logo
Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере Республики Беларусь)

3.1 Проблемы реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

Как уже было отмечено ранее, бюджетно-налоговая политика, проводимая в Беларуси, недостаточна эффективна - она не содействует достижению макроэкономических целей, основными из которых являются: стабильный экономический рост, полная занятость ресурсов, стабильный уровень цен. Эти обстоятельства говорят о том, что фискальная политика сталкивается с серьезными проблемами, что обусловлено в большей мере структурными характеристиками экономической модели Беларуси. Основным недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране фискальной политики является ее преимущественно фискальный характер - особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета. Это сдерживает производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей.

С позиции фискального значения важнейшую роль играют косвенные налоги. Однако известно неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет, с другой - являются одним из значимых ценообразующих факторов. Для налоговой системы Республики Беларусь актуальна проблема увеличения удельного веса косвенных платежей. В республике снижается значение прямого налогообложения. Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости. Важнейшим недостатком налоговой системы Республики Беларусь является высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования. Современная налоговая система Республики Беларусь оказывает угнетающее воздействие на сектор производства в экономике. Следствием этого является то, что многие предприятия вынуждены применять различные нелегальные схемы уклонения от уплаты налогов, связанные с обращением наличных денег.

Некоторые специалисты указывают на следующую проблему бюджетно-налоговой политики: основная часть налогов изымается в бюджет ещё до реализации продукции, что не может позитивно сказываться на объёме собственных оборотных средств предприятий и соответственно на их финансовой устойчивости.

Большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность является ещё одной проблемой фискальной политики Беларуси. Это усложняет механизм налогообложения в целом, ведёт к появлению излишнего документооборота и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному росту уровня цен. Особенно негативно влияют на конкурентоспособность белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые в фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Из-за этих налогов значительно поднимается общий уровень цен, что приводит к проблемам со сбытом продукции, замедлению оборачиваемости капитала, сокращению прибыли и другим последствиям для предприятий, а соответственно - экономики.

Недостатком существующей налоговой политики является наличие налогов и платежей, которые при незначительной своей доле в доходах требуют значительных затрат на администрирование. Это касается налога на недвижимость, плательщиками которого являются владельцы дачных строений. В доходной части республиканского бюджета этот налог составляет сотые доли процента, между тем его сбор связан со значительными финансовыми затратами - до 30% собранных средств. [8, c.119]

Также проблемой существующей налоговой системы Беларуси является наличие различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов. Даже несмотря на умеренные ставки, множество целевых налогов ведёт к значительному усилению налогового бремени. Включение в цену товаров отчислений в целевые бюджетные фонды ведёт к удорожанию продукции, что делает её неконкурентоспособной на внешнем и на внутреннем рынке страны.

Требуется существенная доработка вопроса предоставления налоговых льгот. Использование налоговых льгот влечёт за собой нарушение принципа справедливости и равнозначности налогообложения. Предоставление льгот одним субъектам экономики вынуждает увеличить размер налогов для других, которые не имеют налоговых льгот. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не доходят до конечного потребителя, не осуществляют желаемого социального эффекта, снижения цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса [14].

В Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, о чём свидетельствует анализ бюджетно-налоговой системы. Белорусская экономическая модель отводит главную роль государству. Она базируется на незавершенной реструктуризации сектора предприятий и широком перераспределении доходов, что отражается в высоких расходах бюджета на всяческие трансферты и субсидии домашним хозяйствам и фирмам.

Помимо этого, неэффективными и нерациональными признаются субсидии в сельском хозяйстве, энергетическом секторе и некоторых других отраслях экономики. Сельское хозяйство в Беларуси не является рентабельным. В нашей стране много предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, а это создает значительные фискальные риски. До тех пор, пока сельское хозяйство в нашей стране не потерпит определённые реформы, оно является бременем для государственного бюджета. Как отмечают эксперты Всемирного банка, удельный вес данного сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки [3].

Также эксперты советуют пересмотреть незаслуженные, как они считают, энергетические субсидии. Как сообщает Всемирный банк, бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют в Беларуси около 2% ВВП на фоне роста стоимости импорта энергоресурсов из России [4].

Следует отметить, что в Беларуси действует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе. Существующий категориальный механизм социальной помощи ведёт к тому, что существенную часть пособий получают домашние хозяйства, которые не являются малообеспеченными.

Эксперты Всемирного банка также подчеркивают необходимость реформ в пенсионной системе Беларуси. Это обусловлено высокой ставкой взносов на социальное страхование. Взятые вместе, максимальные предельные ставки налогов на фонд оплаты труда составляют величинусвыше 40 процентов.

Постепенное и неуклонное повышение пенсий из-за их индексации на рост заработной платы не способствует понижению высоких предельных ставок налогов в фонд оплаты труда, что не создаёт положительных стимулов для предпринимателей и формирует интерес в сокрытии доходов организаций[5].

Заканчивая рассмотрение данного вопроса необходимо еще раз сделать акцент на основных проблемах, которые характерны для нашей страны при проведении фискальной политики. Это преимущественно фискальный характер, который тормозит производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей; сильный налоговый пресс; неравномерное распределение налогового бремени; высокая доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; неуместные расходы на сельское хозяйство; несправедливые энергетические субсидии; масштабная система социальной помощи. Приведённые недостатки показывают необходимость дальнейшего совершенствования бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь и проведения комплекса реформ бюджет с целью сокращения государственных расходов и снижения налоговой нагрузки.