Возникновение, развитие и проблема госдолга в национальной экономике

курсовая работа

1. Внутренний и внешний государственный долг

  • Согласно рекомендациям, разработанным мировыми финансовыми институтами (такими как Международный валютный фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития) для постсоциалистических стран в рамках первого из трех этапов реформирования, определяющим фактором успешности проводимых реформ является сокращение бюджетного дефицита. Лишь сбалансированность бюджета на протяжении продолжительного времени способна противостоять финансовой нестабильности.
  • Под дефицитом бюджета понимается превышение его расходной части на доходной. Для покрытия этого дефицита существует несколько способов. Один из них - введение специальных налогов, повышение налоговых ставок. Другой способ - денежное финансирование (монетизация бюджетного дефицита). Оно осуществляется в основном путем выдачи Центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита. Часто к этому способу прибегают правительства в развивающихся странах в связи с отсутствием иных источников финансирования.
  • Третий способ - внутреннее и внешнее долговое финансирование. При внутреннем финансировании осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке населению страны или субъектам хозяйствования. По этим ценным бумагам выплачивается доход (в виде процента). Если у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем, а деньги, полученные от продажи ценных бумаг, использует для погашения тех, чей срок обращения истек.
  • Внешнее долговое финансирование связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования и населению других стран.
  • Заимствуя денежные средства у юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для покрытия дефицита бюджета, государство формирует свой государственный долг.
  • Государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства внешним и внутренним кредиторам.
  • По источникам возникновения выделяют внутренний государственный долг и внешний государственный долг.
  • Внутренний долг - это задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других ценных бумаг. То есть внутренний долг - следствие внутреннего долгового финансирования.
  • Внешний долг - это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату. Соответственно это следствие внешнего долгового финансирования.
  • Отдельно хочу подчеркнуть: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Важна и обратная зависимость: когда существует избыток бюджета, превышение доходов над расходами посогает властям расплатится с кредиторами, погасив свой долг.
  • Так же эту взаимосвязь можно выразить уравнением:
  • gY = M/P + B1/P + B2•e/P,
  • где g - показатель дефицита; Y - реальный ВНП; M - денежная база; B1 - внутренний долг; e - обменный курс; P - уровень цен; B2 - внешний долг.
  • Государственный долг также принято делить по срокам его погашения. По этому критерию долг может быть:
  • · краткосрочный (до одного года);
  • · среднесрочный (от одного года до пяти лет);
  • · долгосрочный (свыше пяти лет).
  • Наиболее тяжелым для экономики страны являются краткосрочные долги, так как по ним быстрее приходится выплачивать сумму с процентами. Поэтому государства предпочитают переводить краткосрочные и среднесрочные обязательства в долгосрочные, которые могут быть заключены на сроки в 50-80 лет.
  • При большом государственном долге затраты на его обслуживание являются первоочередной статьей расходов госбюджета, существенно ограничивая возможности правительства в выполнении основных своих функций и проведении стабилизационной политики. К примеру в России, принявшей на себя внешний долг бывшего СССР, обслуживание госдолга долгое время оставалось существенной статьей расходов федерального бюджета, и только в последние несколько лет ситуация изменилась. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1 о структуре расходов федерального бюджета за 1999-2001 гг. и за 2005-2007 гг.
  • Таблица 1. Основные статьи расходов в общих расходах федерального бюджета РФ (млрд. руб.)
  • Статьи расходов

    1999 г.

    2000 г.

    2001 г.

    Статьи расходов

    2005 г.

    2006 г.

    2007 г.

    Национальная оборона

    115,6

    191,7

    247,7

    Национальная оборона

    581,1

    681,8

    831,9

    Правоохранительная деятельность

    55,6

    105,4

    148,9

    Правоохранительная деятельность

    450,1

    550,2

    667,0

    Национальная экономика

    29,7

    54,5

    110,3

    Национальная экономика

    248,7

    345,0

    692,6

    Обслуживание госдолга

    162,9

    257,8

    231,1

    Обслуживание госдолга

    208,3

    172,8

    143,1

    • Данные статистики свидетельствуют, что в 90-е годы для большинства и развитых, и развивающихся и стран с переходной экономикой был характерен бюджетный кризис. Наибольшими темпами он нарастал в Скандинавских странах: Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. А таким странам как Люксембург, Южная Корея, Сингапур, Словения и некоторым другим удалось достичь сбалансированности бюджета. И даже, в некоторые горды, сводить бюджет с профицитом.
    • При анализа бремени задолженности мировые финансовые организации используют для сопоставления следующие три показателя:
    • · норма обслуживания долга - отношение предусмотренных графиком погашения платежей к экспорту товаров и услуг;
    • · норма процентных платежей - отношение предусмотренных процентных платежей к экспорту товаров и услуг. Этот показатель служит для измерения текущей стоимости долга;
    • · отношение совокупного долга к ВВП или экспорту товаров и услуг.
    • Это соотношение Долг/ВВП является наиболее стабильным показателем долгового бремени, так как при его положительной динамике все большая доля совокупного дохода используется для погашения долга.
    • По принятой международной классификации считается, что страна имеет большую задолженность, если отношение стоимости суммарного обслуживания долга к ВВП или к экспорту составляют соответственно 80% или 220%. Если же первый показатель колеблется между 48 и 80%, а второй находится в пределах от 132 до 220%, то задолженность считается умеренной.
    • Согласно этой классификации Беларусь относится к странам с низкой задолженностью. Соответствующие показатели Республики Беларусь за 2004-2008 годы указаны в таблице 2.
    • Таблица 2. Показатели обслуживания долга РБ
    • Показатели

      01.01.2005

      01.01.2006

      01.01.2007

      01.01.2008

      01.10.2008

      Обслуживание валового внешнего долга / ВВП, процентов

      7,9

      7,5

      10,0

      8,9

      11,2

      Обслуживание валового внешнего долга / экспорт товаров и услуг, процентов

      11,7

      12,4

      16,6

      14,4

      16,3

      • В ту же группу по данным на осень 2008 г. вошли Китай, Корея, Иран, Монголия, Малайзия, Южная Африка, почти все страны бывшего Советского Союза, исключая Россию, Словакия, Румыния, республики бывшей Югославии. К странам с умеренной задолженностью относятся Индия, Египет, Греция, Филиппины, Индонезия, Турция, Чили, из бывших соцстран - Россия, Венгрия, Албания. Однако, нельзя исключить вероятность того, что в следствие мирового финансового кризиса различных природных катастроф, произошедших на планете, кризиса политических систем положение некоторых стран после подведения итогов за год может измениться.
      • Делись добром ;)