и применение стратегии по привлечению внимания к территории, что включает в себя формирование набора определённых материальных и нематериальных аспектов, которые обеспечивали бы территории долгосрочные конкурентные преимущества перед другими регионами страны, обеспечивая устойчивое развитие.

Использование лишь реального сектора экономики не позволит муниципальным образованиям достичь желаемого результата, так как для производства необходимы финансовые ресурсы, которые вкладываются в его развитие. Такие достаточно новые нематериальные факторы, как образованность населения, уникальные традиции, культурные достопримечательности, инициативность и креативность населения, открытость и гибкость руководства, ментальные особенности все чаще дополняют традиционные материальные ресурсы, также привнося свой вклад в экономическое развитие территории. Присутствие на территории таких факторов, как полезные ископаемые, рекреационные ресурсы и удобное географическое расположение дают некую гарантию для устойчивого развития территории, но лишь при наличии условия активного участия и позиционирования региональных органов власти и местного самоуправления в вопросах развития территории.

На сегодняшний день проблема эффективного использования нематериальных ресурсов с целью развития и пополнения доходной части бюджетов разных уровней является довольно актуальной для властей регионов, в решении которой довольно важным инструментом может стать выявление, формирование и развитие идеи активного привлечение инновационных возможностей. Однако, для активного использования данных возможностей, необходимо понимание потенциальных сфер их применения, которые являются конкурентными преимуществами региона.

Не смотря на то, что отечественная экономическая наука не дает большой разброс определений понятия "конкурентоспособность региона", важным аспектом в определении являются нематериальные ресурсы территории при формировании конкурентных преимуществ региона.

Существует множество направлений, по которым ведется конкурентная борьба между регионами, однако наиболее значимыми в тематике данной работы выступают направления по "привлечению инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий" и направление "эффективного регионального управления" Фоменко С.А. Формирование муниципальных брендов как базы конкурентных преимуществ региона: Автореф. по дисс. … 08. 00. 05/ Владимир - 2010 - стр. 24, включающего в себя развитие сферы партнерства между администрацией и представителями бизнес среды. Центром каждого направления выступает предмет конкуренции, который должен находится в центре внимания властей региона и заинтересованных лиц для создания возможности привлечь целевые группы пользователей территории.

Формирование конкурентоспособности региона происходит на основе конкурентных преимуществ его территории различного уровня, включая в себя комплекс преимуществ муниципальных образований, которые входят в состав региона; межмуниципальных преимуществ, которые можно положить в основу хозяйственных, отраслевых кластеров; преимущества, формируемые на региональном уровне в результате вложения средств в инвестиционные проекты по развитию территории на основе региональных брендов Там же стр. 30.

Ниже представлена таблица факторов конкурентоспособности территории, которые можно подразделить на материальные и нематериальные, учитывая характер их происхождения и ресурсы, которые обеспечивают их формирование. Важно отметить, что в условиях современного регионального развития нематериальные факторы, формируемые самим регионом, выступают основой долговременного устойчивого конкурентного преимущества территории.

Рис. 3

Обращая внимание на нематериальные факторы, стоит отметить такое понятие как "региональных бренд", под которым понимают инструмент продвижения территории, который представляет собой устойчивые представления различных типов потребителей (властей различных уровней, население данной и иной территории, инвесторов) об отличительных характеристиках конкретного региона, которые включат в себя экономические, социально-правовые, культурные природные пространственные факторы и основаны на комплексе материальных и нематериальных ресурсов. Фоменко С.А. Формирование муниципальных брендов как базы конкурентных преимуществ региона: Дисс. на соиск. ученой степени … 08. 00. 05/ Владимир - 2010 - стр. 35

На сегодняшний день региональные и муниципальные власти активно поддерживают инициативы по созданию идентичного территории бренда, так как он представляет собой важнейший инструмент повышения развития и конкурентоспособности территории. Бренд, в составе которого позиционируется регион его создания, демонстрирует, являясь одновременно гарантом, конкурентные преимущества территории.

Автор работы "Формирование муниципальных брендов как базы конкурентных преимуществ региона" разграничивает пользователей бренда на внутренних и внешних, относя к внутренним население территории, ее организации и предприятия, а также власти; к внешним автор относит органы власти более высокого уровня, местного самоуправления иных территорий, реальных и потенциальных инвесторов, а также покупателей и потребителей брендированной продукции и услуг. Фоменко С.А. Формирование муниципальных брендов как базы конкурентных преимуществ региона: Автореф. по дисс. … 08. 00. 05/ Владимир - 2010 - стр. 46

Таким образом, территориальный бренд представляет собой важнейший инструмент реализации стратегии развития региона. Данный инструмент может быть создан как самими властями региона, так и при их поддержке и сотрудничестве с частными производственными предприятиями по выпуску продукции, которая будет представлять собой конкурентное преимущество региона, рекламируя его на рынке производимой продукции с учетом потребительских потребностей.

Делись добром ;)