Внешнеэкономическая деятельность ООО "Потенциал"
3. Анализ конкурентоспособности объекта практики
Основными конкурентами ООО "Потенциал" в России являются ООО "Амистал", ООО "СМ - Компании". По данным статистических исследований мы вычислили, что наибольшую долю рынка занимает ООО "СМ - Компании" (42,5%), чуть меньшую ООО "Потенциал" (30,7%), доля ООО "Амистал" - 26,8%, что и представлено на рисунке 3.1
Рисунок 3.1 - Основные конкуренты ООО "Потенциал"
Конкурентный анализ внешней среды - метод, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирм и главных конкурентов.
Таблица 3.1 - Конкурентный анализ внешней среды
Факторы конкурентоспособности |
ООО "Потенциал" |
ООО "Амистал" |
ООО "СМ - Компании" |
|
Персонал - опыт и квалификация; - система обучения; - мотивация труда; |
А А Б |
А Б Б |
Б В А |
|
Производство - местоположение; - технология; - связи с поставщиками; - контроль за качеством; |
А А В А |
В Б А Б |
Б А А Б |
|
Маркетинг - реклама продукта; - степень охвата рынка; - система стимулирования сбыта; |
В Б В |
А А А |
Б Б Б |
|
Товар - качество; - технические параметры; - уникальность; - цена |
А А А Б |
Б А Б А |
Б А Б В |
Причем, А - лидер в отрасли, Б - предприятие отстает по нескольким параметрам, В - аутсайдер. На основании таблицы 3.1, сделаем вывод о том, что:
– персонал предприятия ООО "Потенциал" имеет высокую квалификацию наравне с ООО "Амистал", но на ООО "Потенциал" сильнее система обучения, что дает возможность обучения, повышения квалификации как у новых работников, так и уже имеющихся;
– ООО "Потенциал" наравне с ООО "СМ - Компании" использует передовые технологии производства, но является самым худшим по параметру "связи с поставщиками", так как конкуренты закупают сырье на наиболее выгодных условиях. На ООО "Потенциал" работает лучшая среди конкурентов система контроля за качеством продукции;
– по маркетинговым показателям, ООО "Потенциал" является худшим из анализируемых, так как маркетинговая деятельность не реализуется в полном объеме;
– ООО "Потенциал" является лидером по качеству выпускаемой продукции, так как налажена система контроля, а также по уникальности продукции. К примеру, на предприятии выпускается пустотная плита, которую изготавливают на финском оборудовании, которая не имеет аналогов среди конкурентов. Цены на выпускаемую продукцию, выше, чем у ООО "Амистал". В данном разделе составим матрицу STEP-анализа внешней среды организации ООО "Потенциал" - таблица 3.2.
Таблица 3.2 - Матрица STEP-анализа внешней среды организации
Факторы внешней среды (глобальные проблемы) |
Краткая характеристика вариантов развития экономики |
|||
Пессимис тичный |
Реалис- тичный |
Оптимис- тичный |
||
1. Социальные: - рост реальных доходов населения; - изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы; - улучшение демографической ситуации в регионе; - изменение потребностей и вкуса покупателей (потребительских предпочтений). |
+ |
+ |
+ + + |
|
2. Технологические: - появление научно-технических достижений; - сырьевая ситуация и ресурсный потенциал региона; - развитие конкурентных технологий; - потенциал инноваций. |
+ |
+ |
+ + + |
|
3. Экономические: - улучшение экономической ситуации в регионе; - появление новых конкурентов; - рост активности конкурентов; -снижение покупательской способности; - обменные курсы валют; - сезонность. |
+ + + + + |
+ + + |
+ |
|
4. Политические: - ужесточение государственной политики в области сертификации; - ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции. |
+ + |
+ |
Таким образом, при оптимистичном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды следует отметить: рост реальных доходов населения, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе; среди технологических факторов: появление научно-технических достижений; улучшение сырьевой ситуации и ресурсного потенциала региона; рост потенциала инноваций; среди экономических - улучшение экономической ситуации в регионе.
Реалистичный прогноз предполагает изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, развитие конкурентных технологий, снижение покупательской способности населения, рост обменного курса валют, сезонность продаж, ужесточение государственной политики в области сертификации. При пессимистичном прогнозе развития России может наблюдаться развитие конкурентных технологий, появление новых конкурентов и рост их активности, ужесточение государственной политики в области сертификации и госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции.
ООО "Потенциал" может улучшить свои результаты только за счет грамотной стратегии дифференциации - создавая и развивая прибыльные сегменты, а также создавая барьеры для выхода конкурентов на эти сегменты.
Рекомендации: поиск растущих сегментов; специализация и дифференциация; выборочное инвестирование.
ООО "Потенциал" имеет хорошую силу, но рынок уже теряет свою привлекательность. Поэтому необходимо искать растущие сегменты; инвестировать в рост на этих сегментах, чтобы расти быстрее рынка и усиливать свое лидерство на рынке.
Среди основных конкурентов, выход на зарубежный рынок имеет только ООО "СМ-Компании", что дополнительно стимулирует ООО "Потенциал", также разработать стратегию выхода на внешний рынок и охватить дополнительный крупный сегмент. Для этого нужно провести внешний анализ рынка.
ООО "Потенциал" изготавливает изделия из стали, чугуна и цветных металлов, в частности эти изделия находят применение в области гидравлики и пневматики: гидроклапана, гидроусилители, гидронасосы (регулируемые и нерегулируемые), гидроцилиндры, фильтры, гидромоторы, гидрораспределители и т.д., изготовление гидростанций.
Проведем анализ внешнего рынка изделий в области гидравлики и пневматики.
Мировое производство изделий в области гидравлики и пневматики для приводов в 2012 г. достигло 34,3 млрд. долл. (27,3 млрд. евро). Преобладал выпуск машиностроительной гидравлики, который составил 24,6 млрд. долл. (71,7%), а производство компонентов пневматики составило 9,7 млрд. долл. [20] Эти данные не охватывают гидравлические и пневматические устройства, которые используются в авиации, военной технике и в автомобилях. Приведённые цифры также не учитывают объемы производства гидроаппаратуры в России.
Для сравнения: по данным World Semiconductor Trade Statistics, реализация продуктов гидравлики и пневматики составляет около 16% от продаж элементов сектора электроники. [20]
Основной объем производства и продаж гидроаппаратуры, составляющей 89% этой отрасли, лежит на крупных компаниях международного масштаба в шести технически и экономически развитых странах. Подробная информация для 2014 года представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Страны - главные участники на рынке машиностроительной гидравлики
Страны |
Доля гидравлики на рынке (гидрооборудования), % |
|
1 |
2 |
|
США |
36,2 |
|
Германия |
13,2 |
|
Япония |
11,4 |
|
Китай |
8,4 |
|
Италия |
7,7 |
|
Франция |
4,9 |
|
Великобритания |
4,2 |
|
Швеция |
3,4 |
|
Испания |
2,6 |
|
Финляндия |
1,7 |
|
Нидерланды |
1,3 |
|
Тайвань |
1,1 |
|
Швейцария |
0,8 |
|
Польша |
0,5 |
|
Чешская республика |
0,3 |
|
Турция |
0,2 |
|
Румыния |
0,1 |
|
Словения |
0,1 |
Как видно из таблицы 3.3, первые 4 страны в списке производят более чем 70% мировой гидравлики - это США, Германия, Япония и Китай.
На протяжении нескольких лет наблюдались значительные изменения в лидерстве на рынке гидравлики. Главной причиной этого явления является Китай. Доля этой страны составляла меньше 2% в 2004, в то время как в 2014 показатель достиг 8,4%. Динамика продаж гидравлики в Китае составляет 15% роста ежегодно, что обусловлено ускоренным экономическим ростом - большими инвестициями известных компаний, работающих в секторе машиностроительной гидравлики [22].
Развитие современной гидроаппаратуры тесно связано с электроникой и информатикой, оно требует больших финансовых вложений для исследований, освоения новых технологий, внедрения в производство новых изделий и присутствия на рынке. Исходя из этих факторов, и наблюдается преимущество нескольких мировых компаний, таких как "PARKER HANNFIN", "BOSCH-REXROTH", "SAUER-DANFOSS".
Европейский рынок машиностроительной гидравлики СЕТОР.
На европейском рынке машиностроительной гидравлики и пневматики доминируют страны СЕТОР - European Oil Hydraulic and Pneumatic Committee. СЕТОР объединяет 17 национальных ассоциаций производителей и дистрибьюторов машиностроительной гидравлики и пневматики из 16 стран: Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Румынии, Словении, Турции, Финляндии, Чехии, Швейцарии и Швеции. Претендует на членство в СЕТОР и российская Ассоциация производителей гидравлического оборудования (АПГО).
СЕТОР представляет свыше 1000 предприятий и организаций, в основном производственных, но также и торговых. Общая численность работников составляет почти 70 тысяч при объеме рынка в 2012 г. Около 11,6 млрд. евро. В то время это составляло 42,6% мирового производства изделий и услуг в области машиностроительной гидравлики и пневматики. В странах СЕТОР преобладало производство и оказание услуг сектора гидравлики общим объемом в 2010 г. 8,54 млрд. евро, а сектор пневматики составил 3,08 млрд. евро. Разнообразие изделий машиностроительной гидравлики на рынке стран СЕТОР впечатляющее. Оно позволяет удовлетворить всем требованиям и потребностям производителей и пользователей гидравлической техники. В 2014 г. Общее население стран - членов СЕТОР составляло 505,6 млн. жителей, а совместный валовой продукт в текущих ценах равнялся 13 млрд. 925 млн. долларов. В среднем на одного жителя приходилось тогда $27547. Для сравнения в таблице 3.4 приведены доли стран СЕТОР на рынке гидравлики в 2014 г. С объемом 8,54 млрд. евро.
Таблица 3.4 - Доли стран СЕТОР на рынке гидравлики в 2014 г.
Страны СЕТОР |
Доля гидравлики на рынке (гидрооборудования), % |
|
Германия |
30,7 |
|
Италия |
18,0 |
|
Франция |
13,6 |
|
Великобритания |
10,8 |
|
Швеция |
7,9 |
|
Испания |
5,9 |
|
Финляндия |
3,8 |
|
Голландия |
3,0 |
|
Норвегия |
1,9 |
|
Швейцария |
1,9 |
|
Польша |
1,3 |
|
Чехия |
0,9 |
|
Словения |
0,3 |
Помимо данных о продажах гидроаппаратуры на отечественных рынках, большое значение имеет информация о тенденциях роста производства изделий гидравлики в других странах. В рамках соглашения СЕТОР + ISO Area Fluid Power такие данные собираются для каждого квартала в компаниях и организациях, занимающихся производством, сервисом, торговлей, исследованиями и обучением.
В таблице 3.5 представлены такие данные для изделий машиностроительной гидравлики для периода январь-март 2014 г. По отношению к 2013 г. на внутренних рынках [16].
Таблица 3.5 - Динамика продаж и заказов на продукты машиностроительной гидравлики
Страна |
Заказы, % |
Продажи, % |
|
Великобритания |
12,1 |
8,8 |
|
Германия |
29,4 |
9,1 |
|
Испания |
11,8 |
3,7 |
|
Италия |
31,5 |
21,8 |
|
Китай |
12,0 |
20,0 |
|
Нидерланды |
17,0 |
-2,0 |
|
Норвегия |
0,0 |
2,0 |
|
Польша |
9,3 |
9,0 |
|
Словения |
15,0 |
10,0 |
|
США |
-4,4 |
3,5 |
|
Тайвань |
50, |
5,0 |
|
Финляндия |
17,0 |
17,0 |
|
Франция |
6,9 |
6,4 |
|
Швейцария |
33,8 |
18,4 |
|
Швеция |
8,0 |
12,0 |
|
Япония |
8,9 |
12,8 |
Подобные статистические данные необходимы каждому предприятию, производящему гидроаппаратуру. Они позволяют оценить собственное положение и определить возможности других участников на рынке машиностроительной гидравлики.
К числу крупнейших мировых производителей гидравлики по версии отчета RESEARCH AND MARKETS следует отнести:
– Bailey International Corporation (США);
– Bosch Rexroth Corporation (США);
– Commercial Hydraulics Corporation (Корея);
– Eaton Corporation (США);
– Feintool Group (Швецария);
– Kayaba Industry Company Ltd (Япония);
– Moog, Inc. (США);
– Nabtesco Corporation (Япония);
– Nachi-Fujikoshi Corp (Япония);
– Parker Hannifin Corporation (США);
– Sauer-Danfoss Inc (США);
– Toshiba Machine Co Ltd. (Индия);
– Yuken Kogyo Co Ltd (Япония).
Среди наиболее эффективных средств автоматизации производственных процессов особое место занимают объемные гидроприводы. Богатейший опыт эксплуатации показывает, что в мобильных машинах, кузнечно-прессовом оборудовании, авиации и многих других отраслях техники им нет альтернативы. Однако в станкостроении наблюдается жесткая конкуренция с электромеханическими аналогами, в результате которой позиции гидропривода существенно ослабли. В ряде случаев это объясняется сложившимися стереотипами ("всегда течет", "шумит", "греется", "грязная техника" и др.), которые уже не соответствуют современным реалиям.
Таким образом, комплекс мер по повышению конкурентоспособности может обеспечить высокие темпы развития предприятия и расширение его доли рынка.