1.2 Классификация фирм по степени концентрации производства и капитала: количественный и качественный подходы
По этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.
По уровню концентрации и централизации производства и капитала предприятия делят на малые (мелкие), средние и большие (крупные).
Термин "концентрация" означает сосредоточение, накопление, насыщенность, объединение.
Концентрация производства -- процесс все большего сосредоточения производства на крупных предприятиях.
Концентрация капитала -- процесс возрастания объема капитала за счет превращения части чистого дохода в капитал (капитализации части чистого дохода).
Централизация капитала -- процесс добровольного объединения капиталов (акционирования) или поглощения одними капиталами других, вследствие чего происходит укрупнение производства.
Показатели уровня концентрации производства:
-- численность занятых;
-- объемы производства;
-- объем товарооборота;
-- оборот капитала;
-- удельный вес предприятия на товарном рынке;
-- наличие или отсутствие конкуренции;
-- наличие или отсутствие внешнего контроля.
Наиболее распространенными критериями определения масштабов предприятий (крупные, средние или мелкие) мировой практикой признаны:
-- объем каптала;
-- численность занятых;
-- объем выпуска.
Законодательства разных стран устанавливают свою количественную и качественную оценку отнесения предприятий к тому или иному типу.
Вместе с тем не следует отождествлять крупное, среднее и мелкое производство с делением предприятий на аналогичные типы. В основе деления предприятий на отмеченные выше типы лежат количественные показатели, в основе деления предпринимательства -- качественные характеристики.
Выбор типа предприятия в значительной мере зависит от отрасли, избранной для осуществления предпринимательской деятельности.
Масштабы предпринимательской деятельности определяются научно-технической и производственной специализацией, кооперацией, интенсивностью интеграционных процессов.
Классификация предприятий по указанным выше критериям имеет важное значение для выбора организационно-правовой формы.
Главной организационной формой для крупного предприятия является акционерное общество (АО).
Преимущества крупного производства в сравнении с мелкими:
-- технические и технологические преимущества, обусловленные значительно лучшими условиями для использования достижений НТП;
-- экономия от масштаба производства, комбинирования и занятости;
-- сравнительно высокая устойчивость и стабильность (даже в условиях тяжелого финансового положения крупные предприятия, как правило, не ликвидируются, а только меняют собственника и структуру управления;
-- большие возможности использования кредита;
-- преимущества в сфере обращения (закупка ресурсов оптом стоит дешевле), издержки по транспортировке, хранению и реализации больших партий товаров ниже в расчете на единицу продукции.
- Введение
- 1. Теоретико-методологические основы анализа фирм
- 1.1 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы. Отрицательный и положительный эффект масштаба
- 1.2 Классификация фирм по степени концентрации производства и капитала: количественный и качественный подходы
- 1.3 Малые, средние, крупные фирмы: характеристика, особенности, преимущества, недостатки
- 2. Роль малых, средних, крупных фирм в экономике из мировой практики
- 2.1 Тенденции развития малых, средних и крупных фирм в мировой экономике
- 2.2 Эффективность малых, средних и крупных фирм в мировой экономике
- 3. Практика развития малых фирм в России
- 3.1 Особенности и проблемы развития малых фирм в России
- 3.2 Предложения по решению проблем развития малых фирм в России
- Определение оптимальной величины страхового запаса
- 21. Издержки фирмы, их сущность и виды
- 8.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- Виды дивидендных выплат в отечественной и зарубежной практике
- 10.1. Понятие оптимальной величины закупки
- 2.Влияние издержек на оптимальный размер фирмы.
- Глава 1. Ценообразование в мировой торговле. Принципы, особенности, практика.
- 2.5. Виды и организационно-правовые формы фирмы.
- Мировая практика
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике