logo
Бюджетная система

1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения

Бюджет представляет собой форму образования и расхо-дования фонда денежных средств, предназначенных для фи-нансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой сис-теме страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населе-нием - с другой, которые связаны с формированием и использо-ванием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Содержание этих отношений обусловлено задачами, решае-мыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его пе-рераспределением. Основными финансовыми методами пере-распределения национального дохода являются:

1) образова-ние и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюд-жетные фонды);

2) организация налогов;

3) финансирование отраслей народного хозяйства;

4) формирование и использо-вание общественных фондов потребления, страховых и ре-зервных фондов. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2006. - С.24.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как посредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществ-ление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизо-ванных фондов денежных средств.

Бюджетное устройство определяет организацию государст-венного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотноше-ния между ее отдельными звеньями, правовые основы функ-ционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формиро-вания и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой госу-дарственного устройства страны, действующими в ней основ-ными законодательными актами, ролью бюджета в обществен-ном воспроизводстве и социальных процессах.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государст-ва, административно-территориальных образований, самостоя-тельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государст-венном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система явля-ется главным звеном финансовой системы государства. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2006. - С.25.

По-строение бюджетной системы зависит от формы государствен-ного и административного устройства страны. По степени рас-пределения власти между центром и административно-тер-риториальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государствен-ного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного госу-дарства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это фор-ма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образова-ния, входящие в государство, имеют собственную государствен-ность и обладают определенной политической самостоятельно-стью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли-тических или военных целей. Бюджет такого государства фор-мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджет-ные и налоговые системы. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2006. - С.40.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конститу-циях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная сис-тема Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных вне-бюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональ-ных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

В настоящее время бюджетная система Российской Федера-ции включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов, авто-номных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2006. - С.41.

Следует отметить, что в состав федерального и территори-альных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюдже-тов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов -- дорожный, экологический, воспроиз-водства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Феде-рации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюдже-ты субъектов Российской Федерации не включаются в федераль-ный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюд-жетов субъектов Российской Федерации и местных бюдже-тов), в бюджетную систему входят государственные внебюд-жетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фон-ды субъектов РФ обязательного медицинского страхования).

Средства этих фондов по экономическому содержанию и на-правленности их использования мало чем отличаются от бюд-жетных средств.

Функ-ционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2)разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюд-жетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сба-лансированность бюджета; 6) эффективность и экономность ис-пользования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

В доходной части баланса используются следующие бюджет-ные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подо-ходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, рас-ходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержа-ние органов государственной власти, правоохранительных орга-нов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2006. - С.42.

Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспектив-ном финансовом планировании в частности. При разработке про-гнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе ко-торых лежат показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозиро-вания бюджетов также базируется на данных консолидирован-ных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспекти-ву исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как раз-мер ВВП, национального дохода, объемом валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно-стей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксирова-на, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распреде-ления и перераспределения внутреннего валового продукта и соз-данного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.

Средства федерального бюджета являются главным источ-ником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Шахмалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. для вузов по спец. “Менеджмент”. - М.: Экономика, 2005. - С.131.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Феде-рации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо-женные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с Законодательством Российской Федерации;

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в го-сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этапов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государст-венной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации. Шахмалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. для вузов по спец. “Менеджмент”. - М.: Экономика, 2005. - С.133.

Главным источником доходов федерального бюджета являют-ся налоговые доходы (83%). Наиболее весомые налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы - более 35% всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - более 14%, среди них основное место занимают импортные пошлины.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой под-держки регионов, из федерального бюджета субъектам Россий-ской Федерации выделяются дотации и субвенции.