Влияние финансово-экономического кризиса 2008 года на Таджикистан

реферат

Влияние мирового финансового кризиса на Таджикистан

таджикистан трудовой ресурс экспорт

Кризис обострил существовавшие в экономике Таджикистана проблемы - дисбаланс между быстрорастущим трудовыми ресурсами и вновь создаваемыми рабочими местами, слабая диверсификация экспорта и ее зависимости от внешней конъюнктуры, дисбаланса межу производством и потреблением, который покрывается импортом, что создает существенную зависимость внутреннего рынка от импорта.

Основным фактором воздействия мирового кризиса на состояние национальной экономике Таджикистана является сокращение внешнего спроса на экспорт (алюминий и хлопок-волокно) и падение мировых цен на них, что привело к сокращению валютной выручки, а также поступлений доходов в госбюджет Хасанов М. Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на Таджикистан// Центральная Азия и Кавказ . 2010. №2..

Для экономики страны, сильно зависящей от внешнеторговой деятельности, значительное сокращение ее показателей, негативно сказывается на падении общих экономических показателей и является кризисным фактором эскалации внутреннего системного кризиса.

Данное явление лихорадит экономику Таджикистана уже более полутора десятилетий, а с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса национальная экономика может испытать растущие трагические последствия, приводя нарастанию социального напряженности в стране.

Основными составляющими системного кризиса являются:

1. Односторонняя направленность экономического развития в силу объективных и субъективных причин.

2. Растущий дисбаланс фондов накопления и потребления. В Таджикистане имеются два основных источника финансирования - экспорт первичного алюминия и хлопко-волокна, которые выступают в качестве промышленного сырья, а также денежных переводов трудовых мигрантов.

3. Недооценка развития внутреннего рынка труда. За последние годы правительство более и менее смирилось с феноменом рабочей миграции, и начало относиться к нему и связанному с ним человеческому потенциалу, как к неизбежному и постоянному явлению.

4. Пренебрежение накопления человеческого капитала. В Таджикистане идет постепенное разрушение образовательной системы, созданной в советское время.

Все это, в свою очередь, привело к еще большему падению объемов промышленности, которая и сама по себе, демонстрирует отрицательные показатели темпов производства. Так, за 6 месяцев 2009 г. падение промышленности производства в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило 13,3 %.

Большинство средств производства устарели и не конкурентоспособны на внешних рынках. Кроме того, большинство доходов от экспорта сырья присваиваются элитарной группой предпринимателей, что приводит к общей неразвитости, а также слабому и также неразвитому инвестиционному потоку.

В структуре экспорта Таджикистана более 80% занимает экспорт первичного алюминия и хлопка-волокна, выступающего в качестве промышленного сырья. Что касается импорта, то сокращение его объемов в условиях кризиса может произойти посредством сужения источников финансирования. В Таджикистане имеются два основных источника финансирования импорта: экспорт и денежные переводы таджикских мигрантов, ныне подверженных давлению мирового финансового кризиса. В условиях РТ такое своеобразие может выражаться и в относительном разрастании дефицита платежного баланса, и связано это не только с преимущественно сырьевой структурой экспорта, поскольку на мировом рынке под влиянием кризиса, цены на сырье падают быстрее по сравнению со снижением цен на полуфабрикаты и готовую продукцию. Оно связано еще и с тем, что на международном рынке труда наибольшим увольнением подвергаются работники строительства, ЖКХ, промышленности и др. Основная часть таджикских мигрантов занята в сферах, где применяется неквалифицированный, но тяжелый, вредный для здоровья труд, где увольнениям подвергаются меньшее количество людей.

Чаще увольнениям подвергается квалифицированная часть трудовых мигрантов. Применительно к Таджикистану это означает - масштабы сокращения объемов денежных переводов будут опережать темпы и масштабы сокращения данной категории работников, что негативным образом отражается на динамике платежного баланса.

Другим негативным фактором воздействия мирового кризиса стало сокращение спроса на трудовых мигрантов за пределами республики. В свою очередь, это привело к сокращению объемов денежных переводов, которые за 5 месяцев 2009 г. снизились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 35 %. Это повлекло снижение платежеспособности населения, и угнетенное состояние внутреннего потребительского спроса, т.к. переводы составляют основной доход многих домохозяйств. Кроме того, снижение потоков денежных переводов увеличило дефицит платежного баланса республики.

Сельскохозяйственный сектор Таджикистана, отвечающий за 64 процента общей занятости населения, доля которого в общем объеме ВВП составляет 21 процент, представляет собой прочную основу для экономического развития. Правительство демонстрирует твердую решимость и приверженность своему обязательству по проведению реформы в секторе сельского хозяйства, однако темпы ее реализации должны быть ускорены, чтобы обеспечить повышение производительности, что является необходимым условием для увеличения темпов роста сельского хозяйства Таджикистана.

Таджикистан обладает богатым водным потенциалом, что объясняет преобладающее использование гидроэнергии в секторе энергетики. Стратегия Правительства по развитию сектора энергетики направлена на обеспечение надежного энергоснабжения потребителей, сокращение энергетических потерь, решение проблем, связанным с острым дефицитом электроэнергии в зимний период, осуществление устойчивого экспорта избыточной энергии в летнее время и проведение важнейших финансовых реформ.

Кроме того, Таджикистан столкнулся с быстро растущей численностью молодого населения. По последним оценкам, 40 процентов населения в Таджикистане составляют лица в возрасте младше 17 лет. В связи с этим, улучшение общественных услуг в социальных секторах (образование, здравоохранение и социальная защита), а также создание новых рабочих мест являются крайне важными компонентами Национальной стратегии сокращения бедности.

В ближайшие годы самой сложной задачей для Таджикистана будет повышение низкого уровня частных инвестиций. Согласно последним оценкам, объем частных инвестиций остановился на уровне 5 процентов от ВВП. Устранение факторов, сдерживающих развитие частного сектора, является ключевым приоритетом стратегии правительства по стимулированию экономического роста, и на сегодняшний день в этой области уже достигнуты некоторые важные успехи. Кроме того, реализация Инициативы по обеспечению прозрачности деятельности отраслей добывающей промышленности также занимает важное место в программе правительства, поскольку она направлена на извлечение максимальной выгоды из сравнительного преимущества Таджикистана в горнодобывающем секторе. Тем не менее, развитие частного сектора и создание соответствующей правовой базы для его роста все еще находятся в стадии выполнения, и успешная реализация этих задач является важным условием для оказания помощи правительству в достижении амбициозных целей в области развития.

Переход к свободной торговле в масштабах региона позволит обеспечить эффективное выдвижение приоритетов, как в экспорте, так и в импорте товаров и услуг в отношении стран того макрорегиона, к которому принадлежит Таджикистан. Для этого необходимо согласованность стран, кардинальное решение в снятии барьеров на путях движения товаров, как на межгосударственных границах, так и при прохождении грузов внутри отдельных стран. Большую роль может сыграть пересмотр основных принципов национальной денежно-кредитной системы. В условиях Таджикистана это может сыграть решающую роль в развитии экономики.

Прежде всего, нужно вернуть в страну те огромные денежные ресурсы, которые размещены в оффшорных зонах. По экспертным оценкам и общественного мнения, речь может идти о миллиардах вкладах. На саммите G-20 было указано на необходимость внесения полной прозрачности в отношении денежных сумм, находящихся "в бегах". Их возвращение обеспечат полное покрытие дефицита платежного баланса, дефицита госбюджета, нехватки инвестиций и долгосрочных кредитов и повысит уровень монетизации в экономике, т.е. уровня денежной обеспеченности. Главное - реализация этих мер установит нормальный уровень ликвидности в банках.

Исламские принципы создают благоприятные основы взаимосвязанного развития финансового и реального сектора экономики. В этом плане нужно продумать вопрос о более широком использовании принципов действия исламских банков, исламского страхового дела, исламского менеджмента. Государство должно проводить жесткую ценовую и антиинфляционную политику, ввести действенный госконтроль над ценами, тарифами, уровнем зарплаты.

Главной представляется политика быстрого технического перевооружения промышленности и других отраслей реального сектора путем массового приобретения из развитых стран машин и оборудования "второй руки" по приемлемым ценам (хорошо отремонтированной, модернизированной, адаптированной к конкретным условиям различных отраслей экономики). В ближайшие 10-15 лет развитие импортозамещающих производств может успешно развиваться на базе машин и оборудования "второй руки", оно более прогрессивно и высокопроизводительно, чем оборудование, унаследованное от СССР. Более высоким технико-экономическими показателями по сравнению с основной массой новых машин и оборудований КНР, Индии, Пакистана. Производимая продукция с использованием такой техники может стать вполне конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на региональном рынке.

Делись добром ;)