logo
Выбор оптимальной ценовой политики на предприятии

2.2 Анализ цен и системы ценообразования

ООО «ДЛ-Холдинг» реализует аккумуляторы и автошины на весь модельный ряд автомобильной и сельскохозяйственной техники.

Процессом ценообразования на предприятии занимается финансовый директор совместно с бухгалтерией.

Анализ организации по продаже номенклатуры продукции характеризуется следующими показателями в динамике, отраженными в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Объем продаж в натуральных единицах (штук)

Продукт

22007 год

22008 год

2009 год

Изменения абсолютные

Темп прироста

2008

год

2009 год

2008 год, %

2009 год, %

с/х шины

2627

1720

1314

-907

-406

-35

-24

Диски

2809

2320

2300

-489

-20

-17

-1

Легковые автошины

5970

5990

6900

20

910

0

15

Грузовые автошины

4690

3308

4580

-1382

1272

-29

38

Аккумуляторы

7020

6310

6360

-710

50

-10

1

Из таблицы видно, что в 2008 году сократился объем продажи почти всей продукции : с/х шин на 907 шт. (или на 35%), дисков на 489 шт.(или на 17%) и грузовых автошин на 1382 шт. (или 29%), аккумуляторов на 710 шт. (или на 10%). Только позиция шин легковых автомашин пользовалась устойчивым спросом и более того увеличилась на 20 шт.

В 2009 году положение по реализации продукции значительно улучшилось по причине предоставления покупателям дополнительных скидок. В результате данной политики количество проданных грузовых автошин составило в размере 4580 шт, что на 1272 шт. (или на 38%) больше, чем в 2008 году. При этом спрос на с/х шины и диски продолжал падать соответственно на 406 шт. (24%) и 20 шт.(1%).

Удельный вес каждого вида товара в общем объеме реализации представлено на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3. Товарооборот продукции за анализируемый период

Информация о ценах реализации и ценах приобретения представлены в таблицах 2.9 и 2.10.

Таблица 2.9 - Средняя цена реализации на предлагаемую продукцию

предприятием (руб.)

Наименование продукции

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменения абсолютные

Темпы роста, %

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

с/х шины

3775

4530

4840

755

310

120

107

Диски

901

1108

1155

207

47

123

104

Легковые шины

2383

2645

3095

262

450

111

117

Грузовые шины

5360

6700

6785

1340

85

125

101

аккумуляторы

1574

1700

1967

126

267

108

116

Данные таблицы 2.10 говорят о высоких темпах роста цены реализации продукции, предлагаемой анализируемым предприятием. Это прежде всего вызвано резкими изменениями в себестоимости цены продажи, как следствие удорожание самой продукции и высокие тарифы транспортных компаний.

Таблица 2.10 - Средняя цена приобретения на предлагаемую продукцию предприятием (руб.)

Наименование продукции

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменения абсолютные

Темпы роста, %

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

с/х шины

2794

3409

3876

615

467

122

114

диски

665

811

924

146

113

122

114

Легковые шины

1733

1924

2476

191

552

111

129

Грузовые шины

3962

4953

5428

961

475

125

110

аккумуляторы

1176

1270

1568

940

298

108

123

Рассчитаем коэффициент наценки по отношению к себестоимости для определения верхней границы наценки на продаваемую продукцию.

Данные расчета разместим в таблице 2.11.

Таблица 2.11 - Расчет коэффициент наценки по отношению к себестоимости

Наименование статей

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменения абсолютные

2008 г.

2009 г.

с/х шины

35

33

25

-2

-8

диски

35

37

25

2

-12

Легковые шины

38

37

25

-1

-12

Грузовые шины

35

35

25

0

-10

аккумуляторы

34

34

25

0

-9

Таким образом, на предприятии прослеживается тенденция к спаду наценки, что вызвано, прежде всего, с ростом конкурентов на рынке сбыта продукции.

Таблица 2.12 - Расчет коэффициента наценки по отношению к цене реализации

Наименование статей

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменения абсолютные

2008 г.

2009 г.

с/х шины

26

25

20

-1

-5

диски

26

27

20

1

-7

Легковые шины

27

27

20

0

-7

Грузовые шины

26

26

20

0

-6

аккумуляторы

25

25

20

0

-5

Нижний уровень наценки, которая организация может установить при данных ценах реализации, отражены в таблице 2.12. В этой таблице имеют место тенденция спада коэффициента. Наиболее выгодной для предприятия является поставка легковых шин, так как они дают максимальную возможность увеличить прибыль на анализируемом предприятии (рис. 2.4).

Рисунок 2.4. Диапазон наценок на продаваемый товар

Естественно, что при проведении политики колебания цен в диапазоне верхних и нижних границ коэффициент повышения цены от продажи будет различным при его подсчете до снижения цены и после ее снижения. В рассматриваемом случае реальный и первоначальные коэффициенты равны, поэтому у анализируемое предприятие нет возможности варьировать по цене.

В связи со спецификой деятельности (торговля) анализируемое предприятие в своей деятельности, в качестве стратегии ценообразования использует «издержки плюс накидка». На практике цену на предлагаемый товар продавцом приходится всегда варьировать для достижения необходимого объема, поэтому используется дополнительный метод ценообразование стимулирующий покупателя - это установление цен со скидками и зачетами.

На предприятие используются так же рыночные методы ценообразования. Ценность товара для каждого покупателя определяется индивидуально. Проблема тактического ценообразования может быть рассмотрена под углом расхождения установленной цены на продукт (по каталогу, прайс-листу), цены по счету и фактической цены сделки. Расхождение упомянутых величин может быть очень существенным, и не соответствовать стратегическим целям организации.

Сравнительный анализ стоимости продукции и прибыльность сделки для двух покупателей представлен на рисунке 2.5.

Таким образом, анализ конечных цен продаж согласно рисунка 2.5 показал, что факторами, влияющими на конечную прибыль, оказались: скидки за большой объем, скидки за оплату наличными, скидки за своевременную оплату и кредитные условия.

При работе с постоянными клиентами учитываются дополнительные скидки: скидки постоянным клиентам; кредитные условия (отсрочка платежа); предоставление бесплатных образцов продукции; надбавка за нестандартное исполнение товара; надбавка за срочность исполнения заказа; оплата доставки товара.

Рисунок 2.5. Сравнительный анализ стоимости продукции и прибыльность сделки для двух покупателей.

Использование затратного метода ценообразования без анализа рыночных составляющих не позволяет эффективно осуществлять ценовую политику. Этот метод больше подходят для обоснования базисной цены, которая должна ответить на вопрос: можно или нельзя выходить на рынок с данным товаром, чем для определения окончательной продажной цены.

Обычные бухгалтерские системы не в состоянии предоставить верную информацию, поэтому для заключенных сделок часто сложно оценить, насколько цена могла бы быть выше, а для упущенных сделок в числе первых причин провала всегда предполагают слишком высокую цену: создается впечатление, что цены завышены.

Недостаток внимания к тактическому ценообразованию может привести не только к сниженной фактической цене продаж, но и к снижению объема продаж. Не обходимо учесть, что предоставление скидок при приобретении дорогого товара, будет восприниматься потребителями как сигнал ухудшение качества, что приведет к позиционированию данного товара наравне с его значительно менее дорогими заменителями.