logo
Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике Республики Беларусь

2.1 Бюджетно-налоговая политика в Украине

Национальная бюджетно-налоговая политика должна основываться на конкретной государственной концепции налогообложения, которая учитывает объективные факторы развития экономики и макроэкономические тенденции.

Процесс развития бюджетно-налоговой политики в Украине сложен, поскольку отсутствует четкая и реальная концепция выхода экономики Украины из кризиса. В данный момент налоговая политика не является средством регулирования экономики, а скорее всего средством, которое передает доходы в государственный бюджет

По данным Министерства доходов Украины, большинство поступлений в сводный бюджет получено от НДС - за 1-е полугодие текущего года он составил 61,4 миллиарда гривен. Налог на прибыль предприятий - 30,8 миллиарда гривен, акцизы с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) - 14,7 миллиарда гривен, поступления от ввозной пошлины составили 6,2 миллиарда гривен. В Министерстве доходов отметили, что по сравнению с аналогичным периодом 2012 года налогу на прибыль увеличился на 6,4%, в итоге бюджет получил больше на 1,8 миллиарда гривен. Дополнительные поступления по НДС от произведенных в Украине товаров составили 2,7 миллиарда гривен, что на 6,7% больше по сравнению с январем-июнем 2012 года, акцизы- 2,4 миллиарда гривен (на 20,9%).

Однако, несмотря на рост поступлений от налогов и сборов, дефицит государственного бюджета Украины за 1-е полугодие 2013 года возрос в три раза - до 22,5 миллиарда гривен (за 1-е полугодие 2012 года этот показатель составлял 6,7 миллиарда). За 1-е полугодие государственный бюджет был выполнен с дефицитом, который был меньше запланированного. Дефицит общего фонда государственного бюджета составил 24,7 миллиарда гривен, что меньше росписи на этот период на 12 миллиардов гривен [11].

Основными направлениями бюджетно-налоговой политики являются:

ь реформирование налоговой системы (определение видов налогов, а также роли каждого из них при формировании доходов государственного бюджета);

ь создание благоприятных условий для быстрого и эффективного развития предприятий государства;

ь расширение сферы малого бизнеса;

ь повышение жизненного уровня населения путем направленности бюджетных расходов;

ь усиление роли местных налогов;

ь определение налоговых ставок, их дифференциацию;

ь предоставление налоговых льгот;

ь определение механизма исчисления и зачисления налогов в бюджет.

При использовании определенной бюджетно-налоговой политики можно контролировать такие социально-экономические процессы, как инвестиции, развитие науки и техники, объем производства, структурные изменения, цены, уровень потребления определенных товаров, внешнеэкономические связи, занятость, уровень жизни населения, и т.п.

В настоящее время бюджетно-налоговая система Украины обладает большим количеством недостатков, которые отрицательно воздействуют на развитие экономики, а именно:

ь объектом налогообложения является не только доход или прибыль, но и затраты субъектов хозяйствования;

ь налоговая система не стимулирует предпринимательские структуры накапливать финансовый капитал и инвестировать его в основные и оборотные активы;

ь налоговая система является нестабильной;

ь в налоговой системе Украины почти не существуют налогов, связанных с имуществом;

ь налоговая система, с точки зрения государства, неэффективна, но является выгодной для недобросовестных плательщиков налогов, поскольку позволяет плательщикам скрывать свои доходы, а другим получать часть этих доходов, прикрывая недобросовестные предприятия.

На данный момент экономика Украины не обладает альтернативным и эффективным источником увеличения государственного бюджета, как при помощи налогов. На пути поиска такого источника возникают следующие проблемы:

ь значительный государственный долг, состоящий из внешней, внутренней задолженности государства и кредиторской бюджетных организаций;

ь дефицит бюджета;

ь значительные объемы общегосударственного потребления, ограничить которые в ближайшее время невозможно.

Для того чтобы достигнуть поставленных целей государство должно воздействовать на экономическую деятельность при помощи системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок. Именно по этой причине перед бюджетно-налоговой системой Украины поставлена стратегическая задача, касающаяся планирования, обеспечения взаимосвязи роста жизненного уровня населения и экономики страны.

Перед проведением налоговой политики необходимо учесть интересы всех субъектов налоговых отношений. Во-первых, это стремление субъектов экономики уменьшить налоговые платежи, а во-вторых - интересы государства, которые нацелены на полное выполнение своих функций. Для проведения эффективной налоговой политики значимым моментом является правильное определение объема налога, который обеспечивает заинтересованность субъектов хозяйствования в подъеме эффективности производства. Для этого необходимо постоянно проводить аналитическую работу для того чтобы достигнуть компромисса между плательщиками налогов и государством.

Для того чтобы создать благоприятные условия развития внутреннего рынка реального сектора экономики требуется:

ь использовать благоприятные пошлинные режимы импорта технологической базы;

ь осваивать новые механизмы государственного долгосрочного кредитования;

ь совершенствовать систему государственных закупок и заказов;

ь максимально использовать инвестиционные инструменты приватизации;

ь содействовать развитию финансового лизинга;

ь использовать дополнительные стимулы развития малого и среднего бизнеса;

ь содействовать развитию наукоемких производств и отраслей, которые основываются на использовании информационных и коммуникативных технологиях.

Украина относится к странам с высоким научным потенциалом. И поэтому нужно сформировать такие условия, которые обеспечили бы не только увеличение этого потенциала, но и значительную его отдачу. Необходимо улучшить финансирование науки через увеличение бюджетных затрат. Науке больше всего требуется поддержка, так как она служит фундаментом для образования собственных высоких технологий и главным фактором совершенствования научного потенциала.

Всестороннее развитие человеческого потенциала является важной задачей структурно-инновационного развития. По той причине, что это главная составная национального богатства, а также движущая сила общественного развития. Мировой практикой доказано, что инвестиции в человеческий капитал - самый эффективный.

Обеспечение развития медицины также является важной задачей. Цель реформирования в сфере охраны здоровья объясняется необходимостью улучшения состояния здоровья населения. Необходимо обеспечить доступность качественных медицинских услуг, провести переориентацию государственной охраны здоровья на предотвращение заболеваний.

В том случае, если для финансов Украины будет разработана грамотная политика их применения, они будут нацелены в нужном направлении, только тогда экономика Украины поднимется на достаточно высокий уровень, и это приведет не только к внутреннему, но и к внешнему подъему.