Важнейшие причины системного кризиса и трансформационного спада в России

курсовая работа

1.3 Что мешало прогрессу

Для преодоления нынешнего кризиса важно избавиться от такой наследственной болезни, как господство идеологии над экономикой. Профессор Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе (США) Дэвид Филикс верно заметил: “Радикальные реформаторы отодвинули в сторону теорию и поставили политику над экономикой”4. Я согласен также с американскими экспертами - авторами статьи “Эффективная стратегия переходного периода: уроки экономической теории обновления”, в которой они пишут, что “архитекторы перехода к рыночной экономике рассматривали наследие социализма как чистый пассив, отвергая его целиком по идеологическим соображениям”. Бланшар, О. Макроэкономика [Текст]: учебник / О. Бланшар. - М.: ГУ ВШЭ, 2010

Коллективизация, проведенная по идеологическим мотивам и нанесшая огромный моральный и материальный ущерб, тем не менее в стратегическом плане находилась в русле технического прогресса. Во всем мире идет стихийный процесс разорения мелких хозяйств и создания крупных. За послевоенный период средний размер сельских хозяйств в развитых странах увеличился в 8-12 раз. Основную массу товарной продукции дают там крупные аграрно-промышленные комплексы. Деколлективизация и насильственная фермеризация в России идут поперек технического прогресса и наносят агропромышленному сектору не менее серьезный урон, чем в свое время коллективизация.

Тяжелые последствия для экономики имела поспешная ликвидация по идеологическим соображениям государственной собственности. Приведу в этой связи небольшую выдержку из журнала “Таймс”, который не без иронии пишет: “Как бы вам понравилось, если бы вы купили примерно половину российской индустриальной базы по цене ниже стоимости бомбардировщика В-28?”. Рассказав читателям, что представляют собой ваучеры, которые скупаются спекулянтами, включая и зарубежных, по 6-7 долл., журнал делает вывод: “Чтобы скупить все ваучеры, т.е. половину экономики нашего бывшего врага №1, достаточно будет такой небольшой суммы, как 840 млн. долл., т.е. меньше, чем стоит один бомбардировщик”6. Комментарии, как говорится, излишни!

Нельзя не сказать и о гайдаровской конвертируемости рубля, после которой половина экономического потенциала СССР стала стоить дешевле одного бомбардировщика. При нынешнем соотношении курса рубля к доллару национальный доход штата Калифорния в три раза выше, чем России. Двадцать лет назад национальный доход СССР, определяемый по методике ООН, был всего на 34% меньше, чем всех 50 штатов Америки. Когда официальный курс рубля был равен 60 центам, по этому курсу с нами торговали не менее 135 государств мира. Что же касается гайдаровской конвертируемости рубля, то она войдет в учебники по мировой экономике как уникальный пример международного разграбления национального богатства России. Современная макроэкономика [Текст] / И. Р. Бугаян, И. П. Маличенко, Ю. А. Корчагин. - М. : Феникс, 2010.

Делись добром ;)