Бюджетно-налоговая политика и её особенности в РБ

курсовая работа

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ

Для определения эффективности фискальной политики используются различные показатели.

Уровень (норма) налогообложения выступает общим количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения.

Он исчисляется как отношение суммы налоговых поступлений к величине ВВП или национального дохода. Данный показатель не является нормативным и различается в зависимости от специфики государства. Но при его увязке с уровнем душевого дохода, норму налогообложения можно использовать для оценки меры жесткости налоговой политики.

Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.

Для определения уровня налоговой нагрузки на микро и макроуровне используются следующие показатели:

предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений суммы доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП);

эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления доходов);

налоговый мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля государства;

уровень централизации финансовых ресурсов [10, c.291].

На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста госрасходов, что в конечном итоге увеличило темпы роста ВВП с 1995г. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001 г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003 г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990 г. В связи с этим в 2004 г. мел место профицит госбюджета [13].

Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.

Реализация намеченных подходов осуществлялась в 2009 г. по следующим конкретным направлениям:

снижение ставок по следующим платежам в бюджет: сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - с 2 до 1 %; налога на приобретение автомобильных транспортных средств - с 5 до 3 %; местного налога на услуги - с 10 до 5 %;

установление единой ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле на отечественные и импортируемые товары в размере 5 %;

исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов и распространение этого налога только на здания и сооружения [1, с. 5].

Существенные преобразования предусмотрены по налогообложению доходов граждан.

Так, с 1 января 2009 г. осуществлен переход от сложно-прогрессивной шкалы ставок подоходного налога к единой (линейной) ставке на уровне 12 %. Одновременно для выравнивания условий налогообложения всех групп населения с разными доходами стандартный налоговый вычет увеличен до 250 тыс. рублей.

Продолжается совершенствование механизма взимания и уплаты основных применяемых налогов и сборов (НДС, налоги на прибыль и доходы, экологический налог).

Новым импульсом для развития малого и среднего бизнеса стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. 119, который усовершенствовал по всем основным направлениям упрощенную систему налогообложения.

Были снижены ставки налога при упрощенной системе налогообложения; значительно расширены критерии по валовой выручке, дающие право на ее применение; расширены сферы действия пониженных ставок за счет распространения их на всю территорию сельской местности; установлены ежеквартальные сроки подачи налоговых деклараций и уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС; усовершенствована методика определения средней численности организаций; конкретизированы иные элементы упрощенной системы налогообложения.

В целом снижение налоговой нагрузки на экономику в прошедшем году составило 1,3 % к ВВП. В распоряжении субъектов хозяйствования осталось дополнительно более 2 трлн. рублей. В 2010 г. предусматривается снижение налоговой нагрузки еще на 1,1 % к ВВП.

К 2010 г. была обеспечена подготовка проектов необходимых решений, предусматривающих полную отмену оборотных налогов, упразднение ряда местных налогов и сборов (в частности, налога с продаж, налога на услуги, целевых сборов из прибыли), реформирование ресурсных платежей, отмену нормирования расходов на маркетинговые, информационные и консультационные услуги и др.

Завершающим этапом формирования налоговой системы Республики Беларусь является вступление в силу с 1 января 2010 года Особенной части Налогового кодекса. По сути, Особенная часть представляет собой свод налоговых законов, но созданный не путем простого объединения в одном документе ранее действовавших актов, а с одновременным их совершенствованием.

Налоговый кодекс Республики Беларусь стал единым, комплексным актом, который собрал воедино все то, что связано с налогообложением, начиная от правил установления налогов и заканчивая порядком осуществления налоговых проверок и обжалования действий налоговых органов, и обеспечил прозрачный и стабильный механизм налогообложения.

В условиях мирового финансового кризиса бюджетная политика Беларуси направлена на обеспечение устойчивости и бездефицитности бюджетов всех уровней.

Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в первую очередь на приоритетных государственных программах. Это позволяет выполнять гарантированные государством социальные обязательства перед гражданами, не допуская дестабилизирующего воздействия на реальный сектор экономики и банковскую систему.

Значительную часть в государственной казне, как и прежде, составляют расходы на выполнение государственных социальных стандартов, пенсий, стипендий, социальных пособий и других выплат социального характера. При этом упор делается на адресную социальную поддержку.

Основными направлениями бюджетной политики в 2009 г. стали:

развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы;

переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию;

совершенствование межбюджетных отношений;

формирование реестра расходных обязательств бюджетов (перечня нормативных правовых актов и расходов на их реализацию);

оптимизация состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций;

приведение бюджетной классификации и бюджетного учета в соответствие с международными стандартами

В прогнозируемом году основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является выход экономики страны на траекторию устойчивого сбалансированного экономического роста, активизация процессов модернизации, структурной перестройки национальной экономики и повышение на этой основе ее конкурентоспособности.

Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции - 97,2%, сельского хозяйства - 101,3%, инвестиций в основной капитал - 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами - 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).

Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году - 50,6%).

Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета, табл. 4.1.

"right">Таблица 4.1

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета 2008-2009 гг., %

Показатели

2008

2009

Налоговые доходы - всего

71,3

65,7

В том числе:

Налоги на доходы и прибыль

17,0

15,3

В т.ч. подоходный налог

6,4

6,9

Налоги на собственность

3,1

2,6

Налоги на товары и услуги

31,2

31,7

В т.ч. НДС

17,4

19,2

Акцизы

5,9

5,8

Налоговые доходы от ВЭД

16,2

12,7

Взносы на государственное социальное страхование

22,1

25,2

Неналоговые доходы

6,6

9,1

Итого доходов

100,0

100,0

Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения - 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6% [13].

При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.

Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид - на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.

Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС -- 19 138,8 млрд. бел. руб. (35,1%); налоги на доходы и прибыль -- 7001,9 млрд. бел. руб. (12,8%); доходы от внешнеэкономической деятельности -- 7263,9 млрд. бел. руб. (13,3%); подоходный -- 5482,1 млрд. бел. руб. (10,1%); акцизы -- 5370,7 млрд. бел. руб. (9,8%). При этом поступления от НДС и налога на прибыль в республиканский бюджет должны вырасти на 18,5% каждый, подоходного налога -- на 15,6%, акцизов -- на 17,1%. Доходы инновационных фондов составят 1209,1 млрд. бел. руб., государственных целевых бюджетных фондов -- 2154,5 млрд.

Структура государственных расходов в 2008-2009 гг. приведена в таблице 4.2.

"right">Таблица 4.2

Расходы государственного бюджета, млрд. руб.

Статья расходов

2008

2009

Отклонение

Темп роста, %

Общегосударственные расходы

10708,0

8053,5

-2654,5

75,2

Национальная оборона

1373,3

1323,7

-49,6

96,4

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2325,8

2433,9

108,1

104,6

Национальная экономика

16494,9

16359,9

-135,0

99,2

Охрана окружающей среды

537,1

396,9

-140,2

73,9

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

3109,6

3042,6

-67,0

97,8

Здравоохранение

5024,9

5354,0

329,1

106,5

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

1426,3

1414,2

-12,1

99,2

Образование

6635,3

6767,1

131,8

102,0

Социальная политика

16176,0

18620,1

2444,1

115,1

Итого расходов

63811,3

63766,0

-45,3

99,9

В 2011 г. увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин. В Таможенном союзе, членом которого является Беларусь, эти платежи, взимаемые на границе каждой из стран-участниц, «зачисляются в общий котел и распределяются по бюджетам трех стран». Наша доля здесь -- 4,7%. Таким образом, доходы от ввозных таможенных пошлин будут зависеть не только от объемов белорусского импорта, но также и от объемов ввоза товаров на территорию РФ и Казахстана.

В числе основных задач принимаемого бюджета можно выделить укрепление действующих социальных гарантий, поддержку реального сектора экономики. Особое внимание уделяется социальным программам, финансирование которых увеличится в среднем до 40%. Значительную часть здесь составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия [1, c. 3].

Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере на конец 2011 г. достигнет 1390 тыс. бел. руб. (или 108,2% к декабрю 2010 г.). При этом в среднем за год она возрастет по сравнению с 2010 г. на 34,8% -- до 1260 тыс. бел. руб.

Будет продолжено оказание господдержки реальному сектору экономики в виде средств, направляемых на льготирование процентов по кредитам, что, по словам министра, снижает нагрузку на бюджет и внедряет рыночные механизмы финансирования инвестиционных проектов. Господдержка малому и среднему бизнесу будет предоставляться в основном на конкурсной основе, и направляться на создание и расширение производства товаров и услуг, выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей продукции и продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение, внедрение новых технологий.

Делись добром ;)