Важнейшие причины системного кризиса и трансформационного спада в России

курсовая работа

2.2 Пути выхода из кризиса

Казалось бы, решение именно этих проблем должно предусматриваться экономической стратегией, на поиск рецептов против устойчивой стагнации должно нацеливаться стратегическое мышление. Содержание стратегии определяется тем, как мы отвечаем на следующие фундаментальные вопросы:

· как обеспечить увеличение инвестиционной активности, необходимой хотя бы для простого воспроизводства имеющегося производственного, научного и человеческого потенциала? Добиться при этом повышения инновационной активности и модернизации экономики на основе нового технологического уклада, без которых невозможно обеспечить ни устойчивый рост, ни выживание в условиях глобальной конкуренции?

· как восстановить связь между сбережениями и инвестициями, нормализовать работу банковской системы, остановить нелегальный вывоз капитала?

· как организовать восстановление нормального уровня заработной платы, ликвидировать вынужденную массовую безработицу и прекратить утечку умов?

· как нормализовать систему денежного обращения, платежей и расчетов, наладить процесс рефинансирования производственной деятельности?

· как обеспечить благоприятные макроэкономические условия для развития производства?

· как осуществить декриминализацию экономики, обеспечить работу механизмов рыночной конкуренции, исключить злоупотребления монопольным положением на рынке?

· как добиться увеличения бюджетных доходов, чтобы государство могло выполнять свои обязательства?

Вспомним рекомендации относительно развития наших реформ. Среди них следует выделить тех, кто предлагал нам обратиться к опыту Японии с ее оптимальным сочетанием рыночных и плановых составляющих, эффективными способами управления деятельностью частных предприятий. К ним относятся З. Бзежинский, С. Кац, В. Леонтьев, Нода Такэси, Хосино Синъясу, Д. Густаффсон. Ключевой особенностью восточноазиатской модели преобразования экономики, по С. Кацу, являлись "ориентированное на рынок планирование азиатского типа" и поддержка государством сопряженных с целями плана процессов. Ни НИС восточноазиатского региона, ни Япония не полагались в области структурных изменений производства ни на стихию рынка, ни на иностранных инвесторов, а сами формировали продуманную стратегию индустриального развития. Предприятиям и фирмам обеспечивалась государственная поддержка в решении связанных с этой стратегией задач - налоговые льготы и прямая финансовая помощь, защита от конкуренции иностранного импорта и стимулирование экспорта, особенно в тех случаях, когда это было необходимо для повышения конкурентоспособности национального производства на международных рынках. Но степень поддержки государства поэтапно убывала, что не позволило ее получателям оказаться в чрезмерной зависимости от мер защиты.

Долгое время в Японии и НИС акцент делался не на привлечение инвестиций зарубежных фирм, а на приобретение и развитие передовых технологий, что подготовило технологический рынок в субрегионе. Все это позволило бы сохранить значительную часть рабочих мест, некоторые предприятия и виды производства - от гибели.

По оценке японских экономистов, сводить дело только к макроэкономической стабилизации в России, а тем более чрезмерно ее акцентировать было бы ошибочно и губительно. Нода Такэси назвал требования МВФ к России "экстремистскими". Хосино Синъясу считал, что шоковая терапия - это мера, рассчитанная на краткосрочный чисто финансовый эффект. Без дополнения мерами, увеличивающими возможности товарного наполнения рынка, она чревата большими осложнениями в социально-политической и экономической сферах. Развитие российской экономики ввиду ее масштабов должно в основном иметь характер самообеспечения. И одним из выходов из создавшейся ситуации является стимулирование развития малого предпринимательства по японскому образцу, способствующего изменению характера и форм хозяйственных связей, включению в предпринимательскую работу достаточно широких слоев населения, реализующих функции перевода всей экономики на рыночные начала, способствуя наращиванию товарной массы в стране.

Малый бизнес может превратить нелегальный бизнес в легальное предпринимательство. Крупные фирмы не могут принимать быстрые решения, позволяющие адаптировать производственную номенклатуру к новым условиям спроса, а малые предприятия наделены такими свойствами, как гибкость, мобильность, предрасположенность к риску.

Необходима ориентация производства на "нишевую" специализацию. Если компании удалось найти перспективную сферу специализации, то она растет вместе с обслуживаемым ею сегментом рынка. На определенном этапе это может привести к тому, что компания превратится из "нишевой" в крупномасштабного производителя. Такой путь проделали, например компании, выпускающие инсулин или "Лего" - детские пластмассовые конструкторы. Возможно, для этого следует создать специальные венчурные предприятия для разработки таких стратегических ниш. Ресурсами стабилизации может быть только мобилизация региональных потенциалов посредством малого бизнеса.

В первые годы реформ дисбаланс бюджета покрывался за счет опережающего снижения оборонных расходов. Но к 1995 г. этот резерв практически иссяк. Государство начинает активную политику заимствований. Непомерно растут ставки по ГКО. Посмотрим на цепочку кризисов: октябрь 1994 г. - валютный кризис, август 1995 г. - банковский кризис (кризис межбанковского рынка), 1996 г. - кризис рынка государственного долга, 1997 г. - крайнее обострение бюджетно-налогового кризиса.

В результате нарастания финансовых дефицитов с 1998 г. правительство РФ вынуждено пойти на фактическую девальвацию рубля, т.е. объявить о замораживании выплат по ГКО. Как следствие опять пошел скачкообразный рост цен, резкое снижение доходов населения, разрушение банковской системы страны, закончившееся её крахом в августе 1998 г. Есть, правда, и положительный момент в такой ситуации: многие поняли необходимость возрастания роли государства, что и пытается сделать правительство.

Необходимо отказаться от догмы бездефицитного бюджета. Оценка финансового состояния экономики России посредством процентного отношения дефицита государственного бюджета к валовому национальному продукту неправомерна.

Это отношение является индикатором устойчивости финансового состояния для стран с развитой экономикой, оно позволяет сопоставить прирост денежной массы за счет дефицита бюджета с приростом реальных ресурсов, оценить возможную инфляцию. Но даже в рыночной экономике этот показатель может быть макроэкономическим ориентиром лишь в условиях стационарного экономического роста без существенных структурных сдвигов и социально-экономических потрясений.

Доктор экономических наук профессор Сильвестров предлагал в то время следующие меры:

1. Изменения в структуре доходов Федерального бюджета в 2001 году и более долгосрочные, вследствие принятия второй части Налогового кодекса не создают благоприятных условий для оздоровления финансов реального сектора. Косвенное налогообложение растет (т.е. сохраняются условия для закрепления теневой экономики), снижается защита внутреннего рынка от агрессивной конкуренции иностранных монополий, бремя налогообложения перемещается на внутренний рынок, на отечественного товаропроизводителя и население.

2. Федеральный бюджет усилил концентрацию ресурсов, но не изменил своей функциональной роли в национальном воспроизводстве. Последний Бюджет почти не участвует в воссоздании условий для собственной стабильности. Целиком зависит от внешних обстоятельств.

3. Бездефицитность бюджета в сочетании с ограничительной политикой расходов, усилением фискальных позиций, в сочетании с жесткой денежной политикой и свертыванием инвестиционных функций государственной финансовой системы усилит тяжесть долгового бремени государства, спровоцирует новые масштабные заимствования на внутреннем и внешнем рынке.

4. Необходимо устойчивое наращивание денежной массы. Ее объем должен зависеть не только от валютного резерва и инфляции потребительских цен, но и от роста цен производителей, издержек и потребностей обновления капитала. Так, если инфляция по потребительским ценам в бюджет заложена в 12%, а цены производителей вырастут на 130-140%, то денежная масса должна вырасти не менее чем на 70-80% за год.

5. Снижение ставки по кредитам ниже нормы прибыли в реальном секторе. Желательно до 1/2 средней нормы прибыли. К примеру, в Японии ставка по кредитам реальной экономике в 2000 году была 2,05%.

6. 6. Отказаться от политики бездефицитности федерального бюджета в инвестиционных целях и для выполнения обязательств по внешнему долгу (погашение и обслуживание внешнего государственного долга за счет источников бюджетного дефицита);

7. Допустить финансирование бюджетного дефицита в части инвестиционного его использования и в определенной мере в части финансирования внешнего долга (погашение основного долга) за счет долгосрочных (беспроцентных или под низкий процент) ссуд Банка России с пролонгацией и в перспективе их списанием на бессрочный государственный долг;

8. Перейти к политике наращивания бюджетного потенциала (по специальной долгосрочной программе) как главной приоритетной задаче в области политики доходов;

9. Увязать политику экономического роста с политикой роста государственных расходов, обеспечивающей мощную поддержку недостаточно окрепшего отечественного капитала (при условии полного перекрытия каналов вывоза частного капитала) и наращивание со стороны государства потенциала спроса не только на потребительские, но и инвестиционные и оборонные товары и услуги; перспективным ориентиром должно быть повышение расходов федерального бюджета до 20% ВВП, а совокупного консолидированного - до 35% ВВП при сохранении государственных внебюджетных фондов;

10. Создать налоговые, кредитные, бюджетные, внешнеэкономические приоритеты и преференции для инвестиций и инвестиционной деятельности на внутреннем рынке и ввести финансовые и административные режимы, ограничивающие отвлечение капиталов в спекулятивные сферы (игру на фондовом рынке, валютные активы банков и предприятий, спекуляции на рынке недвижимости и земельном рынке);

11. Осуществлять долгосрочную политику взвешенной и умеренной девальвации рубля в увязке с мерами, в том числе административными, по ограничению долларового оборота внутри страны и минимизации долларовых активов банков, предприятий и населения.

Делись добром ;)