Гарантии социальной защиты населения в переходной экономике России

курсовая работа

2. Социальные функции государства в переходной экономике России

В соответствии со ст. 7.1 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В п. 2 ст. 7 определены задачи государства в сфере обеспечения социально-экономических условий жизни граждан России. Согласно Конституции РФ государство несет ответственность перед гражданами страны и обязано гарантировать населению удовлетворение основных социальных стандартов [7].

Выполнить положения Конституции РФ о социальном государстве за годы функционирования экономики России в рыночных условиях не удалось.

Резкое сокращение функций государства в сфере экономики не было компенсировано формированием самоорганизующейся рыночной среды и положительными сдвигами в экономике.

Экономика должна служить людям, она существует для людей. Бедным богатую страну не построить. Эта очевидная истина понималась во все времена на государственном и других уровнях. В период существования СССР лозунг "Все во имя человека, для блага человека" эту идею отражал, но эта высшая цель носила чаще декларативный характер, хотя определенные успехи в разных областях социального развития - образовании, здравоохранении и т.п., безусловно, были. Это отразилось и в названии планов. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР с определенного периода стали называться государственными планами экономического и социального развития. Тем не менее вся социальная сфера финансировалась по остаточному принципу, а человек рассматривался как главная производительная сила. Таким образом, ни в советский период, тем более в период рыночных трансформаций в России эти идеи на государственном уровне не были реализованы.

Из анализа реальных результатов деятельности по реализации государственных функций в социальной сфере можно сделать следующие выводы применительно к социальной политике в целом, проводимой в период рыночных преобразований.

Комплексной, целостной программы социальных реформ в России не было, хотя было изобилие других программ (программа приватизации, программа стабилизации и др.).

Основным приоритетом экономической и социальной политики государства в процессе преобразований являлась программа обуздания инфляции. Однако цели социальной политики вступали в противоречие с целями финансовой стабилизации [5].

Некоторые успехи в борьбе с инфляцией и дефицитом бюджета достигнуты в немалой степени за счет населения. Допустимая жесткость в отношении доходов населения и ряд направлений бюджетного финансирования были превышены. Такое сжатие реальных доходов населения отразилось и на производстве. Падение производства в потребительском секторе больше в 4 раза, чем в общепромышленном производстве - не только результат конкуренции импорта, но и следствие сжатия внутреннего рынка, падения покупательной способности населения.

Произошло это вследствие сокращения реальных доходов населения, резкого увеличения потребительских цен на товары массового потребления и на услуги, а также существенного роста безработицы.

Социальной политике в период коренной трансформации должен быть присущ упреждающий характер.

В государственном регулировании социальных процессов главное состоит во введении социальных показателей в рамки предельно допустимых (критических), в разработке системы минимальных государственных стандартов уровня и качества жизни населения. Для этого необходим социально ориентированный бюджет, чтобы весь блок затрат на социальные нужды был защищенным и его финансирование было своевременным.

По существу все государственные мероприятия в социальной сфере имели вынужденный характер. На федеральном уровне они сводились в основном к индексации и компенсации отдельных видов денежных доходов.

Факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни, проявлялись во многих сферах жизнедеятельности [3]:

? в социальной сфере - ухудшение воспроизводства человека и качества жизни;

? в сфере производства - подрыв материально-технической базы отечественного производства, особенно отраслей потребительского сектора;

? в сфере обращения и обмена - высокая инфляция, дестабилизирующие перекосы цен;

? в сфере государственного управления - потеря управляемости экономики, ослабление роли государства, криминализация экономики и т.п.

Экономический кризис после 1990 г. отбросил Россию по уровню жизни населения на много лет назад.

Один из главных официальных лозунгов проводимых рыночных преобразований - приближение внутренних цен к мировым. Такое приближение по основной массе товаров произошло, а по некоторым товарам внутренние цены сравнялись с мировыми и даже превзошли их. В условиях рыночной экономики рабочая сила - тоже товар, а лозунг о сближении с мировыми ценами должен распространяться и на нее. В условиях же, когда рабочая сила является самым дешевым товаром, уровень жизни еще больше снижается.

Отличие России от других стран состоит в том, что "новые бедные" в России - это работающие, но не зарабатывающие люди. Рост бедности работающих становится разрушительным фактором экономики.

Отринутая вместе с теорией социализма идея классового расслоения общества бумерангом вернулась в нашу реальность противостоянием богатых и бедных, снабженных ярлыками "новых русских" и "новых бедных". Функции "человека-цели" и "человека-средства" жестко закрепились за вполне определенными социальными группами.

Социальной политике в период широкомасштабной трансформации должен быть присущ упреждающий характер. Зачастую социальные решения принимаются вдогонку событиям как реакция на открытое проявления социальной неудовлетворенности. По данным Федеральной службы государственной статистики, в первом полугодии 2005 года число организаций, в которых прошли забастовки, сократилось в 10 раз (с 10 в I полугодии 2004 года до 1 в I полугодии 2005 года), число участников забастовок уменьшилось с 1,4 до 0,03 тыс. человек, потери рабочего времени из-за забастовок - с 9,6 до 0,2 тысяч человеко-дней. Реализуемый Правительством подход к обеспечению макроэкономической стабилизации по своей сути предполагал только косвенное и ограниченное регулирование социальных процессов.

Только спустя десять лет после начала реформ, в 2000 г., российское Правительство представило свою стратегическую программу развития до 2010 г. и план первоочередных действий по преобразованию экономики. Положительным фактором в заявленной стратегии является то, что социальный блок стратегии "Социальная политика" предшествует блоку "Модернизация экономики". Конечно, есть вопросы о том, как реализовать все задуманное, но сама структура блоков стратегии правильно отражает ее целевую направленность на решение социальных задач [2].

Социальная политика этой программы включает несколько подразделов: "Реформирование образования", "Стратегия реформирования здравоохранения", "Политика в сфере культуры", "Стратегия реформирования физкультуры, спорта, туризма и санаторно-курортной сферы", "Трудовые отношения и занятость населения", "Социальные аспекты государственной Северной политики", "Политика в области миграции".

Делись добром ;)