Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга

курсовая работа

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

В последние 15-20 лет в развитых странах одной из ключевых проблем функционирования государственного механизма наряду с бюджетным дефицитом стала проблема государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

Необходимо различать внешний и внутренний долг. Внутренний долг - это задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных правительством. Внешний долг - это задолженность государства иностранным гражданам фирмам и учреждениям[8 c.361].

В 1994г. государственный долг в Беларуси составлял 1.2 млрд. долларов, а государственный долг США в том же году достиг 4600 млрд. долларов[9 c.395]. Однако более достоверную оценку долга можно получить, рассмотрев его по отношению к ВВП. На рис. 2 можно увидеть, что хотя государственный долг США один из самых крупных в мире, у некоторых других стран по отношению к ВВП он еще больше.

Рис. 2. Долг государственного сектора в %-ах к ВВП, 1994г.[9 c.396].

рис. 2

Как государственный долг и его рост влияет на состояние экономики? Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет ли долг бременем на наших детей и внуков? На этот счет в своей курсовой работе я приведу мнения различных экономистов.

Часть экономистов считает, что значение государственного долга заключается в перекладывании тяжести его возвращения на будущие поколения налогоплательщиков.

Когда придет время возвращения основной суммы долга и накопленных процентов, граждане столкнутся с трудным выбором: либо они должны платить более высокие налоги, либо согласиться с уменьшением расходов правительства, либо выбрать какое-то сочетание этих мер. В сущности, дефицит бюджета и государственный долг означает, что правительство позволяет налогоплательщикам переложить оплату некоторых государственных расходов на будущие поколения. “Наследование” отеческих долгов означает неизбежное снижение уровня жизни подрастающих граждан.

Кроме прямого воздействия, бюджетный дефицит имеет и другие макроэкономические последствия. Так как он представляет собой отрицательные общественные сбережения: национальные сбережения уменьшаются. Сокращение национальных сбережений ведет к увеличению реальной ставки процента и снижению уровня инвестиций, что означает неизбежное уменьшение накопленного капитала и, соответственно, падение производительности труда, реальной заработной платы и объема производства товаров и услуг в экономике. Таким образом, долгосрочный результат возрастания государственного долга состоит в снижении доходов субъектов экономики и одновременном увеличении налогового бремени.

Другая часть экономистов считает, что проблема дефицита бюджета и государственного долга излишне преувеличивается. Хотя государственный долг означает возрастание налогового бремени для подрастающих поколений, оно не существенно со средним размером дохода индивида в течении жизни. Сначала нужно определить кто является держателем государственного долга, кому мы должны? Ответ: в основном самим себе. Большая часть правительственных облигаций размещена внутри страны, то есть она находится в руках граждан и организаций. Таким образом государственный долг является одновременно и общественным кредитом. Однако часть государственного долга - внешний долг действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является “задолженностью самим себе”, и фактически выплата процентов и основной суммы требует передачи части реального продукта страны другим государствам.

В доказательство того, что крупный государственный долг не может привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства, данная часть экономистов приводит три причины:

1. Рефинансирование. Когда подходит ежемесячный, например, срок выплаты части долга правительство рефинансирует свой долг: оно продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение. Повышение налогов для правительства - один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга.

3. Создание денег. Правительство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную часть долга и проценты по нему.

Однако не верно, будто государственный долг мало беспокоит экономистов. Крупный долг действительно может породить реальные проблемы. Во-первых, выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, ибо государственные ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные слои населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все. Во-вторых, чтобы погасить долг, выплачивать проценты, правительство вынужденно подымать ставки налогов, что снижает стимулы к инвестициям, а значит замедляет развитие экономики. В-третьих, выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов. И наконец, в-четвертых, большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения страны неуверенность в будущем.

Кроме того при внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что негативно сказывается на развитии экономики.

Беларусь имеет, как внутренний так и внешний долг. Главным источником покрытия бюджетного дефицита и формирования государственного долга являются прямые кредиты национального банка РБ правительству. Сокращение бюджетного дефицита и государственного долга - важнейшая макроэкономическая задача республики.

Делись добром ;)