Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики

курсовая работа

1.3 Структура доходов бюджета и источники их формирования

Согласно бюджетному кодексу, доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета;

Доходы республиканского бюджета формируются за счет федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

Таким образом к доходам бюджетов относятся :

1) налоговые доходы,

2) неналоговые доходы,

3) безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Следует отметить, что дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Источники формирования территориальных бюджетов условно можно подразделить на собственные и привлеченные.

Однако некоторыми авторами, например, Георгием Борисовичем Поляком предлагается несколько иная классификация - все источники формирования территориальных бюджетов разделить на 4 группы:

1) собственные доходы,

2) перераспределяемые доходы,

3) заемные источники,

4) привлеченные источники.

(1) Собственные доходы - средства, полученные территориальными органами власти в соответствии с наделенными законодательством налогово-бюджетными и имущественными полномочиями и полученные вследствие принятых ими законодательных, административных, хозяйственно-экономических решений. То есть доходы, полученные в результате собственных действий. Такая трактовка этих доходов отражает уровень самостоятельности территориальных органов власти. Доходы же, полученные в виде финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня, даже если они формально (на основе законодательного акта) причислены к собственным доходам, рассчитаны по единой методике и установлены на ряд, не прибавляют финансовой самостоятельности территориальным органам власти и поэтому их причисление к собственным доходам не правомерно.

К собственным доходам можно отнести:

*доходы от территориальных налогов (региональных для бюджетов субъектов РФ, местных -- для бюджетов муниципальных образований);

*доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собственности территориальных органов власти;

* доходы, полученные в результате экономической, административной деятельности территориальных органов власти;

* средства, поступающие в виде процентных отчислений от налогов вышестоящих бюджетов по нормативам, установленным федеральным и региональным законодательством на период более трех лет;

* средства от реализации имущества, активов, принадлежащих территориальным органам власти;

часть прибыли предприятий, находящихся в собственности территориальных органов власти и др.

(2) Перераспределяемые доходы -- финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления, переданных на другой уровень власти, полномочий на период бюджетного периода, т.е. три года. К перераспределяемым доходам можно отнести:

· безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней;

· отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений на период бюджетного планирования (три года).

(3) Заемные источники -- средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др.

(4) Привлеченные источники -- средства, переданные территориальным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения территориальных экономических и социальных задач. К привлеченным источникам можно отнести:

· средства самообложения граждан;

· добровольные пожертвования юридических и физических лиц и др.

Такая классификация территориальных доходов позволит:

· проводить более точный анализ формирования доходной части территориальных бюджетов;

· определять реальную финансовую самодостаточность и финансовое состояние территорий;

· устанавливать уровень финансовой самостоятельности территориальных органов власти;

· повышать уровень управления доходами территориальных бюджетов на основе разработки более обоснованных мероприятий по воздействию территориальных органов власти по мобилизации бюджетных доходов.

Делись добром ;)