Вклад экономики Краснодарского края в развитие хозяйственного комплекса России

дипломная работа

1.2 Регионы и их участие в хозяйственном комплексе России

К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, весь ход социально-экономических преобразований в стране, относится явная недооценка территориального (регионального) фактора.

В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Федерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.

В экономической литературе чаще всего фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями "регион" и "район" ставится знак равенства. Так, ряд авторов под регионом подразумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношениях. Другие под регионом понимают единицу административного деления страны: край, область, город.

Зарубежные ученые-регионоведы трактуют понятие "регион" по-своему. Признавая существующую путаницу в определении понятий "регион" и "район", американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем капитальном исследовании "Все возможные миры" пишут [15]: "Обычно под словом "регион" понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово "регион", или "район", применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории".

В работах американских ученых, впрочем, как и отечественных исследованиях, встречаются различные определения понятия "район". Так, профессор Гарвардского университета Грае писал [15]: "Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную историю. Но что такое район? Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы можем сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей".

На запрос подкомитета по районированию Комитета национальных ресурсов конгресса США от различных научных центров, занимающихся проблемами регионоведения и экономического районирования, были получены следующие ответы [23]:

-- Чикагский университет, профессор В. Джонс: "Район Ї это территория, внутри которой имеется однородность в одно или нескольких отношениях".

-- Северная Каролина, профессор Вуфтер: "Район -- территория, в пределах которой сочетание природных и экономических факторов создало однородность экономической, социальной структуры".

-- Миннесотский университет, профессор Р. Хартсхорн: "Район -- это непрерывная территория, в пределах которой имеется в некоторой степени однородность в общем (природном культурном) ландшафте".

Еще один ученый из Чикаго -- Р. Платт сказал, что понятие "район" -- это "территория, выделенная на основе общей однородности характера земли и общей однородности ее использования".

На основании полученных суждений, а также исходя из собственных взглядов Комитет по районированию дал такое толкование [30]: "Под районом вообще следует понимать территорию, xaрактеризуемую однородностью в одном или нескольких отношениях (аспектах)".

Крупные российские исследователи районов США, такие как Л. Зиман, М. Половицкая, Л. Смирнягин, не раз подчеркивали, что при выделении районов США сами американцы обращали внимание на разнообразие физико-географических условий, особенности заселения в разные периоды истории Америки, на традиции, а также на экономические и социальные различия. Региональное самосознание американцев -- это не только отождествление граждан с определенной территорией, районом, штатом, но и противопоставление себя жителям других регионов, у которых другие привычки и традиции, другой выговор в речи, другие экономические и социальные, а нередко и иные политико-национальные интересы [19].

С годами за рубежом менялись взгляды на региональный процесс. По мнению Э. Куклински, региональное развитие, региональные проблемы долгое время "рассматривались с точки зрения материального подхода. Строительство новых физических объектов, таких как фабрики и дороги, признавалось самым важным вкладом в развитие данного региона. Ныне наиболее значимым является нематериальный подход. Концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сфере во все возрастающем числе стран"[19].

Кстати, Э. Куклински рассматривает регионы как составные части пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. "Регионы, которые -- благодаря своей более высокой конкурентоспособности -- могут привлечь значительную долю отечественного и зарубежного рынка... Таким образом, регионы можно в принципе рассматривать как острова инноваций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сети"[19].

Необходимо подчеркнуть, что интерес к регионоведению, к социально-экономическому районированию своих территорий характерен не только для США, но и для Канады, Франции, Великобритании, Германии, Китая. Особенно активизировались "региональные идеи" в Европе. 4 декабря 1996 г. более 300 европейских регионов с различными территориями, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 млн. своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. Главный мотив принятия Декларации -- стремление к дальнейшей регионализации в институционных рамках своих стран. Инициатором принятия Декларации была Ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действий стремится к признанию регионализма не только в Европейском союзе, но и за его пределами.

В Декларации записано, что понятие "регион" "представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства" [15].

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами России необходимо считать субъекты Федерации.

Понятию "регион" уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной литературе. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются:

* географические (расположение, величина территории и количество населения);

* производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

* градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

* социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества -- места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион -- целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

* системообразующая база;

* системообслуживающий комплекс;

* экология;

* население;

* инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек -- органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.

Регион -- это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция -- специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.

Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются[18]:

* индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

* индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);

* общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей -- торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Выделим еще несколько понятий, которые часто фигурируют в экономической литературе, посвященной региональным проблемам. Рассмотрим такой термин, как "национально-территориальное устройство". В нем в качестве одного из критериев членения территории выступает национальный состав населения, а сам национальный вопрос решается путем придания национально-территориальным образованиям элементов государственности [25].

Непосредственно с регионом связано и другое понятие -- "территориальная организация общества" [34]. В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

Можно выделить и такое понятие, как "региональное разделение труда" -- специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими [36].

Необходимо иметь представление и о следующих терминах.

Агломерация -- территориально-хозяйственное сочетание, которое:

* возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

* отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

* оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

* показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) Ї значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Экономический район -- целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны. По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию "регион".

Правовое регулирование региональных экономических отношений основано на общих принципах, в первую очередь это свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; юридическое равенство различных форм собственности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение дохода как цели предпринимательства; законность экономической деятельности и ее государственное регулирование.

В то же время проявление некоторых из этих принципов, в частности государственного регулирования, имеет свою специфику. Для нормативного закрепления региональных отношений характерны федеративные и территориальные начала в организации экономической деятельности и участии ее субъектов в хозяйственном обороте. Это получило отражение в Конституции РФ, закрепляющей федеративное устройство нашего государства.

Одной из составляющих российского экономического федерализма выступает федеральная поддержка социально-экономического развития регионов. По расчетам экспертов, четвертая часть всех субъектов РФ имеют отрицательное сальдо взаимоотношений с федеральным бюджетом, т.е. по различным статьям (включая трансферт) из федерального бюджета поступает в регионы средств больше, чем возвращается обратно в виде налогов, сборов и платежей. Многие регионы остаются дотационными.

Механизм федеральной поддержки фиксируется федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, договорами и соглашениями, заключаемыми субъектами РФ с федеральными органами государственной власти. Осуществляется же поддержка социально-экономического развития регионов путем проведения различных мероприятий, получивших закрепление в законодательстве Российской Федерации, и в первую очередь бюджетном и налоговом.

Весь комплекс мер по федеральной поддержке можно классифицировать по разным основаниям: адресату, источникам финансирования и т.д.

Наиболее значимой представляется группировка таких мер по характеру поддержки -- финансово-экономическая (ресурсная) и организационно-правовая (принятие целевых программ, создание специальных экономических и управленческих структур и пр.).

В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ", принятом Государственной Думой 24 июня 1999 г. зафиксированы следующие принципы: конституционности; верховенства Конституции и федеральных законов; равноправия субъектов Федерации; гармонизации общероссийских и региональных интересов; добровольности заключения договоров и соглашений; материально-финансового обеспечения выполнения передаваемых государственными органами своих полномочий; гласности договорного регулирования.

В организации экономического развития регионов в известной мере принимают участие специальные подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата федерального Правительства, Министерство по делам Федерации и национальностей РФ, а также территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, учреждаемые в субъектах Федерации в соответствии с Конституцией РФ. Субъектами, организующими экономическую деятельность, могут выступать, кроме прочих, и администрации свободных экономических зон, а также такие межрегиональные структуры, как ассоциации экономического взаимодействия регионов. Они создаются субъектами РФ в целях координации решений общих социально-экономических и иных проблем в основном по географическому принципу (Ассоциация "Большая Волга", Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона "Большой Урал", Сибирское соглашение и др.).

Социально-экономическая политика региона должна проводиться в рамках государственной политики. В качестве основных плановых документов, регламентирующих социально-экономическое развитие региона в увязке с другими уровнями управления необходимо разрабатывать следующие:

-- концепцию социально-экономического развития региона;

-- комплексную программу социально-экономического развития региона;

-- планы действий Администраций;

-- региональные целевые программы, отраслевые концепции и программы развития территорий;

-- бизнес-планы инвестиционных проектов.

Региональная политика как составная часть федеральной региональной политики регулируется Указом Президента РФ "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации". В нем дается определение категории региональная политика как системы целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. В качестве целей региональной экономической политики в нем определены стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире. Для их достижения в Указе предусмотрена реализация следующих задач:

-- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

-- содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

-- сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов;

-- развитие межрегиональных инфраструктурных систем;

-- совершенствование экономического районирования страны и т.д.

В качестве составляющих механизма реализации политики Указ предусматривает дальнейшее развитие таких методов и форм государственного регулирования, как прогнозирование и программирование. Большинство исследователей отмечают широкий спектр вопросов, отнесенных к региональной политике. Помимо экономической в нее включены также следующие виды политики: развития федеративных отношений, социальная, экологическая и национальная. Очевидно, что большинство из них имеют самостоятельный статус. В силу этого рассматриваемый документ регулирует скорее не региональную политику, а региональные аспекты других политик. На это указывают также методы ее реализации, такие как, например, учет регионального аспекта при разработке общероссийских прогнозов и программ, а также -- при разработке и проведении структурной политики.

Делись добром ;)