Взаимосвязь и взаимозависимость человеческого капитала и свойства жизни

курсовая работа

2.2 Роль и значение потребительского рынка в формировании качества жизни

Важнейшим атрибутом современной системы является потребительский рынок, эффективное развитие которого в современных условиях есть одно из наиболее важных проблем развития рыночной экономики. Потребительский сектор функционирует как одна из составляющих частей территориального рыночного хозяйства. Вместе с тем он оказывает активное воздействие на производственный процесс всего комплекса отраслей. Показатели его развития являются значительными индикаторами экономического и социального благополучия общества в целом. В формировании потребительского рынка находят свое отражение жизненные проблемы и потребности населения.

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Функционирование потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения и производством, спросом и предложением на региональном рынке.

В связи с двойственностью понятия рынка и появилось понятие - потребительский рынок. В настоящее время под потребительским рынком понимается сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда. [83] Рассмотрим официальную трактовку этого понятия в законодательстве РФ. Потребительский рынок - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему

Проведенный анализ экономической литературы, посвященной проблемам развития рынка как экономической категории, показал, что в современных работах авторов понятие «потребительский рынок» трактуется по разному. Одни из них исходят из предположения, что это территориальная сфера товарного обращения, призванная обеспечить население товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.

Общее понятие социального прогресса в последние годы тесно связана с концепцией " устойчивого развития ". По определению Ахмедова EA и В. А. Шабанова, устойчивого развития - это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Она включает в себя два основных понятия:

- Понятие потребностей, в частности, требования, необходимые для существования бедных, которые должны быть предметом высшим приоритетом

- Концепция ограничений, налагаемых состоянием технологии и социальной организации наложены на способности окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

В сущности, устойчивое развитие представляет собой процесс изменения, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация технологического развития и институциональных изменений все в гармонии, увеличить значение текущего и будущего потенциала для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Ривкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов / Социологические исследования.-2011.-№4. С.32-39.

В 1972 году в книге " Пределы роста " было предложено изолировать от сложного комплекса глобальных социально-экономических процессов некоторые из самых важных для человечества, а затем «потерять» их взаимодействие на кибернетической модели с помощью компьютеров . Как были избраны такие процессы: - рост мирового населения - рост промышленного производства - рост производства продуктов питания - снижение минеральных ресурсов - загрязнение среды мира. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В.В. Радаев // Экономическая социология. - 2012. - №4. - С.20-31.

Как это сводный показатель были приглашены, чтобы оценить "качество жизни" вместо ранее использовавшегося индекса стоимости валового национального продукта на душу населения.

Индикатор "качества жизни" изначально интерпретируется как неотъемлемая плотности компонента (скученности) населения, уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, наличие минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды, бедности стрессовых ситуациях на работе и дома, а также эффективности медицинской помощи.

В настоящее время понятие "качество жизни" включает в себя - значимость работы. - Богатство отдыха - комфорт в работе, - комфорт в повседневной жизни - качество пищи - качество одежды и жилья - качество функционирования социальных институтов - степень удовлетворения нужд в связи, - степень удовлетворения психическими потребностями - нуждается удовлетворение в социальное обеспечение.

Определение «качества жизни » является чрезвычайно важным для определения рейтинга города, региона и региона в международных стандартов и определить цели социально-экономического, социально- культурного городского планирования и реорганизации урегулирования.

Тем не менее, мы должны принимать во внимание не только абсолютное, но и относительное уровень потребления. Относительный уровень потребления можно рассматривать как отношение фактического потенциального потребления. Под потенциальной потребления следует понимать максимально возможное с имеющимися ограничениями. Ограничения является наличие на рынке товаров с определенными уровнями полезности, цены на эти товары и доходов потребителей.

Таким образом, фактическое потенциал равен уровню потребления в случае, когда потребители закупленные продукты экстрагируют из максимальной полезности.

В конце 80 -х - начале 90- х годов в экономике России начали глубокие преобразования, ориентированные на развитие рыночных отношений . Опыт мировой экономики показывает, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлены для использования научно-технического прогресса, интенсификации производства и более полного удовлетворения потребностей общества.

Рыночная экономика является наиболее эффективной формой функционирования экономики и представляет собой систему отношений в результате чего отдельные, самостоятельные выбран решения записанных , обобщены и взаимно сбалансированными. Главным экономическим преимуществом в рыночной системе заключается в ее постоянном эффективности стимуляции. Экономика производит то, что потребители требуют с использованием самых эффективных технологий и организации производства. Рынок - это обратная сторона товарного производства . Нет коммерческое производство не имеет рынок , но не без производства рынок товар. Ривкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов / Социологические исследования.-2011.-№4. С.32-39.

Под рыночной экономики на Западе понимают экономику, в которой экономические решения в основном децентрализованным способом. Рыночная экономика - это механизм координации действий самих людей через отношения покупателей и продавцов (спроса и предложения).

Исторически и логически, это потребительский рынок стал отправной точкой рыночных отношений, начало формирования системы рынков и в современный период в экономической системе центральное место принадлежит потребительского рынка, который, в свою очередь, через обратную связь механизм влияет на другие рынки. Потребительский рынок можно определить как сферу проявления причинно-следственных связей между производителями и потребителями материальных, нематериальных и духовных благ в виде товарно-денежного обращения между спросом и производственные нужды потребителей. Потребительский рынок - это неотъемлемая категория, где удовлетворение личных потребностей населения, влияющих на качество жизни и обеспечивающих эффективное воздействие на всех этапах репродуктивного процесса Ривкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов / Социологические исследования.-2011.-№4. С.32-39..

Потребительский рынок в этой части на товарном рынке, в котором товары (услуги) приобретаются для личного использования. Рынок товаров - это не потребительский рынок в более широком социально-экономическое значение. Существует основной особенностью товарного рынка, продажа товаров, товары для потребительского рынка не только выполнены, но и через механизм сложными потребностями и движется до востребования в сферу личного потребления, потребляемых в результате сыграл рабочей силы. Существует столкновение интересов между производителями и потребителями, экономический перемещение товаров будет завершена, оценку товара. Особенности, присущие на потребительском рынке в связи с экономическим целью потребительских товаров и услуг в качестве средства для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей и технических услуг, предоставляемых рынке хозяйствующих субъектов покупателя и повышения качества жизни. Его удельный вес и роль в обеспечении жизни людей потребительском рынке занимает ведущее место на рынке. Повсеместный на потребительском рынке реализуется большую часть ВВП.

Роль и место на рынке потребителей в экономике также раскрывается через их функциональности. В развитых странах, современный потребительский рынок характеризуется как многоцелевой, так что процесс является формирование потребительского рынка в России.

Универсальность потребительского рынка в системе общественного воспроизводства подтверждает справедливость рассмотрения в качестве отдельной экономической категории. Функции, которые на потребительском рынке, в некоторой степени совпадают с функциями, присущими рынке в целом, но и разных, были вызваны хозяйственного назначения товаров народного потребления, а также экономической ситуации в стране. Сегодня Россия находится в переходном периоде к рынку, поэтому функция рынка также имеют переходный характер. Среди наиболее важных функций потребительского рынка может быть определена следующим образом: реализация валового национального продукта, предназначенного для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей населения (государства и общества), через которые возмещаются затраты на производство и лечения и, таким образом, обеспечения нормального хода процесса воспроизводства. Следовательно, потребительский рынок является связующим звеном между производством и распределением, вызванного ними, с одной стороны , и частное потребление, с другой стороны;

- Для стимулирования экономического роста, повышения ее эффективности, поощрять производителей к созданию попадают самые популярные потребительские товары самого высокого качества. Когда несоответствие между спросом и предложением товаров, существуют трудности в осуществлении денежных доходов. В результате, нарушение всего механизма воспроизводства. Ривкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов / Социологические исследования.-2011.-№4. С.32-39.

Делись добром ;)