logo
Влияние научно-технического прогресса на экономическое развитие государства

2. Новая экономика

Обособленность российской промышленности, науки и экономики долгое время не позволяла даже нашей стране влиять на общие международные позиции в области НТП и рынка. И как результат привела к отсутствию российского участия в начавшемся в конце XX века активном процессе кооперации на стадии НИОКР, который уже привел к образованию международных технологических альянсов, росту межнациональной интеграции инновационных процессов.

Это не приносит выгоды России. Но это обедняет и западные страны. Отработанные в России экономические рычаги государственного воздействия сегодня подходят лишь к стадии апробации на Западе.

Так, администрация США, сохраняя государственную поддержку фундаментальных, оборонных и космических исследований, намерена выступить с рядом инициатив, оказывая государственную поддержку частным фирмам в укреплении их конкурентоспособности, развитии инновационных процессов. Такой подход соответствует общей экономической концепции, отражающей приверженность идеям промышленной политики и другим методам государственного воздействия на экономическое развитие.

В США предложена программа форсирования НТП, в которой первым пунктом намечается ускоренное развитие гражданских технологий, обеспечивающих долгосрочные перспективы стабильного экономического роста, повышающих производительность труда и в то же время обеспечивающих создание новых рабочих мест, содействующих региональному развитию и сохранению окружающей среды. Подчеркивается, что частный сектор не всегда заинтересован в создании таких технологий, не говоря уже о том, что финансирование столь крупномасштабных разработок превосходит возможности отдельных фирм.

В программе указаны средства достижения этой цели - бюджетное финансирование соответствующих разработок, косвенное (то есть, бюджетное и налоговое) регулирование и стимулирование НИОКР, инвестиции в образование и профессиональную подготовку, в ключевые системы инфраструктуры - транспорт и связь. Среди конкретных мероприятий названы: повышение доли гражданских технологий в федеральном бюджете НИОКР с 41 до 50%; расширение реализуемой министерством торговли программы передовых технологий, начатой в конце девяностых годов XX века и предусматривающей частичное финансирование отобранных на конкурсной основе проектов, которые выполняются силами частных компаний; увеличение удельного веса НИОКР, организованных на создание гражданских технологий двойного назначения в министерствах обороны и энергетики; выделение порядка 10-20% бюджета федеральных лабораторий в системе этих министерств и НАСА для осуществления проектов НИОКР совместно с промышленными фирмами или ассоциациями.

Разработан ряд мероприятий для информационных технологий в интересах обрабатывающей промышленности, банков, страховых компаний, учебных и медицинских учреждений.

Еще одним приоритетом названо достижение мирового лидерства в фундаментальных науках, математике и технических дисциплинах. Исследовательские лаборатории университетов рассматриваются в программе как хорошо зарекомендовавшие себя структуры, требующие стабильной государственной поддержки. В таком же свете с позиций мирового лидерства намечено развитие космических и природоохранных исследований. Кроме того, предусматривается использование передовых технологий для повышения эффективности работы самого правительства. Главное направление - информационные технологии: повышение качества и сокращение времени обслуживания, обеспечение свободного доступа к государственной информации, провозглашенной общественным достоянием, а также энергосбережение в зданиях министерств и ведомств. Подсчитано, что затраты на эти цели, а их около двух млрд. долл., окупятся за три-четыре года.

Хочется верить, что этот срок окупаемости сократит во времени и процесс сближения научно-технической интеграции Запада и Востока.

Уже наметились общие тенденции в развитии теоретической концепции научно-технического прогресса (как в России, так и на Западе считается, что хорошей теории НТП до сих пор нет} По мнению профессора Колумбийского университета Р. Нельсона, создание стройной, непротиворечивой теории научно-технического прогресса может стать революцией в экономической теории в целом, поскольку проблемы НТП охватывают все без исключения аспекты современного экономического роста.

К одной из общепринятых концепций следует отнести разделение научно-технического прогресса на две ветви: традиционную, обеспечивающую удовлетворение (по масштабам и разнообразию) потребностей человека и общества в новой технологии, товарах и услугах, и жизнесберегающую, предотвращающую или компенсирующую отрицательные последствия самого научно-технического прогресса, связанные с разрушением экзосистем психофизическими нагрузками и ухудшением здоровья людей техногенных катастроф.

Это разграничение по-новому может определить тенденции современного экономического роста.

Российская экономическая наука с точки зрения НТП рассматривает три фактора экономического роста. Первый фактор - это использование достижений научно-технического прогресса, применение ресурсосберегающих технологий; второй фактор - вещественное наполнение прироста производства в основном продукцией тех отраслей, которые определяют технологический прогресс и обслуживают потребности человека (в конце XX века, например, наиболее динамичными были отрасли, выпускающие на рынок услуг, выработанные с помощью передовых информационных технологий и торгующие самой информацией); третий фактор - экология, то есть установление границ, за пределами которых реализация достижений НТП признается социально опасной. И здесь введение ограничений диктуется прежде всего необходимостью сохранения среды обитания человека и невоспроизводимых ресурсов.

Западные ученые предлагают определять экономический рост любой страны шестью факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту. К ним относятся: количество и качество природных ресурсов; количество и качество трудовых ресурсов; объем основного капитала; технология.

Эти четыре фактора экономического роста американцы называют факторами предложения. Именно эти факторы делают рост производства физически возможным.

Пятый и шестой факторы американцы называют факторами спроса и факторами предложения.

Следует отметить, что факторы спроса и факторы предложения, влияющие на экономический рост, взаимосвязаны. Например, безработица обычно замедляет темпы накопления капитала, а также рост расходов на исследования. И наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и капиталовложений могут стать главной причиной безработицы.

На динамику экономического роста оказывают влияние и такие факторы, как рассмотренная ранее цикличность научно-технического прогресса, система мотиваций для каждого товаропроизводителя, и многое другое. На экономический рост воздействуют не только эндогенные, то есть внутренние, но и экзогенные факторы - войны, социальные революции, большие стихийные бедствия и так далее. И наконец, на экономический рост воздействует социально-экономическое устройство страны. Вот почему внешняя схожесть факторов экономического роста России и Запада по сути своей наталкивается на противоречия.

Сегодня экономика России отличается от западной не только тем, что производится, но и тем, как осуществляется это производство. В условиях России создание экономически устойчивых предприятий опирается на поддержку государства, в то время как на Западе образование и ликвидация компаний происходят по воле рыночных сил. Это сказывается и на количестве предприятий и на их экономическом поведении.

Развитие научно-технического прогресса способствует, как уже отмечалось, нормальному функционированию крупного производства. Это характерно для любой экономики - и нашей и западной. Но реализация результатов НТП - это, прежде всего малые предприятия, малые формы. Парадокс России заключается в их полном практическом отсутствии. Западная экономика тоже не обходится без крупных предприятий, однако одновременно в ней действуют и десятки тысяч мелких фирм и компаний. Небольшие предприятия создаются отдельными предпринимателями и инвесторами по нескольким причинам: либо потому, что у них появилась новая идея новой продукции, либо потому, что они могут специализироваться в производстве того или иного продукта, либо потому, что они могут оказывать определенный вид услуг тому или иному крупному предприятию. Нередко именно благодаря усилиям небольших компаний новые идеи внедряются в производство. Например, индустрия по производству персональных компьютеров, годовые обороты которой сегодня достигают миллиарды долларов, зародилась в гараже двух молодых американцев.

В эффективной экономике крупные и мелкие компании должны работать в тесном сотрудничестве. Например, небольшие фирмы могут заниматься поставками компонентов для крупного производства. Такой взаимосвязью мелких и крупных компаний отличается японская автомобилестроительная промышленность, организация снабжения в которой налажена по принципу «точно вовремя». Небольшая ,фирма осуществляет поставки с поразительной пунктуальностью. Благодаря точности поставок большому предприятию не приходится хранить запас комплектующих на заводском складе, что сказывается на снижении производственных затрат. Комплектующие поступают именно в тот момент, когда они необходимы. В России подобная организация производства пока невозможна. Поскольку рыночные силы бездействовали, предприятия испытывали хроническую нехватку компонентов. Заводы не могли полагаться на своих поставщиков, не говоря уже о том, чтобы надеяться на поставки с минутной точностью.

Отсутствие рыночной координации приводит к двум последствиям. Прежде всего каждому предприятию приходится заниматься самообеспечением и самому выпускать все необходимое для производства. Большинство предприятий просто не имеет возможности специализироваться на выпуске того или иного вида продукции, несмотря на то что это привело бы к росту эффективности производства. Специализация - слишком рискованное мероприятие, когда нельзя полагаться на других в вопросах поставок. Кроме того, каждому предприятию приходится хранить колоссальные запасы компонентов и материалов. По всей России скапливаются горы металла и никому не нужной продукции, поскольку заводы до сих пор не уверены, что поставщики не подведут.

Начавшееся в России движение к рынку застигло сложившиеся структуры как бы врасплох. Главная проблема в том, что предприятиям в начале этого пути была предоставлена большая свобода действий, но без какой-либо реальной дисциплины рынка. В условиях рыночной экономики, если предприятие несет убытки, оно закрывается. Если предприятие не способно оплатить свои долги, его объявляют банкротом. Если предприятие не в состоянии реализовать свою продукцию, оно прекращает ее выпуск. Закон рынка таков: либо производи товары, которые можно продавать, либо неси убытки и в конце концов сворачивай производство. В российской экономике дисциплина такого рода отсутствовала. Предприятия функционировали в рамках мягкой бюджетной политики. Это означало, что они всегда могли рассчитывать на помощь для покрытия своих убытков. Поскольку угрозы банкротства или безработицы предприятия еще всерьез не воспринимали, им не приходилось прилагать усилия для повышения эффективности и, тем более, подстраивать производство под рыночный спрос. Получая прибыль, предприятие имело право использовать ее на выплату высокой заработной платы рабочим. Терпя убытки, оно могло обратиться за новыми дешевыми кредитами или государственными субсидиями. Конкуренции, которая способствовала бы укреплению дисциплины, не существовало. Предприятия были по-прежнему надежно защищены от влияния мировых рынков, поскольку импорт товаров до сих пор регулируется административным путем. Защищены предприятия и от внутренней конкуренции, поскольку создать новое промышленное предприятие практически невозможно. Да и уже существующие предприятия обычно имеют ограниченные возможности внедрения новой продукции. Весь производственный процесс без долгой бюрократической волокиты просто не получит ресурсы для нового производства.

Тем не менее, отчаиваться не стоит. Даже представителям ВПК. Парадокс в том, что именно военно-промышленный комплекс обладает значительным рыночным потенциалом. Здесь можно привести четыре довода.

Во-первых, внутренние нужды последних лет заставляют собственную оборону по-прежнему осуществлять закупки оборудования, так что внутренний спрос на собственную продукцию еще долгое время не упадет.

Во-вторых, многие предприятия в силу нестабильности в мире смогут экспортировать продукцию военного назначения за рубеж.

В-третьих, на многих предприятиях можно эффективно провести конверсию производства. Как говорилось, та же самая авиационно-космическая промышленность, например, способна составить мощную конкуренцию на международном рынке гражданского самолетостроения, особенно по мере создания совместных предприятий с зарубежными фирмами.

В-четвертых, военно-промышленный комплекс обладает колоссальным запасом высоких технологий. Если предприятия, обладающие такими технологиями, сумеют реализовать свои возможности, они займут выгодное место на мировом рынке.

Мировая практика подсказывает, что любая рыночная система опирается на три фундаментальных принципа: экономическую свободу; экономические контактные отношения и характерные для рынка отношения собственности.

Экономическая свобода означает право выбора в том, как вести дела в экономической жизни.

Концепция экономических контактных отношений означает, что любые физические лица имеют возможность брать друг перед другом юридические обязательства, касающиеся проведения экономических операций. В здоровой рыночной экономике правовая система помогает физическим и юридическим лицам заключать действенные и имеющие исковую силу соглашения. Правовая система в нормальных рыночных отношениях должна предписывать процедуру заключения контрактов и определять пути обеспечения их исполнения с относительно низкими затратами.

Отношения собственности в рыночном механизме означают, что индивид обладает неотъемлемым правом владеть, управлять и распоряжаться своей собственностью, будь то личное имущество или экономическая структура. При рыночной системе наибольшая часть имущества в экономике принадлежит физическим лицам или организациям, которые, в свою очередь, тоже принадлежат физическим лицам. В России еще недавно, в начале экономических реформ, государству принадлежали более 90% предприятий. Поэтому ключевым элементом перехода к новым отношениям собственности в России и является процесс, разгосударствления, в ходе которого государственная собственность становится преимущественно частной собственностью индивидуальных владельцев. Процесс утверждения основных экономических свобод предполагает несколько условий. Первое заключается в ликвидации ценового контроля с тем, чтобы частные лица и организации получили возможность торговли и других операций на долговременной основе. Государственное регулирование цен отрицает существование основной экономической свободы - свободы обмена и торговли. Как только контроль над ценами будет ослаблен, появится возможность быстрого развития традиционных рыночных структур, таких, как валютные, фондовые и товарные биржи.

Вторым условием можно считать уменьшение зависимости деятельности предприятий от государства. Третье условие заключается в снятии барьеров в международной торговле.

Создание правовой основы новой экономики требует большего времени, чем ликвидация ценового контроля.

Создание новой экономики в России требует разработки коммерческого права, которое регулировало бы использование и обеспечение исполнения контрактов; проведения реформы финансовой системы, включающей развитие и регламентирование банковской системы и введение закона о банкротстве: разработки закона о компаниях. Эта система исключительно важна для эффективного функционирования экономики. Не меньшую роль, чем законы, играет и отлаженная независимая система судопроизводства, в обязанности которой входит толкование законов и обеспечение их исполнения.

Процессы структурной перестройки, становления новой экономики многовариантны. Мировая практика подтверждает, что существуют возможности использования ресурсов страны для защиты и сохранения старых предприятий или для поддержания новых. Старые предприятия не смогут вписаться в рыночную экономику без поддержки государства. При его помощи старые структуры получат возможность дальнейшего развития, однако при этом задержится переход к новой, эффективной экономической системе. Если же государственная помощь старой промышленности будет финансироваться за счет дефицитных бюджетных ассигнований или предоставления дешевых кредитов Центрального банка, кризисные явления сохранятся.

Первые опыты стран ближнего и дальнего зарубежья, ставших на путь реформ, свидетельствуют, что быстрые структурные преобразования приводят к скорому возобновлению экономического роста и снижению инфляции. Польша, которая в 1990 году провела радикальные экономические реформы, уже практически достигла темпов экономического роста, свойственных периоду дореформенного расцвета. В государствах Прибалтики сегодня уже можно говорить о более благоприятной экономической ситуации, чем в той же Болгарии, Румынии или на Украине, где новая экономика строится медленно и трудно.