Внешнеэкономическая деятельность ООО "Потенциал"

отчет по практике

3. Анализ конкурентоспособности объекта практики

Основными конкурентами ООО "Потенциал" в России являются ООО "Амистал", ООО "СМ - Компании". По данным статистических исследований мы вычислили, что наибольшую долю рынка занимает ООО "СМ - Компании" (42,5%), чуть меньшую ООО "Потенциал" (30,7%), доля ООО "Амистал" - 26,8%, что и представлено на рисунке 3.1

Рисунок 3.1 - Основные конкуренты ООО "Потенциал"

Конкурентный анализ внешней среды - метод, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирм и главных конкурентов.

Таблица 3.1 - Конкурентный анализ внешней среды

Факторы конкурентоспособности

ООО "Потенциал"

ООО "Амистал"

ООО "СМ - Компании"

Персонал

- опыт и квалификация;

- система обучения;

- мотивация труда;

А

А

Б

А

Б

Б

Б

В

А

Производство

- местоположение;

- технология;

- связи с поставщиками;

- контроль за качеством;

А

А

В

А

В

Б

А

Б

Б

А

А

Б

Маркетинг

- реклама продукта;

- степень охвата рынка;

- система стимулирования сбыта;

В

Б

В

А

А

А

Б

Б

Б

Товар

- качество;

- технические параметры;

- уникальность;

- цена

А

А

А

Б

Б

А

Б

А

Б

А

Б

В

Причем, А - лидер в отрасли, Б - предприятие отстает по нескольким параметрам, В - аутсайдер. На основании таблицы 3.1, сделаем вывод о том, что:

– персонал предприятия ООО "Потенциал" имеет высокую квалификацию наравне с ООО "Амистал", но на ООО "Потенциал" сильнее система обучения, что дает возможность обучения, повышения квалификации как у новых работников, так и уже имеющихся;

– ООО "Потенциал" наравне с ООО "СМ - Компании" использует передовые технологии производства, но является самым худшим по параметру "связи с поставщиками", так как конкуренты закупают сырье на наиболее выгодных условиях. На ООО "Потенциал" работает лучшая среди конкурентов система контроля за качеством продукции;

– по маркетинговым показателям, ООО "Потенциал" является худшим из анализируемых, так как маркетинговая деятельность не реализуется в полном объеме;

– ООО "Потенциал" является лидером по качеству выпускаемой продукции, так как налажена система контроля, а также по уникальности продукции. К примеру, на предприятии выпускается пустотная плита, которую изготавливают на финском оборудовании, которая не имеет аналогов среди конкурентов. Цены на выпускаемую продукцию, выше, чем у ООО "Амистал". В данном разделе составим матрицу STEP-анализа внешней среды организации ООО "Потенциал" - таблица 3.2.

Таблица 3.2 - Матрица STEP-анализа внешней среды организации

Факторы внешней среды (глобальные проблемы)

Краткая характеристика вариантов развития экономики

Пессимис

тичный

Реалис-

тичный

Оптимис-

тичный

1. Социальные:

- рост реальных доходов населения;

- изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы;

- улучшение демографической ситуации в регионе;

- изменение потребностей и вкуса покупателей (потребительских предпочтений).

+

+

+

+

+

2. Технологические:

- появление научно-технических достижений;

- сырьевая ситуация и ресурсный потенциал региона;

- развитие конкурентных технологий;

- потенциал инноваций.

+

+

+

+

+

3. Экономические:

- улучшение экономической ситуации в регионе;

- появление новых конкурентов;

- рост активности конкурентов;

-снижение покупательской способности;

- обменные курсы валют;

- сезонность.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4. Политические:

- ужесточение государственной политики в области сертификации;

- ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции.

+

+

+

Таким образом, при оптимистичном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды следует отметить: рост реальных доходов населения, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе; среди технологических факторов: появление научно-технических достижений; улучшение сырьевой ситуации и ресурсного потенциала региона; рост потенциала инноваций; среди экономических - улучшение экономической ситуации в регионе.

Реалистичный прогноз предполагает изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, развитие конкурентных технологий, снижение покупательской способности населения, рост обменного курса валют, сезонность продаж, ужесточение государственной политики в области сертификации. При пессимистичном прогнозе развития России может наблюдаться развитие конкурентных технологий, появление новых конкурентов и рост их активности, ужесточение государственной политики в области сертификации и госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции.

ООО "Потенциал" может улучшить свои результаты только за счет грамотной стратегии дифференциации - создавая и развивая прибыльные сегменты, а также создавая барьеры для выхода конкурентов на эти сегменты.

Рекомендации: поиск растущих сегментов; специализация и дифференциация; выборочное инвестирование.

ООО "Потенциал" имеет хорошую силу, но рынок уже теряет свою привлекательность. Поэтому необходимо искать растущие сегменты; инвестировать в рост на этих сегментах, чтобы расти быстрее рынка и усиливать свое лидерство на рынке.

Среди основных конкурентов, выход на зарубежный рынок имеет только ООО "СМ-Компании", что дополнительно стимулирует ООО "Потенциал", также разработать стратегию выхода на внешний рынок и охватить дополнительный крупный сегмент. Для этого нужно провести внешний анализ рынка.

ООО "Потенциал" изготавливает изделия из стали, чугуна и цветных металлов, в частности эти изделия находят применение в области гидравлики и пневматики: гидроклапана, гидроусилители, гидронасосы (регулируемые и нерегулируемые), гидроцилиндры, фильтры, гидромоторы, гидрораспределители и т.д., изготовление гидростанций.

Проведем анализ внешнего рынка изделий в области гидравлики и пневматики.

Мировое производство изделий в области гидравлики и пневматики для приводов в 2012 г. достигло 34,3 млрд. долл. (27,3 млрд. евро). Преобладал выпуск машиностроительной гидравлики, который составил 24,6 млрд. долл. (71,7%), а производство компонентов пневматики составило 9,7 млрд. долл. [20] Эти данные не охватывают гидравлические и пневматические устройства, которые используются в авиации, военной технике и в автомобилях. Приведённые цифры также не учитывают объемы производства гидроаппаратуры в России.

Для сравнения: по данным World Semiconductor Trade Statistics, реализация продуктов гидравлики и пневматики составляет около 16% от продаж элементов сектора электроники. [20]

Основной объем производства и продаж гидроаппаратуры, составляющей 89% этой отрасли, лежит на крупных компаниях международного масштаба в шести технически и экономически развитых странах. Подробная информация для 2014 года представлена в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Страны - главные участники на рынке машиностроительной гидравлики

Страны

Доля гидравлики на рынке (гидрооборудования), %

1

2

США

36,2

Германия

13,2

Япония

11,4

Китай

8,4

Италия

7,7

Франция

4,9

Великобритания

4,2

Швеция

3,4

Испания

2,6

Финляндия

1,7

Нидерланды

1,3

Тайвань

1,1

Швейцария

0,8

Польша

0,5

Чешская республика

0,3

Турция

0,2

Румыния

0,1

Словения

0,1

Как видно из таблицы 3.3, первые 4 страны в списке производят более чем 70% мировой гидравлики - это США, Германия, Япония и Китай.

На протяжении нескольких лет наблюдались значительные изменения в лидерстве на рынке гидравлики. Главной причиной этого явления является Китай. Доля этой страны составляла меньше 2% в 2004, в то время как в 2014 показатель достиг 8,4%. Динамика продаж гидравлики в Китае составляет 15% роста ежегодно, что обусловлено ускоренным экономическим ростом - большими инвестициями известных компаний, работающих в секторе машиностроительной гидравлики [22].

Развитие современной гидроаппаратуры тесно связано с электроникой и информатикой, оно требует больших финансовых вложений для исследований, освоения новых технологий, внедрения в производство новых изделий и присутствия на рынке. Исходя из этих факторов, и наблюдается преимущество нескольких мировых компаний, таких как "PARKER HANNFIN", "BOSCH-REXROTH", "SAUER-DANFOSS".

Европейский рынок машиностроительной гидравлики СЕТОР.

На европейском рынке машиностроительной гидравлики и пневматики доминируют страны СЕТОР - European Oil Hydraulic and Pneumatic Committee. СЕТОР объединяет 17 национальных ассоциаций производителей и дистрибьюторов машиностроительной гидравлики и пневматики из 16 стран: Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Румынии, Словении, Турции, Финляндии, Чехии, Швейцарии и Швеции. Претендует на членство в СЕТОР и российская Ассоциация производителей гидравлического оборудования (АПГО).

СЕТОР представляет свыше 1000 предприятий и организаций, в основном производственных, но также и торговых. Общая численность работников составляет почти 70 тысяч при объеме рынка в 2012 г. Около 11,6 млрд. евро. В то время это составляло 42,6% мирового производства изделий и услуг в области машиностроительной гидравлики и пневматики. В странах СЕТОР преобладало производство и оказание услуг сектора гидравлики общим объемом в 2010 г. 8,54 млрд. евро, а сектор пневматики составил 3,08 млрд. евро. Разнообразие изделий машиностроительной гидравлики на рынке стран СЕТОР впечатляющее. Оно позволяет удовлетворить всем требованиям и потребностям производителей и пользователей гидравлической техники. В 2014 г. Общее население стран - членов СЕТОР составляло 505,6 млн. жителей, а совместный валовой продукт в текущих ценах равнялся 13 млрд. 925 млн. долларов. В среднем на одного жителя приходилось тогда $27547. Для сравнения в таблице 3.4 приведены доли стран СЕТОР на рынке гидравлики в 2014 г. С объемом 8,54 млрд. евро.

Таблица 3.4 - Доли стран СЕТОР на рынке гидравлики в 2014 г.

Страны СЕТОР

Доля гидравлики на рынке (гидрооборудования), %

Германия

30,7

Италия

18,0

Франция

13,6

Великобритания

10,8

Швеция

7,9

Испания

5,9

Финляндия

3,8

Голландия

3,0

Норвегия

1,9

Швейцария

1,9

Польша

1,3

Чехия

0,9

Словения

0,3

Помимо данных о продажах гидроаппаратуры на отечественных рынках, большое значение имеет информация о тенденциях роста производства изделий гидравлики в других странах. В рамках соглашения СЕТОР + ISO Area Fluid Power такие данные собираются для каждого квартала в компаниях и организациях, занимающихся производством, сервисом, торговлей, исследованиями и обучением.

В таблице 3.5 представлены такие данные для изделий машиностроительной гидравлики для периода январь-март 2014 г. По отношению к 2013 г. на внутренних рынках [16].

Таблица 3.5 - Динамика продаж и заказов на продукты машиностроительной гидравлики

Страна

Заказы, %

Продажи, %

Великобритания

12,1

8,8

Германия

29,4

9,1

Испания

11,8

3,7

Италия

31,5

21,8

Китай

12,0

20,0

Нидерланды

17,0

-2,0

Норвегия

0,0

2,0

Польша

9,3

9,0

Словения

15,0

10,0

США

-4,4

3,5

Тайвань

50,

5,0

Финляндия

17,0

17,0

Франция

6,9

6,4

Швейцария

33,8

18,4

Швеция

8,0

12,0

Япония

8,9

12,8

Подобные статистические данные необходимы каждому предприятию, производящему гидроаппаратуру. Они позволяют оценить собственное положение и определить возможности других участников на рынке машиностроительной гидравлики.

К числу крупнейших мировых производителей гидравлики по версии отчета RESEARCH AND MARKETS следует отнести:

– Bailey International Corporation (США);

– Bosch Rexroth Corporation (США);

– Commercial Hydraulics Corporation (Корея);

– Eaton Corporation (США);

– Feintool Group (Швецария);

– Kayaba Industry Company Ltd (Япония);

– Moog, Inc. (США);

– Nabtesco Corporation (Япония);

– Nachi-Fujikoshi Corp (Япония);

– Parker Hannifin Corporation (США);

– Sauer-Danfoss Inc (США);

– Toshiba Machine Co Ltd. (Индия);

– Yuken Kogyo Co Ltd (Япония).

Среди наиболее эффективных средств автоматизации производственных процессов особое место занимают объемные гидроприводы. Богатейший опыт эксплуатации показывает, что в мобильных машинах, кузнечно-прессовом оборудовании, авиации и многих других отраслях техники им нет альтернативы. Однако в станкостроении наблюдается жесткая конкуренция с электромеханическими аналогами, в результате которой позиции гидропривода существенно ослабли. В ряде случаев это объясняется сложившимися стереотипами ("всегда течет", "шумит", "греется", "грязная техника" и др.), которые уже не соответствуют современным реалиям.

Таким образом, комплекс мер по повышению конкурентоспособности может обеспечить высокие темпы развития предприятия и расширение его доли рынка.

Делись добром ;)