Вопросы инновационной трансформации аграрного сектора Оренбургской области

диссертация

1.1 Инновация, как условие трансформации аграрного сектора экономики

Вопросы модернизации российской экономики и ее аграрного сектора широко обсуждаются и научной общественностью, и хозяйственниками, и в структурах государственной власти. Разрушение производственного потенциала как следствие авантюрных социально-экономических преобразований 1990-х годов, непосредственно связанное с этим резкое сокращение инновационной деятельности во всех сферах национальной экономики отбросили Россию на обочину научно-технического прогресса. В глобальной экономике ей отводилась лишь роль мирового продуцента углеводородного сырья и обширного рынка сбыта для импортных потребительских и продовольственных товаров. Переломить негативную ситуацию, выйдя из затянувшегося экономического коллапса в начале ХХI века удалось лишь благодаря политической воле новых лидеров, взявших курс на повышение конкурентоспособности отечественного производства на основе технико-технологической модернизации. Фактически модернизация провозглашена в качестве национальной идеи, объединяющей различные социальные слои российского общества.

Рассматривая значение перехода на программно-целевой метод реализации государственной политики, Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов, оценил приоритетный национальный проект «Развитие АПК» как «один из самых успешных национальных проектов» и подчеркнул, что «наше сельское хозяйство постепенно превращается в высокотехнологический сектор экономики». Разумеется, проделанное - лишь первые шаги на пути технико-технологической модернизации агропроизводства. Но они сделаны. При этом особое внимание необходимо уделять именно экономическому аспекту данного процесса, решению ряда принципиальных задач [5]:

-определение приоритетов модернизации в аграрном производстве

-развитие рыночной и социальной инфраструктуры села

-формирование эффективной системы государственной поддержки для осуществления инновационных процессов и индустриализации на селе

-создание экономических условий для сельхозтоваропроизводителей и аграрного бизнеса

-переход к инновационной модели экономического роста аграрного производства

-формирование качественно новой технико-технологической базы, отвечающей современным требованиям по энергоэффективности

-научное, кадровое и информационное обеспечение агропроизводства

-решение земельных проблем

-всесторонний учет при освоении инноваций требований охраны окружающей среды

-совершенствование аграрного законодательства

-для определения ключевых позиций модернизации аграрного производства необходимо воспользоваться комплексной методологией граничного анализа эффективности и производительности, а именно [7]:

-оценить уровень технико-технологического развития производственной базы отраслей сельского хозяйства;

-определить вклад различных направлений осуществления инновационно-инвестиционной деятельности в технологическое развитие отрасли в целом;

-идентифицировать более эффективные «граничные» технологии производства продукции растениеводства и животноводства;

-определить оптимальные производственные структуры;

-оценить поведенческие характеристики (ценовые эластичности предложения аграрной продукции и спроса на ресурсы) у сельскохозяйственных производителей.

Содержательные выводы о технологических ограничениях, экономическом поведении, производственном потенциале отраслей аграрно-промышленного комплекса станут основой для формирования механизмов и направлений политики модернизации аграрного производства, которая позволит обеспечить страну продовольствием в нужном объеме, максимально использовать производственный потенциал отрасли и, тем самым, повысить конкурентоспособность отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.

Для осуществления долговременной стратегии перевода агарного сектора экономики на инновационный путь развития необходимо изменить роль и отношение государства к современной аграрной науке, применению новейших разработок на практике и инновационному развитию села - ключевого на данный момент элемента российского сельского хозяйства.

Помощником государства в укреплении экономических и инновационных позициях села, должен стать частный бизнес [5]. Частный бизнес должен участвовать в инновационном развитии при соблюдении трех неотъемлемых условий: приемлемая доходность, гарантия возврата инвестиций и наличие отрегулированной законодательной базы. При этом государству следует вкладывать деньги в формирование инновационной инфраструктуры и контролировать качество созданных нововведений.

Новому курсу государственной политики сельское хозяйство обязано тому, что продовольственной комплекс вошел в число национальных проектов. Свидетельств тому масса: разработка и осуществление приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и 2013-2020», параметры определенные в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. Почти всегда государству принадлежит ключевая роль в финансовом обеспечении инновационной деятельности - основе развития экономики. Государство само выступает крупным, а в ряде стран основным инвестором в новые знания и технологии. В настоящее время доля государства в суммарных расходах на исследования и разработки в Европейском Союзе 33%, США - 28%, Китае - 25%, Бразилии - 50%, Индии - 75% [2].

Решение производственных и социальных проблем модернизации аграрной сферы экономики потребует многократного повышения доли расходов на эти цели в бюджетах всех уровней. (По расчетам, на эти цели необходимо выделять селу до 10% от расходной части федерального бюджета, вместо нынешних 2%). Иначе аграрное производство может столкнуться с длительной стагнацией и новым витком структурной деградации.

Трансформация аграрного сектора экономики в России, по мнению русских ученых, это процесс разгосударствления сельскохозяйственных предприятий, приватизации земли привели к возникновению новых организационно-правовых форм хозяйствования, одной из которых являются крестьянские (фермерские) хозяйства, которые являются сегодня составной частью агропроизводства.

Правовой основой их деятельности служат Законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О сельскохозяйственной кооперации», «Земельный кодекс РФ», «Об обороте земель с.-х. назначения» и другие.

Развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - одно из важных звеньев ныне проводимой аграрной реформы. Сейчас в России более 300 тыс. фермерских хозяйств, среди которых немало высокодоходных, есть фермы-миллионеры, но в своей общей массе это пока технически недостаточно оборудованные и обустроенные хозяйства. Главная причина такого положения - нехватка у государства средств для предоставления им льготных кредитов, дефицит сельскохозяйственных машин и многого другого, что необходимо для работы на земле.

Анализ и изучение экономики сельскохозяйственного производства в Соединенных штатах Америки, а именно в штате Южная Дакота дает основание сделать вывод, что если бы не срабатывала отлаженная десятилетиями система государственной поддержки фермерских хозяйств со стороны федерального бюджета, то многие из них имели бы по результатам сельскохозяйственного года убытки. Просматривается устойчивая закономерность: чем меньше размер семейной фермы, менее выражена ее специализация на определенном виде деятельности, тем слабее чистый ее денежный результат от сельскохозяйственной деятельности. Рассматривая балансы фермерских денежных доходов, установлено, что у большинства ферм они состоят из трех частей:

-денежный доход от реализации сельскохозяйственной продукции;

-прямая государственная поддержка;

-внефермерские доходы.

Первым реальным шагом по дальнейшему развитию аграрного сектора экономики должно стать введение госзаказа на необходимую сельскохозяйственную продукцию для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и для фермеров.

За счет использования внутрипроизводственных резервов можно достич определенного увеличения масштабов производства, некоторого снижения его издержек, но без обновления технического оборудования, технологии и производственных процессов, интеллектуальных ресурсов, перехода на инновационный путь в современном глобальном мире нельзя обеспечить социально- экономическое развитие ни государства, ни хозяйствующих субъектов.

На начальном этапе из-за высокой стоимости аграрных технологий возможна модификация только отдельных элементов (агроприемов). Отталкиваясь от работ академиков В. Полтаровича и А. Алтухова можно сделать вывод, что на данном этапе инновационного развития России нет смысла заимствовать самые новые, передовые (а значит и самые дорогие) технологии, так как переориентируясь на самое новое нам придется переделывать слишком многое сверх того, что мы пытаемся заимствовать.

Объектами инноваций выступают элементы экономических систем, участвующие в производственных процессах. Под инновациями в сельском хозяйстве следует понимать инновации, затрагивающие непосредственно (или опосредованно, в рамках технологической цепи) процессы, участниками которых являются люди, машины и оборудование, а также элементы биосистемы (животные, растения и т. д.), существование которых в естественной природной среде (без участия человека) невозможно или возможно только с утратой базовых функциональных характеристик.

В аграрной сфере экономики развитие инновационной деятельности сдерживается вследствие несовершенства законодательной базы и недостаточного государственного стимулирования инновационной деятельности, ограниченности внутренних и внешних источников финансирования инноваций и невозможности их быстрой мобилизации, низкого уровня инвестиционной привлекательности отрасли.

Разработка и внедрение инновационных проектов в аграрном производстве может осуществляться по двум основным направлениям:

1) развитие современных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

2) совершенствование организационно-экономического механизма управления и господдержки.

Исследования по теории инноваций и инновационной деятельности проводятся с конца 20-х годов прошлого столетия. Сущность инновационных процессов раскрыта в работе австрийского экономиста Й. Шумпетера «Теория экономического развития». Понятие «инновация» рассматривается им как нововведение, то есть новая научно-организационная комбинация производственных факторов с выделением пяти типичных признаков (рисунок 1):

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купли-продажи);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Рисунок 1 - 5 типичных признаков инноваций

Автор статей по проблеме традиций и новаций аграрных сообществ Г. Манзанова справедливо считает, что имевшее место огульное противопоставление существовавших ранее традиционных институтов хозяйствования (в том числе советских) и современных рыночных (капиталистических) является ошибочным [2, с. 179]. Скоропалительный переход российской экономики к более «рациональным», с точки зрения классической экономической теории роста, формам социально-экономических отношений, потребовал слишком высокой цены.

Представитель эволюционистской версии традиционализма П. Штомпка под традицией понимает совокупность объектов и идей, истоки которых коренятся в прошлом, но которые можно обнаружить в настоящем. Все то, что «не было уничтожено, выброшено или разбито». Традиция равносильна наследию, тому, что реально сохранилось от прошлого. Любая традиция может сдерживать творчество или новации [3, с. 90].

Россия исторически относилась к типу общества с традиционным укладом, в котором, по мнению А.С. Ахиезера, не удавалось завершить либеральную модернизацию западного образца [4,с.13].

Представители школы научной организации труда и управления производством Л. Джильберт, Д. Морено, Э. Мэйо, Ф. Тэйлор полагают, что процесс перехода к рынку должен отражать всю полноту исследуемого объекта. Обязательно при внедрении новых форм должны учитываться, кроме профессиональных качеств работников, экономические, политические факторы, особенности социокультурной среды.

Согласно теории институционального анализа, закономерности изменения организаций и регулирующих их деятельность институтов вписаны в соответствующую социально-экономическую среду конкретной системы. Институты, регулирующие деятельность агентов рынка, не создаются с нуля. Сформированные в ходе трансформации определенных природно-климатических, исторических и социально-экономических процессов страны, они наследуют от базисных систем хозяйствования определенные правила и формируют систему стимулов выбора той или иной формы организации экономики.

Американский ученый Д. Норт полагает, что в мировой практике имели место две экономические революции, первая была связана с оформлением прав собственности на землю, а вторая - с появлением авторского права [5]. Все крупные институциональные изменения происходят медленно, и вновь образовавшиеся институты являются результатом трансформации социально-экономических условий, формирующих индивидуальное поведение и ожидание людей. Экономические системы развиваются эволюционным путем, и выбор форм хозяйствования, их рыночная эффективность как в биологических, так и технологических системах зависят от модели предшествующего развития [6].

Если бедные страны бедны потому, что они являются жертвами институциональной структуры, мешающей росту, то вопрос состоит в том, навязана ли эта институциональная структура извне, или же детерминирована внутренними факторами, или же является следствием сочетания и того, и другого [7, с. 14].

Российские специалисты исследуемой проблемы по-своему трактуют аграрную модернизацию российской экономики. Представители новосибирской академической школы сходятся во мнении, что институциональные системы российско-советского типа обладают высокой инерционностью, которая делает импорт западных институтов проблематичным.

Академик Т.И. Заславская, анализируя реформы последних десятилетий, солидарна с авторами, которые считают, что, «попадая в российскую среду, формально -правовые нормы либерального типа меняются до неузнаваемости, так, как если бы они подвергались мутации и в результате становились бы неспособными выполнять свое предназначение» [8, с. 49].

О.Э. Бессонова, специалист в области экономики и организации промышленного производства, на большом историческом материале показала, что на протяжении веков России была свойственна не рыночная, а «раздаточная» экономика, не менее жизнеспособная, чем рыночная, имеющая свои законы развития [9, с. 40]. По мнению ученого, неудачи российских реформ обусловлены тем, что декларируемые цели зачастую вступают в противоречие с объективной природой российской хозяйственной системы.

С.Г. Кирдина, автор монографии «Теория институциональных матриц и развитие России», проанализировала природные, исторические, хозяйственные условия развития разных стран, обусловившие становление различных институтов или исходных социальных конструкций, определяющих природу различных обществ. Она вводит понятие институциональных матриц - «как устойчивой, исторически сложившейся системы базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер - экономической, политической, идеологической». Образующие институциональную матрицу базовые институты представляют собой внутреннюю арматуру, устойчивую структуру, вбирающую основные подсистемы общества в целостное образование, не позволяющее обществу распасться. Отличия в содержании базовых институтов различных сообществ характеризуются X- или Y-матрицей, что и определяет различные пути эволюции различных социальных систем [10].

Г.В. Манзанова считает, что «матрицы» не указывают пути развития реформ, не объясняют их логику, не прогнозирует сценарии новаций для государств с различными институциональными матрицами [11, с. 185].

Д. Норт полагает, что представленные институты - это «институциональные ограничения и факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Они образуют побудительную структуру обществ и экономик» [12, с. 9].

Традиции также определяют непрерывность и преемственность социальных институтов, границ инноваций, являясь главным критерием их законности в данной этнической общности [13, с. 42].

Эволюционистский взгляд на традицию был положен в основу неоклассической теории экономического роста. Основные положения этой теории были использованы переходными экономиками при трансформации стран ЦВЕ и СНГ. Согласно этой концепции, изменение внешних параметров социальных систем, их эндогенных (инновационных) систем, автоматически приводит к изменению их внутренних параметров, экзогенных (традиционных) характеристик их функционирования.

Интерес к проблеме инноваций в аграрном производстве вызван, прежде всего, структурными изменениями в системе производственных отношений. Становление и развитие частной собственности обусловило необходимость научного обоснования затрат на различные виды и формы инвестиций. Рынок и частнохозяйственные методы управления производством постоянно выдвигают новые требования к формам его организации и к использованию ресурсов. В этой связи инновационный процесс рассматривается не только как разработка идеи, но и ее воплощение, в результате которого инновация превращается в конечный продукт (услугу) или технологию для последующего практического использования.

Для обеспечения инновационного развития аграрного производства необходимы не только усилия для стимулирования проведения разработок, восстановление престижа научного труда, но и формирование организационно-экономического механизма реализации инноваций, способствующего внедрению результатов научных изысканий в производство. Следовательно, под инновационным развитием следует понимать совокупность организационно-правовых и экономических отношений, возникающих в процессе инновационной деятельности.

Таблица 1- Мировоззрения ученых инновационного развития аграрного производства

ФИО ученого

Точка зрения ученого

Л. Джильберт. Д. Морено, Э. Мэйо, Ф. Тэйлор

Россия исторически относится к типу общества с традиционным укладом Процесс перехода к рынку должен отражать всю полноту исследуемого объекта. Обязательно при внедрении новых форм должны учитываться, кроме профессиональных качеств работников, экономические, политические факторы, особенности социокультурной среды.Согласно теории институционального анализа, закономерности изменения организаций и регулирующих их деятельность институтов вписаны в соответствующую социально-экономическую среду конкретной системы. Институты, регулирующие деятельность агентов рынка, не создаются с нуля. Сформированные в ходе трансформации определенных природно-климатических, исторических и социально-экономических процессов страны, они наследуют от базисных систем хозяйствования определенные правила и формируют систему стимулов выбора той или иной формы организации экономики.

Д. Норт

В мировой практике имели место две экономические революции, первая была связана с оформлением прав собственности на землю, а вторая - с появлением авторского права [5]. Все крупные институциональные изменения происходят медленно, и вновь образовавшиеся институты являются результатом трансформации социально-экономических условий, формирующих индивидуальное поведение и ожидание людей.

Академик Т.И. Заславская

Считает, что, «попадая в российскую среду, формально -правовые нормы либерального типа меняются до неузнаваемости, так, как если бы они подвергались мутации и в результате становились бы неспособными выполнять свое предназначение»

О.Э. Бессонова, специалист в области экономики и организации промышленного производства

По мнению ученого, неудачи российских реформ обусловлены тем, что декларируемые цели зачастую вступают в противоречие с объективной природой российской хозяйственной системы. 

С.Г. Кирдина, автор монографии «Теория институциональных матриц и развитие России»

проанализировала природные, исторические, хозяйственные условия развития разных стран, обусловившие становление различных институтов или исходных социальных конструкций, определяющих природу различных обществ. Она вводит понятие институциональных матриц - «как устойчивой, исторически сложившейся системы базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер - экономической, политической, идеологической».

Г.В. Манзанова

Считает, что «матрицы» не указывают пути развития реформ, не объясняют их логику, не прогнозирует сценарии новаций для государств с различными институциональными матрицами

Инновационная политика в сельском хозяйстве - это составная часть аграрной политики государства, направленная на развитие инновационной деятельности в агропромышленном производстве, которая формируется и реализуется в отрасли в целях обеспечения его инновационного развития. Для реализации инновационной политики в сельском хозяйстве, должен формироваться инновационный потенциал, который включает совокупность различных видов ресурсов: материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и других, необходимых для осуществления инновационной деятельности в агропромышленном производстве.

Основными инструментами реализации инновационной политики выступают инновационный проект и инновационная программа. В проекте, который служит документом, определяется конкретный переход к разработке и освоению или только освоению в аграрном производстве инноваций, согласованный по ресурсам и срокам исполнения. Программа - это комплекс инновационных проектов и мероприятий по их реализации, согласованный по ресурсам и срокам исполнению, обеспечивающих эффективность решения задач по освоению и распространению новых видов продукции, технологий, приемов и т.д. в аграрном производстве. Если программа составляется по развитию отдельной отрасли экономики для обеспечения запланированного результата, то она носит целевой характер.

В системе категорий, раскрывающих содержание инновационной проблематики, особое место отводится таким понятиям как:

- инновационная деятельность - комплекс мероприятий, направленных на создание, освоение новых (усовершенствованных) в производстве технологических процессов и продуктов.

- инновационная восприимчивость - способность предприятия быстро осваивать инновации в процессе производства сельскохозяйственной продукции или продуктов ее переработки.

- инновационная активность -степень готовности, стремление и темпы перехода организаций (учреждений) к инновационной модели производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

- технологические инновации - новая продукция (услуга) продуктового и процессного характера.

- технологическая модернизация - взаимосвязанное изменение материально-технологической базы комплекса отраслей на основе внедрения технологических инноваций и развития региональных межотраслевых инновационных связей по специфическим направлениям конкретных производств.

Инновационный процесс в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой производства (рисунок 2). Особенностями формирования и развития инновационного процесса в сельском хозяйстве является:

- множественность видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, существенная разница в технологии их возделывания и производства;

- дифференциация регионов страны по условиям производства;

- сильная зависимость технологий производства от природных и погодных условий;

- большая разница в периоде производства по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки;

- территориальная разобщенность сельскохозяйственного производства;

- обособленность сельскохозяйственных товаропроизводителей (на всех уровнях) от организаций, производящих научно-техническую продукцию;

- разнообразие форм и связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с инновационными формированиями;

- отсутствие научно-обоснованного организационно-экономического механизма передачи достижений науки сельскохозяйственным товаропроизводителям и, как следствие, существенное отставание отрасли по освоению инноваций в производстве.

Для реализации инновационной политики, направленной на создание эффективной инновационной деятельности, необходимо использовать все возможные методы: организационные, экономические, законодательные, социально-психологические.

1) Организационные методы реализации инновационной политики предполагают создание четкой организационно-управляемой информационной системы, в которой каждый ее элемент будет наделен специфическими функциями, внутренними и внешними связями и станет осуществлять свою деятельность в соответствии с общими целями и задачами всей системы;

2) Экономические методы реализации инновационной политики включают в себя создание экономических условий для реализации инновационных программ и проектов, государственное финансирование инновационной деятельности, привлечение инвестиций в инновационную сферу, развитие предпринимательства и коммерциализация инновационных процессов;

3) Законодательно-правовые методы включают в себя формирование законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность в аграрном производстве. Для этого необходимы разработка и принятие федеральных и региональных законов и других нормативных документов, в которых должны быть определены отношение государства к развитию инновационных процессов в отрасли, ответственность государственных организаций, направления и меры государственной поддержки по созданию благоприятных условий для инвестирования в инновационную деятельность;

4) Социально-психологические методы также являются одним из необходимых условий создания эффективной инновационной политики в аграрном производстве. Для современных условий необходимы специалисты, которые в совершенстве знают особенности инновационного процесса и могут успешно работать в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса. С этой целью необходимо создание специальных учебных программ по развитию инновационных процессов в сельском хозяйстве. Большое значение для реализации инновационных процессов при этом имеет деятельность крупнотоварных инновационных агроформирований, для которых характерны принципиальные отличия от обычных сельхозпредприятий по структуре и функциям.

Совершенно очевидно, что всякая инновационная деятельность будет мало эффективной, а в большинстве случаев и практически неосуществимой без инвестиций, рассматриваемых как способ размещения капитала, который должен обеспечить его сохранение, возрастание и получение дохода.

В экономической литературе даются различные подходы к определениям и классификациям инноваций, применительно к сфере аграрного производства. Инновации классифицируются по различным признакам: источникам финансирования, масштабам воздействия, сферам приложения и деятельности и т.д.

По степени новизны выделяются базисные инновации, то есть принципиально новые для сельского хозяйства продукты и технологии, как правило, проходят стадию апробации в специализированных предприятиях. В производство же внедряются инновации, которые можно характеризовать как улучшающие. К ним можно отнести: применение новых сортов сельскохозяйственных растений с заданными параметрами (устойчивость к болезням и вредителям, содержание питательных веществ и т.п.); разведение новых пород животных, рыб (заданная жирность молока, способность к адаптации и др.). Это продуктовые инновации.

При разработке предложений по формированию благоприятных условий инновационного развития организаций необходимо учитывать, что инновации можно классифицировать по двум признакам: технологическому и организационно-экономическому.

Под технологическими инновациями подразумевается новая продукция, новая технология или новая услуга, к организационно-экономическим новациям относят новые методы и формы организации различных видов деятельности предприятия. В зависимости от этой классификации, можно выделить предприятия, внедряющие технологические или организационные инновации в отдельности или же в комплексе. В то же время, если те или иные технологические инновации не находят своего практического воплощения, то такие разработки целесообразнее отнести не к инновациям, а только к научным или технологическим продуктам. Основным признаком, по которому новшество или разработку можно относить к инновационному продукту, является его реализация на практике.

В сельском хозяйстве стратегическим направлением инновационной деятельности является применение технологических инноваций. Это применение новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Технологические инновации являются наиболее затратными, поскольку для их введения требуются значительные капитальные вложения в виде инвестиций и строительство новых животноводческих помещений, приобретение новой, как правило, импортной техники и другие.

Предприятия, которые первыми применяют в производстве предлагаемые рынком инновации, как правило, являются лучшими в отрасли или регионе и показывают стратегические результаты. Но нестабильное экономическое положение и зачастую недостаток средств для ведения простого воспроизводства, вынуждают их отказываться от весьма выгодных инновационных проектов.

В то же время, для выхода из создавшегося положения необходимо незамедлительное решение комплекса задач, позволяющих выйти на новый качественный уровень аграрного производства. Прежде всего, к ним можно отнести:

- информированность аграрного бизнеса о научных разработках в сфере аграрного производства, рекомендуемых к освоению в производстве;

- готовность кадров к внедрению инновационных проектов;

- выбор приоритетных направлений при внедрении научных разработок в производство;

- заинтересованность в получении дополнительного эффекта от внедрения инноваций;

- ускорение разработок нововведений, отвечающих запросам производства;

- экономическое стимулирование работников инновационной сферы за результаты деятельности.

Инновационный процесс в аграрном производстве предполагает формирование новой структуры хозяйствования, связывающей воедино производителей научной продукции с одной стороны и ее потребителей в лице сельскохозяйственных товаропроизводителей с другой стороны.

В настоящий период разработка и реализация инновационных проектов представляется решающим условием повышения общей эффективности ведения аграрного производства и главным фактором укрепления его конкурентоспособности. Модернизация аграрного сектора, с применением инновационных решений, является непременным условием повышения конкурентоспособности отрасли и отдельных предприятий в современных условиях.

К факторам, влияющим на уровень модернизации отрасли сельского хозяйства, относятся:

- экономические - наличие и эффективность использования ресурсно-производственного потенциала, макроэкономическая устойчивость, бюджетные отношения;

- социальные - состав и структура населения, уровень образования, степень готовности к инновационным процессам, наличие кадров, способных осуществлять модернизацию;

- политические - наличие эффективных инструментов и методов государственного регулирования, степень согласованности отношений всех ветвей власти;

- природно-климатические - характеризуют биоклиматический потенциал региона;

- экологические - характеризуют уровень загрязненности территории, качественное состояние почвенного покрова и земель сельскохозяйственного назначения;

- правовые - состояние нормативно-правовой базы для развития и стимулирования инновационной активности аграрного производства;

- организационные - наличие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, регламентов и процедур, обеспечивающих реализацию имеющейся нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность;

- институциональные - нормы и правила, обеспечивающие эффективное функционирование аграрного комплекса.

Результаты внедрения инновационных решений во многом зависят от инновационного предпринимательства. Под инновационным предпринимательством можно понимать особый вид предпринимательской деятельности, направленной на создание и комплексное использование нововведений, способствующих в условиях повышенного риска инвестирования получению прибыли и увеличению научно-технического потенциала территории за счет развития производств, трансферта технологий, повышения конкурентоспособности и наукоемкости продукции путем формирования нового стиля управления и мотивации творческих способностей и деловой активности субъектов хозяйствования.

Анализ инновационного законодательства показывает, что в нем не уделяется должного внимания аграрному сектору экономики. В этой связи выделяется точка зрения относительно целесообразности введения в законодательство определения «инновационное предприятие АПК». Под ним понимается хозяйствующий субъект, соответствующий критериям, установленным законодательством для отнесения его к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Эти предприятия должны заниматься деятельностью, направленной на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках. Одним из критерием для отнесения предприятия к инновационному может быть удельный вес выручки от продажи инновационной продукции.

Таким образом, применение инновационных технологий в аграрном производстве должно обусловливаться сбалансированным сочетанием внешних и внутренних факторов, способствующих их применению.

Делись добром ;)