Влияние железнодорожного транспорта на экономические и культурные показатели жизнедеятельности государства

дипломная работа

3. изучить современное состояние железнодорожной отрасли и влияние государственной политики на её развитие.

4. исследовать влияние ООО ПО "Вагонмаш" на социально-экономическое развитие муниципального образования города Железногорск, оценку взаимодействия муниципальных властей и данного предприятия.

5. раскрыть основные направления развития железнодорожной отрасли в РФ.

Объектом исследования является оценка взаимодействия муниципальных властей и ООО ПО "Вагонмаш", политика органов государственной власти в железнодорожной отрасли.

Предметом исследования является железнодорожный транспорт как производственно-экономическая система, а также методы, модели, технологии и информационные системы, особенности государственной и муниципальной политики в железнодорожной отрасли муниципального образования города Железногорск.

В процессе написания использовались методы: анализ, синтез, системный, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности вопроса, графический, наблюдение.

Информационную базу составили периодические издания по теме "железнодорожная отрасль", экспертные оценки специалистов городских комитетов, исследования ученых экономистов, а также статистические материалы, публикации программы социально-экономического развития города Железногорск, журнальные статьи о деятельности предприятия ООО ПО "Вагонмаш".

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, содержащих по три параграфа, третья глава - два, заключения, списка литературы, приложения.

1. Теоретические аспекты государственной и муниципальной политики в железнодорожной отрасли

1.1 Значение железнодорожной отрасли и её роль в развитии государства

Железнодорожный транспорт имеет весьма значимую роль в жизни России, и от способности железнодорожной отрасли осуществлять качественный и непрерывный процесс пассажироперевозок напрямую зависит рост промышленного сектора, способность государства эффективно выполнять такие важные функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, сохранение единого социально-экономического пространства, обеспечение прав граждан на свободу передвижения [11].

Для России - самой большой по территории страны мира - транспортный фактор был и остается одним из важнейших факторов внутренней и внешней политики. Так, основной пружиной промышленного подъема в стране с последней четверти ХIХ века был железнодорожный транспорт. Именно развитие железных дорог обеспечивало модернизационный прорыв в экономике, вело к появлению новых социальных субъектов в политической сфере, напрямую затрагивало задачи обеспечения геополитических интересов страны. В дальнейшем, развертывание модернизационного и геополитического потенциала российского транспорта играло важнейшую роль в реализации национальных интересов державы, в обеспечении ее национальной безопасности. И сегодня транспорт продолжает оставаться одной из важнейших, системообразующих отраслей отечественной экономики, и от его функционирования и развития во многом зависит текущее состояние и перспективы национального хозяйства, возможности занятия страной достойного места в формирующейся системе глобального разделении труда, в современной системе международных отношений и новых геополитических реалий [15].

Тем самым вполне уместно утверждать, что развитие транспортных коммуникаций влияло и продолжает влиять на материальное и духовное состояние общества, политическую сферу его жизнедеятельности, социальную структуру, его потенции к дальнейшему цивилизационному развитию. Решение данных задач лежит в сфере не только технико-экономических, но и важнейших политических (в том числе - геополитических) и социальных действий. Эти задачи не могут быть решены с позиций узкоспециализированного видения, они выступают стержневыми для государственной политики, интегрирующей концептуальные разработки теоретиков и практиков. В этом качестве проблема развития транспортных коммуникаций и входит в предметное поле современной политической науки

Железнодорожный транспорт -- основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности, основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта) [12].

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт отличает универсальность, способность перевозить практически все виды грузов, высокая провозная и пропускная способность двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150--200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т грузов в каждом направлении. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения, надежность [9].

Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги.

Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, и принимая во внимание огромную территорию России, можно ожидать, он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.

Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Именно железные дороги относятся к основным элементам территориального каркаса хозяйственного ландшафта страны на макро - и мезоуровнях. см. таблицу 1.

Таблица 1. Грузооборот, и пассажирооборот по видам транспорта

Вид транспорта

Грузооборот,

млрд.т-км

Пассажирооборот,

млрд.пасс-км

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

Железнодорожный

1950,8

2090,3

177,6

174,7

Автомобильный

73,9

79,1

154,1

148,0

Морской

61,5

61,9

0,06

0,08

Внутренний водный

86,7

83,7

0,88

0,96

Воздушный

2,9

3,4

93,7

110,8

Трубопроводный

2474,0

2499,0

-

-

В структуре перевозимых железнодорожным транспортом грузов резко выделяются каменный уголь и кокс (занимает первое место в грузообороте и второе -- по объему перевозок) и минеральные строительные материалы (первое место по объему перевозок и второе -- по грузообороту). На третьем месте идут нефтяные грузы (прежде всего мазут и светлые нефтепродукты). Значительную долю занимают руда, черные металлы, лесные и хлебные грузы, минеральные и химические удобрения. На долю этих восьми видов массовых грузов приходится почти 9/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта [5].

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки таких видов массовых грузов, как каменный уголь и кокс (свыше 90% от объема их перевозки всеми видами транспорта), руда, минеральные удобрения, цемент (около 90% по каждому виду), черные металлы (свыше 75%), лесные грузы (свыше 60%), хлебные грузы (свыше 50%).

Для железнодорожного транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. При этом основная нагрузка приходится на относительно небольшую протяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог. При средней грузонапряженности железнодорожной сети России 27 млн. т-км на 1 км эксплуатационной длины они имеют грузонапряженность в два раза большую [23].

В эпоху глубокого реформирования железнодорожной отрасли, когда за счет внедрения самых различных современных технологий возрастают скорости передвижения электропоездов, увеличиваются объемы перевозок, вводятся различные микропроцессорные информационно измерительные системы, немаловажным является интенсивное развитие энергетического хозяйства Российских железных дорог. Помимо замены устаревшего оборудования, устройств и сооружений на более новые, совершенные, экономичные, безопасные образцы стоит учитывать и внедрение современных электронных технологий, программных комплексов, средств измерения, контроля, диагностики, слежения. Всё это, призвано положительным образом, повлиять на качество работы системы тягового электроснабжения, снизить эксплуатационные расходы и количество отказов в работе, максимально автоматизировать труд работников хозяйства, повысить безопасность движения и осуществить переход железнодорожного обслуживания на принципиально новый уровень [12].

Железные дороги всегда играли особую роль в жизни государства, были важнейшим транспортным каналом, связывающим воедино обширные территории России. От эффективной работы железнодорожной отрасли во многом зависит укрепление единого экономического пространства, повышение инвестиционной привлекательности нашей страны и создание в российском обществе позитивного социального климата.

Железнодорожный транспорт - это ключевое звено в экономике страны. Развитие инфраструктуры в этой области остается важнейшим направлением курса реформ, проводимым Президентом и Правительством РФ [15].

В развитии экономики Российского государства транспорт играет важную роль, поскольку обеспечивает внешнеэкономические и торговые связи, укрепляет обороноспособность страны, способствует обмену культурными и духовными ценностями. Среди других видов транспорта железнодорожный занимает ведущее место. Это объясняется его универсальностью - возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погодных условий практически во всех климатических зонах и в любое время года. Именно поэтому, несмотря на бурное развитие автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, вот уже 170 лет железнодорожный транспорт остается основным средством перемещения грузов и массовой перевозки пассажиров. В этой связи вопросы правовой политики в области железнодорожного транспорта являются весьма актуальными.

Таким образом, можно сделать вывод, что железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Железнодорожный транспорт - жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства.

1.2 Нормативно-правовое регулирование железнодорожной отрасли

Одной из базисных отраслей российской экономики является железнодорожный транспорт. Эффективность работы этой отрасли влияет на темпы роста практически во всех отраслях российской экономики. Система железных дорог обеспечивает единство территории России, интенсивность хозяйственных связей в стране, является одним из факторов, определяющих объемы и направления нашей внешней торговли. Более 80% грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) приходится именно на железные дороги [17].

От качества железнодорожного сообщения зависит плотность расселения граждан по территории Российской Федерации и мобильность трудовых ресурсов. Железные дороги берут на себя более 40% всех пассажирских перевозок.

За истекший период реформирования экономики страны в железнодорожной отрасли накопился целый ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшее время путем законодательного, государственного нормативно-правового и тарифного регулирования, а также структурного реформирования железнодорожного транспорта как субъекта естественных монополий. К этим проблемам относятся:

· высокий уровень износа основных фондов (средний уровень износа составляет 58,6%, а значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы);

· несовершенство механизма государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта, что не способствует развитию свободной конкуренции в отрасли;

· не полностью обеспечена ликвидация убыточности пригородных пассажирских перевозок, социально значимых грузовых перевозок;

· не отработан механизм расчетов за перевозки льготных категорий граждан, и т.д.

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям считает, что нормативное правовое регулирование должно обеспечить повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг. Стимулировать создание единого экономического пространства страны, формирование единой гармоничной транспортной системы и снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, и неоднократно обращала внимание Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации на необходимость принятия незамедлительных мер по усовершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность железнодорожного транспорта [34].

Учитывая сложную техническую и экономическую обстановку в железнодорожной отрасли, важно, чтобы нормативное правовое регулирование было способно обеспечить повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг и сохранение единого экономического пространства страны, формирование единой гармоничной транспортной системы и снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом [21]. С этой целью Комиссией Совета Федерации по естественным монополиям в 2008 году осуществлялась непрерывная работа по мониторингу законодательного обеспечения третьего этапа структурного реформирования железнодорожного транспорта и хода реализации соответствующих мероприятий [41].

В мае 2007 года в Совете Федерации был проведён "круглый стол" на тему "Нормативно- правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта в современных условиях". В работе "круглого стола" приняли участие более 50 человек, в том числе члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти (Минтранс России, ФСТ, ФАС, Счетной палаты РФ), профсоюзов транспортников, ОАО "РЖД", ассоциаций и общественных организаций независимых перевозчиков, вузов и научных организаций, средств массовой информации.

Существенным шагом по пути нормативного правового обеспечения структурного реформирования железнодорожного транспорта в 2007 году явилась разработка Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг к концу третьего этапа реформы [29].

В 2007 году велась значительная работа по созданию системы технического регулирования на железнодорожном транспорте. С целью совершенствования нормативной правовой базы в области безопасности движения и экологии в сфере железнодорожного транспорта Минтрансом России была подготовлена и одобрена на заседании Правительственной комиссии по техническому регулированию 14 июня 2006года (Протокол №12) Концепция системы технического регулирования на железнодорожном транспорте (далее - Концепция). Которая определила общую идеологию и направление дальнейшей работы, связанной с подготовкой специальных технических регламентов [22].

На основе утвержденной концепции в 2007году осуществлялась подготовка специального технического регламента первого уровня "О безопасности железнодорожного транспорта".

Важным для деятельности железнодорожного транспорта является нормативный акт Правительства Российской Федерации, утверждающий перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включая основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля. Данный акт был подготовлен ФСТ России, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации [8].

В 2008 году продолжилась работа по реализации третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте, и в первую очередь в части совершенствования нормативно-правовых основ функционирования железнодорожного транспорта. Создания надлежащих правовых механизмов развития железнодорожного транспорта, создания надлежащих правовых механизмов развития железнодорожного транспорта, совершенствования системы тарифного регулирования, создания системы технического регулирования на железнодорожном транспорте [35].

Структурная реформа железнодорожного транспорта идёт вперед, в железнодорожной отрасли происходят кардинальные изменения, а федеральные законы, направленные на регулирование процессов реформирования, всё больше и больше отстают даже от нынешних реалий, не говоря о перспективе. То же можно сказать об отраслевых нормативных актах. Усугубляется противоречие системы правоотношений в сфере транспорта с положениями нормативных актов, регулирующих административную реформу в стране, реформы технического регулирования, энергетики, природопользования.

К ключевым вопросам законодательного регулирования деятельности железнодорожного транспорта можно отнести:

· уточнение функций государства в области регулирования деятельности железнодорожного транспорта, заключающейся в упразднении ряда функций государственных органов и закреплении ряда новых полномочий, направленных на создание равноправных рыночных условий работы различных субъектов перевозочного процесса;

· унификацию железнодорожного законодательства на едином пространстве колеи 1520мм, а также единой технической политики в целях совместимости технических средств и имущества владельцев инфраструктуры, перевозчиков, операторов (собственников) подвижного состава и других участников международного рынка железнодорожных транспортных услуг;

· установление тарифов, плат и сборов на основе себестоимости работ (услуг) с учетом полного возмещения затрат, связанных с осуществлением перевозок на уровне, обеспечивающем нормативную рентабельность собственного капитала и экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала;

· создание базы для формирования и нормативного обеспечения действия механизмов субсидирования из бюджета полного объема убытков от железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, имеющих огромное социальное значение [9].

Кроме того, нуждается в современном и срочном нормативном регулировании комплекс прав, обязанностей и ответственности всех участников перевозок, оказания услуг железнодорожной инфраструктуры, в том числе установление и уточнение этого применительно к субъектам предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте необщего пользования.

Остро заявляют о себе вопросы земельных отношений, конкурентной среды внутри отрасли, взаимодействия железнодорожников с организациями других видов транспорта и так далее [29].

Приоритетные направления совершенствования нормативно-правового регулирования на железнодорожном транспорте включают:

- правовое регулирование статуса оператора и экспедитора, грузовых и пассажирских перевозок, имеющего собственный подвижной и тяговый состав;

- построение прозрачной тарифной политики на перевозку грузов с выделением, помимо вагонной, инфраструктурной (включая движенческую часть) и локомотивной составляющих как одного из условий развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта;

- построение прозрачной тарифной политики на перевозку грузов с выделением, помимо вагонной, инфраструктурной (включая движенческую часть) и локомотивной составляющих как одного из условий развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта;

- обеспечение обновления парка вагонов для возрастающих нужд отечественных грузоотправителей путём построения оптимальных тарифных условий на перевозки грузов в собственном подвижном составе в т.ч. увеличение значения вагонной составляющей в размере тарифа;

- разработка системы гибкого регулирования железнодорожного тарифа в зависимости от цены груза на мировых рынках с целью обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей в условиях вступления России в ВТО;

- разработка предложений для создания единого равнодоступного информационного пространства для всех участников рынка транспортных услуг;

- совершенствование нормативной базы по осуществлению перевозок пассажиров железнодорожным транспортом с использованием частных вагонов, введение обоснованного регулирования тарифов. Увеличение конкурентоспособности пассажирских перевозок. Обеспечение преференций компаниям-операторам, осуществляющих пассажирские перевозки с привлечением собственного пассажирского состава [7].

Совершенствование подзаконных и ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения перевозчика, грузовладельцев, операторов подвижного состава должно идти по пути совершенствования порядка планирования перевозок и совершенствования перевозочных документов.

Острота ситуации способна заключаться в том, что новая сложившаяся структура железнодорожного транспорта не сможет быть корректно описана законами ввиду возникших в процессе реформирования нормативно-правовых противоречий. Придется выходить на фундаментальные политические решения или разрешать крупные социальные проблемы, об этом следует задуматься и не тормозить необходимый, хотя и сложный, законотворческий процесс.

Делись добром ;)