Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике Республики Беларусь

курсовая работа

3.1 Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. определено, что целями бюджетно-налоговой политики на следующие 5 лет являются повышение конкурентоспособности национальной налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержании дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне. [14, с. 539]

Республика Беларусь - эта страна с малой, но открытой экономикой, для которой в условиях переходного периода характерным является усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования и поддержание фиксированного обменного курса, политика стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещение.

Для бюджетно-налоговой политики, проводимой в Республике Беларусь характерны следующие особенности: проведение сдерживающей бюджетно-налоговой политики, что связано с инфляционными процессами в национальной экономике; попытку сократить расходы, при помощи усовершенствования системы налогообложения; увеличивая доходы; дефицит государственного бюджета, осложняющий поведение действительной бюджетно-налоговой политики [14, c. 267].

В Республике Беларусь более 90% доходов госбюджета формируется за счет налоговых поступлений. Остальная часть -- за счет неналоговых платежей, под которыми подразумеваются поступления от продажи государственной собственности, доходы от приватизации, прибыль Национального банка, поступления от международных организаций, правительств и т.д. В составе налоговых поступлений выделяют собственно налоги и отчисления в целевые государственные фонды. Разделение чисто условное, поскольку последние имеют все признаки налогов. Однако многие авторы, ориентируясь исключительно на целевой характер платежей, все же относит их к неналоговым.

Итак, налоги являются основой формирования государственного бюджета нашей страны. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий. Вероятно, в дальнейшем, с достижением стабильности в развитии отраслей экономики и укрепления доходной части бюджета, формирование фискальной политики правительства будет в меньшей степени зависеть от целевых фондов.

Делись добром ;)