logo
Великая депрессия

Глава 1. Причины мирового экономического кризиса и Великой депрессии в США 1929-1933 гг.

Первая четверть XX века для экономики США была достаточно удачной, поскольку Соединённые Штаты Америки вошли в число наиболее благополучных в экономическом отношении государств мира. Благоприятным фактором стал переход промышленного капитала к монополистическому, что привело к тому, что центром мирового экономического развития стала Северная Америка (ранее центром являлась Европа). В результате, темпы экономического развития США увеличились в несколько раз, более того, по темпам экономического развития и промышленного производства США опережали все ведущие державы мира. И доля США в мировом производстве постоянно увеличивалась.

Первая мировая война также способствовала укреплению позиций США в мировой экономике за счёт значительной прибыли от поставок боеприпасов и вооружения странам-союзницам, входящим в Антанту. Кроме того, наблюдался рост промышленного производства, основной капитал также расширялся, экспорт увеличивался. Экономические успехи способствовали рождению теории «просперити», согласно которой вечное процветание этого государства казалось реальностью, а не утопией История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 15.

Однако дальнейшее развитие событий показало, насколько непрочным было экономическое положение не только США, но и других стран мира. В 1929 году начался мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 года. Больнее всего данный экономический кризис ударил по США, эта страна пережила ужасные годы Великой депрессии.

Экономисты имеют различные точки зрения относительно причин начала мирового экономического кризиса и Великой депрессии в США в 1929 году. На сегодняшний день существует несколько теорий. Рассмотрим их более подробно.

1. Нехватка денежной массы - данное объяснение причины возникновения мирового экономического кризиса и Великой депрессии сложилось в рамках макроэкономического течения, главной работой для которого являлась «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса (1936 год) Там же.. Данное объяснение условно можно назвать «кейнсианским». Сторонники этой теории полагали, что привязанность денег к золотому запасу ограничивает движение денежной массы. Однако при этом наблюдается устойчивый рост товарной массы, то есть увеличивается количество производимых товаров для потребления. Как результат несоответствия роста товарной массы и ограниченности денежной массы возникла дефляция, иными словами, продукция обесценилась. Банкротство предприятий, массовые задолженности и общая финансовая нестабильность стали кульминацией развития экономического кризиса.

2. В рамках макроэкономической теории, которая называется монетаризм (согласно ей развитие экономики определяется главным образом количеством денежной массы, которая находится в обращении), считалось, что причиной кризиса неэффективная денежная политика Федеральной резервной системы США.

3. Сторонники марксизма полагали, что мировой кризис 1929 года - это кризис перепроизводства, который присущ капитализму в целом.

4. Одной из причин возникновения кризиса стали избыточные инвестиции в производство (так называемый «биржевой пузырь») Журавлёв С. Загадки эпохи джаза./С. Журавлёв//Эксперт. № 1, 2009..

5. В качестве сопутствующего фактора, способствующего возникновению кризисной ситуации в экономике, являлся активный прирост населения в связи с общим повышением уровня жизни.

6. Закон или тариф Смута-Хоули 1930 года привёл усугублению кризисной ситуации в США. Согласно данному закону вводились крайне высокие таможенные пошлины на импортные товары. Этот закон был попыткой защиты интересов собственного производителя, однако в результате привёл к существенному резкому повышению цен на дешёвые импортные товары. В результате покупательская способность снизилась, кроме того, и другие страны ввели высокие пошлины на американские товары. Международная торговля в целом очень сильно пострадала от введения данного закона, а начала восстанавливаться только в середине 30-х годов, когда был введён Закон о соглашениях о взаимной торговле, снизивший таможенные пошлины Там же..

7. Маржинальные займы также оказали неблагоприятное влияние на экономическую обстановку в США.

8. Первая мировая война имела не только положительные последствия для экономики США, но и негативные: после окончания войны заказы на производство военной продукции резко сократились, в результате возникла рецессия в военно-промышленном комплексе страны Журавлёв С. Загадки эпохи джаза./С. Журавлёв//Эксперт. № 1, 2009..

Скорее всего, совокупность всех вышеперечисленных причин привела к началу Великой депрессии в США в 1929 году. Экономическую политику США в 20-х годах можно охарактеризовать как либерально-консервативную, антимонопольная политика значительно ослабла, налоги были снижены, государство осуществляло минимальный контроль на экономическим сектором. Таким образом, готовился переход к рыночной экономике.

Однако старые экономические проблемы так и не были решены: «традиционные производства деградировали. Сельское хозяйство, энергетика и угледобыча пребывали в постоянной депрессии. Производство текстиля и обуви, судостроение и железнодорожные перевозки демонстрируют хронический спад. Стоимость сельскохозяйственных угодий между 1920?м и 1929 годом падает от 30 до 40%. Порядка шести сотен банков ежегодно становились банкротами» Там же.. Плюс к этому постоянно шёл процесс концентрации хозяйства. В августе 1929 года началась уже полномасштабная рецессия. Экономика США попала в ситуацию, названную экономистами классической дефляционной спиралью Там же..

Обратимся к хронике событий. Началом кризиса стал крах на фондовой бирже в Нью-Йорке. Позже от кризиса серьёзно пострадали банковская система, промышленность и сельское хозяйство. День, когда случилось обвальное падение цен акций, назван «Чёрный четверг» (24 октября 1929 года). В «Чёрный понедельник» и «Чёрный вторник» 1929 года случился биржевой крах Уолл-стрит.

Данный кризис - это кризис перепроизводства по своему характеру (циклический), суть заключалась в том, что вследствие крайне покупательской способности населения продукция не имела возможности быть реализованной. В результате начался сбой в процессе общественного воспроизводства, разорение коснулось многих торговых и промышленных предприятий, транспортных компаний и банков История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 15..

К 1932 году ситуация ещё более усложнилась: уровень промышленного производства в США упало на 46 %, производство чугуна - на 79 %, стали - на 76 %, автомобилей - на 80 %.

Кроме того, кризис привёл многих к банкротству. За 1929-1933 гг. разорились 135 тысяч промышленных и финансовых фирм, а также и торговых организаций, 5760 банков. Убытки корпораций в 1932 году составили 3,2 млрд. долларов. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Таким образом, по уровню экономического развития и промышленного производства страна оказалась на уровне 1911 года История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 16.

Циклический кризис имеет важное негативное следствие - резкое ухудшение положения трудящегося населения в стране, общее снижение уровня жизни. В частности, от падения курса акций пострадали от 15 до 25 млн. американцев, народ охватила паника. Американцы меняли банкноты на золото. Число безработных катастрофически росло. Почти половина всего населения США осталась без работы, без средств к существованию. Положение работающих также было плачевным, так как заработная плата сократилась более чем в два раза.

Многие жители даже лишились жилья, что привело к появлению «гуверовских городков» - поселений безработных, которые выстраивались на окраинах городов из ящиков и строительных отходов. Кроме того, страну поразил голод - только в Нью-Йорке в 1931 году от голода погибли две тысячи человек Там же..

Промышленный кризис сопровождался аграрным. Сбор пшеницы сократился к 1934 году на 36 %, а кукурузы - на 45 %. Соответственно, существенно снизились и цены на сельскохозяйственную продукцию - на 58 % Там же.. Почти половина доходов фермеров шло на погашение задолженностей и оплату налогов. Фермерские хозяйства также терпели крах: за годы Великой депрессии около одного миллиона ферм разорились, а затем в принудительном порядке были проданы, в результате многие фермеры лишились права собственности на землю, а значит и средств к существованию.

Предпринимались меры для того, чтобы сократить предложения на продукты, предотвратить дальнейшее падение цен. С этой целью сжигалась пшеница в топках паровозов, а молоко выливалось, картофельные и хлопковые поля заливались керосином или запахивались Там же..

В период Великой депрессии государство продолжало придерживаться стратегии неактивного вмешательства государства в экономику, которая предусматривала отсутствие вмешательства в частный сектор экономики. В результате, эффективного государственного регулирования экономической ситуации в стране не осуществлялось. Ситуация постоянно катастрофически ухудшалась. Возможно, правительство просто недооценило масштаб поразившего экономику США кризиса.

В 1929 году президентом США стал Герберт Гувер (1874-1964). Он не стал предпринимать активных мер по выводу страны из кризиса, ограничившись введением торгового протекционизма. Гувер полагал, что кризис возможно будет преодолеть автоматически и в короткий срок.

Однако ситуация продолжала ухудшаться, население было крайне недовольно откровенным бездействием правительства. Страну захлестнули массовые выступления, организовывались походы голодающих и безработных в столицу Вашингтон (1931-1932 гг.). Активно протестовали и фермеры, бойкотировав закупки продукции сельского хозяйства, противившись продаже ферм (которая, кстати, носила принудительный характер). Кроме того, фермеры принимали участие в так называемых «голодных походах». Был создан Национальный Совет безработных. Наиболее крупным выступлением против политики правительства стала общенациональная демонстрация 1930 года, в которой приняли участие 1,2 млн. безработных. Регулярно проходили стачки в текстильной, горной, автомобильной отраслях производства. В 1933 году бастовало около миллиона человек Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. - М., 2003. С. 139-140.

В связи с катастрофической обстановкой в стране президент Гувер предпринимает следующие меры: проводится государственное кредитование банков, предприятий промышленности, транспортных организаций. Для осуществления этих задач была создана Национальная кредитная корпорация, имеющая капитал размером 3,5 млрд. долларов. В январе 1932 года эта корпорация была преобразована в Реконструктивную финансовую корпорацию. Были приняты меры по оказанию помощи фермерам: созданное правительством «Федеральное фермерское бюро» должно было выполнять задачу поддержания уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. Однако деятельность данного бюро не принесла должных результатов, оказавшись неэффективной, а в конечном итоге вызвала полную дезорганизацию рынка, а впоследствии волну банкротств фермерских хозяйств. К марту 1933 года число безработных достигло 17 миллионов человек История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 17.

В 1933 году президентом США был избран Ф. Рузвельт (1882-1945). Он принял страну, которая находилась в чрезвычайном положении, необходимо было предпринимать срочные меры. Правительство Рузвельта осуществило реформы крупного масштаба, которые были названы «Новым курсом Рузвельта».

«Новый курс Рузвельта» - это одна из самых эффективных реформ в истории мировой экономики, которую можно назвать спонтанной, так как заранее система нововведений не была разработана. 9 марта 1933 года созывается специальная сессия Конгресса, а затем за 3 месяца проделывается огромная работа, закладываются политические и экономические основы нового курса, который помог США выбраться из пучины Великой депрессии.

Великая депрессия и мировой экономический кризис стали истинной катастрофой, экономисты всерьёз говорили о полном крахе капитализма и капиталистической экономики, которая вряд оправится от столь мощного удара. Рузвельт предложил стране «систему мер оздоровления экономики». Прежде всего была создана NIRA - «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе её стали крупнейшие экономисты и промышленники. Именно эта организация взяла на себя задачу осуществления государственного регулирования хозяйства Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. - М., 2003. С. 141.

Таким образом, Рузвельт отказался от политики, проводимой президентом Гувером, и акцентировал внимание на планировании хозяйства, восстановлении промышленности, видя в этом путь к выходу из кризисного положения. Промышленность разделилась на 17 групп по отдельным отраслям, каждую группу возглавлял свой орган и для каждой из этих групп были разработаны «кодексы честной конкуренции», которые устанавливали объём производства, цены, иными словами, ставили производство в определённые рамки, в соответствии с ёмкостью рынка сбыта, то есть производить продукции необходимо было не более, чем способен поглотить рынок Там же. .

Необходимо отметить, что в основе «Нового курса Рузвельта» лежало теоретическое учение английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Кейнс и другие последователи его теории полагали, что в условиях неблагоприятной экономической ситуации необходимо участие государства в регулировании хозяйственной жизни Королькова Е.И. «Новый курс» Ф. Рузвельта: эффективная политика восстановления экономики. - М., 1992. С. 17.

«Новый курс» осуществлялся последовательно, в два этапа:

· первоначальный - с 1933 по 1935 гг.

· второй этап - с 1935 года.

В первую очередь внимание было уделено реконструкции банковской и финансовой систем. С целью спасения этих секторов экономики был введён запрет на вывоз золота за границу, прекратился обмен на золото банкнот. Затем закрылись абсолютно все банки США. Это решение оказалось непопулярным среди общественных деятелей и политиков, которые полагали, что лучше национализировать банки.

Был принят Чрезвычайный закон о банках, который предусматривал дальнейшее восстановление работы, а также гарантировал выделение правительственных кредитов из федеральной резервной системы страны наиболее значимым, крупным банкам США. В конце марта 1933 года было открыто 4/5 закрытых ранее банков, которые являлись членами Федеральной резервной системы. Однако две тысячи банков не получили разрешение на открытие Очерк экономики США.// http://www.infousa.ru/society/economy/contents.htm.

Реконструктивная корпорация продолжила своё существование и при Рузвельте, и даже значительно расширила операции - на первые два года сумма выданных займов превысила 6 млрд. долларов. Это привело к усилению концентрации банковской системы (число банков сократилось до 15 тысяч) Королькова Е.И. Указ. соч. С. 17.

Кроме того, без внимания не остались и финансовые ресурсы государства: отказ от золотого стандарта, изъятие золота из обращения и проведение девальвации доллара привели к тому, что в январе 1934 года золотое содержание доллара снизилось на 41 % Согрин В.В. История США. - СПб., 2003. С. 54.

Особое внимание следует уделить методу девальвации денежной единицы, который был применён правительством Рузвельта. Процесс девальвации доллара осложнялся торговым и платёжным балансом, сохранявшим активность. Рузвельт полагал, что массовый выпуск бумажных денег, необеспеченных золотом, невозможен в сложившихся условиях. Однако президент всё же нашёл путь решения проблемы. Для осуществления инфляционного развития США сделали в крупном масштабе закупки золота по тем ценам, которые значительно превышали курс доллара по отношению к золоту. Эти меры привели к снижению курса доллара (искусственному снижению) Королькова Е.И. Указ. соч. С. 17.

Девальвация доллара сказалась на распределении дохода в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Таким образом были предотвращены новые банкротства в кредитной сфере, значительно уменьшился размер задолженности правительству (что позитивно отразилось и на крупных монополиях), улучшены дела в экспортной сфере США. Также были приняты меры по стимулированию акционеров (мелких) и вкладчиков, для этой цели создали корпорацию по страхованию банковских вкладов. Кроме того, вклады более эффективно защищались от риска, который неизбежно возникал вследствие биржевой спекуляции. Государственное страхование депозитов способствовало в целом предотвращению массовых банкротств История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 20.

Раскроем более подробно содержание реформ по восстановлению промышленности. В состав созданной Администрации национального восстановления вошли финансовые олигархи - представители торговой палаты, фирм «General Motors», «Standard Oil» и многих других концернов США, экономисты, представители Американской федерации труда. Генерал Хью Джонсон был назначен председателем этой Администрации, которая должна была заниматься национальным восстановлением. Согласно Закону о восстановлении промышленности вводилась система государственного регулирования промышленности как ключевого сектора экономики США. Данный закон включал три раздела:

Первый раздел предусматривал меры по выводу экономики из кризисного состояния застоя. Здесь основное внимание уделялось вышеупомянутым «кодексам честной конкуренции». Кроме того, защищались и права работников: при найме на работу не могло быть и речи о дискриминации рабочих - членов профсоюза, кроме того, рабочие получили право на собственную организацию, также определялся минимум зарплаты и максимальная продолжительность рабочей недели. В целом, во всех отраслях промышленности администрацией Рузвельта было санкционировано 746 кодексов, которые охватили 99 % индустрии и торговли США См.: Экономическая история капиталистических стран./Под ред. Ф.Я. Полянского, В.А. Жамина. - М., 1986. С. 232.

Второй раздел закона и третий определяли сферы налогообложения, устанавливали положения, касающиеся фонда общественных работ, правила расходования средств из данного фонда. Была создана Администрация общественных работ, возглавляемая министром внутренних дел Г. Икесом. Эта Администрация должна была заниматься организацией помощи безработным. На организацию общественных работ правительство США выделило 3,3 миллиардов долларов. Кроме того, были приняты и другие меры борьбы с безработицей: в частности, создавались трудовые лагеря для молодёжи в возрасте от 18 до 25 лет. Работающие в трудовых лагерях были обеспечены бесплатным питанием, жильём, одеждой. В качестве зарплаты каждый из них получал по одному доллару в день. Численность молодёжи в лагерях достигала 250 человек, руководить работами было поручено офицерам резерва ВС США. Данный проект имел огромную эффективность и популярность. К 1935 году лагеря были расширены вдвое. Круг занятий был разнообразен: молодые люди очищали леса, проводили мелиорацию, занимались посадками, ремонтировали дороги и т.п История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 21.

В целом, в США были предприняты очень действенные меры в целях помощи безработным. Занималась выдачей штатам дотации для помощи безработным Администрация чрезвычайной помощи, которую возглавлял советник президента Г. Гопкинс (1890-1946). К январю 1934 года в общественных работах участвовало пять млн. человек. При этом 20 миллионов американцев получали пособие по безработице История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945./Под ред. Е.Ф. Язькова. - М., 1989. С. 276.

Закон вводился на два года, его реализация должна была способствовать либерализации трудовых отношений. Реализация данного закона также способствовала укреплению положения крупных монополий, которые и определяли в сущности условия производства и сбыта.

Первоначально закон НИРА был принят восторженно, однако к осени 1934 года встал вопрос о пересмотре этого закона, поскольку он предусматривал излишнюю, по мнению деловых людей, регламентацию и централизацию. Была создана «Лига американской свободы» в целях защиты от активного развития политики «Нового курса» Рузвельта. В 1935 году Рузвельт поднял вопрос о продлении срока действия этого закона, однако столкнулся с несогласием. Представители крупного бизнеса подвергли критике НИРА, апеллируя к принципам свободы деятельности частных предпринимателей; мелкие предприниматели полагали, что НИРА способствует ослаблению позиций мелких и средних предпринимателей в конкурентной борьбе с монополиями. 27 мая 1935 года Верховный суд США признал данный закон неконституционным. Однако, несмотря на то, что закон был свернут, регулирующая роль государства в экономике в большей степени сохранилась История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 23.

Вторым законом, заслуживающим особого рассмотрения, является закон, направленный на урегулирование сферы сельского хозяйства. Он был одобрен Конгрессом США в 1933 году. Главнейшей целью было преодоление аграрного кризиса. Данный закон должен был способствовать повышению цен на продукцию сельского хозяйства до уровня, который наблюдался в США в 1909-1914 гг., то есть в довоенное время:

1. Предусматривались следующие меры: посевные площади подлежали сокращению, то же самое касалось и поголовья скота. Кроме того, вводилась система поощрения фермеров, которые запахивают малое количество земель.

2. Вводились чрезвычайные меры, которые заключались в финансировании правительством задолженности фермерских хозяйств, которая к 1933 году составляла около 12 миллиардов долларов История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 23.

3. Инфляционные меры заключались в том, что государство имело право девальвации доллара, ремонетизации серебра, выпуска на 3 миллиарда долларов казначейских билетов и облигаций. В результате фермерами за 1933-1935 гг. были получены кредиты на сумму более 2 миллиардов долларов, кроме того, прекратилась продажа разорившихся ферм с аукциона Там же. С. 24.

Ситуация сложилась таким образом, что если в стране случались неурожаи, то такой год называли крайне удачным. К примеру, в 1934 году США поразили засуха и песчаные бури, что конечно же способствовало сокращению урожая. В результате удалось поддержать цены и существенно улучшить ситуацию в аграрном секторе. Как итог, доходы фермеров к 1936 году выросли на 50 %. Займы также помогали многим фермерским хозяйствам справляться с кризисом.

В 1935 году в политике «Нового курса» наметился новый поворот, вызванный недовольством трудящихся. В 1933-1939 гг. бастовало более 8 миллионов человек Там же. . В основном, рабочие стремились добиться введения федеральной системы социального страхования. В 1936 году все рабочие организации объединились в единый Рабочий альянс Америки. Также были организованы Лига объединённых фермеров, Союз издольщиков. Таким образом, правительство Рузвельта не могло обойти интересы рабочих и фермеров.

В частности, был принят закон Вагнера, билль после отмены подвергшегося критике НИРА должен рассматривать Конгресс США. В билле были признаны необходимость защиты рабочими своих интересов посредством помощи профессиональных союзов и заключения с предпринимателями коллективных договоров. Рабочие имели право устраивать стачки. Закон Вагнера - «Национальный акт о трудовых отношениях» президент США Рузвельт подписал 5 июля 1935 года Там же. С. 25.

Огромное значение имел и закон о социальном обеспечении, по которому была введена система пенсий по старости и пособий по безработице. Кроме того, большое внимание правительство уделило проблеме помощи больным и инвалидам. Формировались пенсионные фонды из средств, которые вносили трудящиеся и предприятия. Нормы пенсионного обеспечения были едины для всей территории США. Важно отметить, что закон не охватывал рабочих и служащих торговли и сферы обслуживания История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 25.

Важно отметить, что второй этап проведения «Нового курса» ознаменовался значительным увеличением масштабов общественных работ. В 1935 году было выделено 4,9 млрд. долларов, а в 1938 году - ещё 5 миллиардов долларов.

В 1938 году был принят закон о справедливых условиях труда, согласно которому запрещался детский труд, были установлены единые нормы заработной платы на предприятиях (минимальный и максимальный уровни), а также максимальная рабочая неделя - 44 часа.

Кроме того, правительство обратило внимание на бедственное положение низкодоходных хозяйств. Началась кампания по восстановлению плодородия почв.

В заключение необходимо отметить, что политика «Нового курса» Рузвельта вполне соответствовала требованиям эпохи. Большую роль меры Рузвельта имели в деле выхода страны из Великой депрессии, главным образом, стоит отметить положительное влияние активной регулирующей роли государства.

Крупные промышленники после проведения «Нового курса» укрепили свои позиции, значительно улучшилась обстановка в таких секторах экономики, как банковская система и аграрный сектор. Усилилась концентрация производства и банков. Кроме того, ведущие группы американского монополистического капитала усилили свои позиции.

Важнейшим инструментом политического курса Рузвельта стал государственный бюджет, за счёт которого и финансировались расширенное воспроизводство и социальные программы Там же. С. 27.

В 1936 году Ф. Рузвельт одержал победу на президентских выборах, и, таким образом, был выбран на второй срок. В 1937 году началась реформа Верховного суда. Кроме того, Рузвельт начал осуществлять план «подкачки насоса», который должен был привести к увеличению спроса при посредстве новых вложений государства. Объём общественных работ значительно расширился, увеличилась и численность получающих пособия (до 21,3 млн. человек) Там же. С. 28.