Анализ естественного уровня безработицы

реферат

2.1 Система социальной защиты от безработицы в Росси

Безработица является объектом пристального внимания, регулирования и контроля государства, оставаясь социально - экономическим феноменом и предметом целенаправленной социальной политики. Социальная политика, направленная на решение проблемы безработицы имеет свою специфику, действует на определенных принципах регулирования занятости и социальной поддержки безработных граждан. Социальная политика направлена систему социальной защиты от безработицы, которая представляет собой комплексную мегасистему. Комплексная система и программа развития социальной политики в решении проблемы с безработицей направлена на управление экономическими и социальными последствиями безработицы.

Система защиты граждан от безработицы в России была принята после того, как была признана безработица как действительно существующего и имеющего место быть в стране явления. В этом отношении государство разработало ряд мероприятий и направления деятельности для решения этой общегосударственной проблемы:

- была разработана необходимая нормативно-правовая база, которая в полной мере начала регулировать все вопросы, касающиеся всех форм и видов безработицы в стране;

- была сформирована Служба занятости, представляющая собой сеть государственных организаций, целью деятельности которых было оказание финансовой помощи и содействие в трудоустройстве;

- были разработаны ряд социальный программ, суть которых сводилась к активизации решения проблемы занятости в стране.

Первоначальное взаимодействие государства со Службой занятости основывалось на нормативно-правовой базе, которая определяла функции, цезии, задачи, принципы, средства и нормы осуществления взаимодействия. Появившиеся формализованные элементы позволили рассматривать социальную политику, проводимую службой занятости и деятельность этой службы как отдельного социального института.

Непосредственными объектами воздействия в социальном институте является безработный. К безработным в Российской федерации относят граждан России, которые зарегистрированы в установленном законом порядке в Государственной Службе занятости.

Социальная политика в отношении безработных направлена в максимально широком аспекте на экономически активное население, поскольку именно эта категория потенциальным объектом увеличения безработицы. Несколько опосредованными в системе социальной политики по защите граждан от безработицы выступают предприятия, которые по -сути являются работодателями. Социальная политика в области содействия занятости свои действия соотносит потребностями в персонале работодателей. Взаимодействия с работодателями направлены на формирование оптимальной структуры занятости, недопущение крупномасштабных увольнений, обеспечение работодателями кадровыми ресурсами в соответствии с той структурой, которая была заявлена работодателями. Социальная политика ориентирована на обеспечение перераспределения высвобожденных работников в другие отрасли и на другие рабочие места, посредством института социального партнерства.

Для этого целесообразно обозначить характерные черты и признаки института социальной защиты от безработицы, которые определяются в форме функций, социальных позиций, типовых взаимоотношений, нормами и правилами, также системой санкций и предписаний. Борисов С.П. Основные характеристики российского рынка труда в периоды стагнации экономики// Трудовое право, 2014 - № 1с - С.12-18

К функциональным обязанностям социальной защиты населения России от безработицы относят:

- обеспечение создания таких механизмов, которые позволят закрепить и воспроизводить общественные отношения по работе с безработными и формирование Государственной службы занятости. Придание Государственной службе занятости определенного порядка и нормативной базы в осуществлении своей деятельности;

- осуществление регулятивной функции посредством управления масштабом и структурой безработных граждан, регулирование социально-экономического поведения безработных на микросоциальном уровне;

- интегративная функция подразумевает максимальных охват при помощи различных программ по восстановления занятости населения. Благодаря социальной деятельности Служб занятости происходит интеграция безработных граждан на рынок труда;

- осуществление транслирующей функции посредством донесения правил и норм, характерных для данного института в его границах, так и за его пределами;

- коммуникативная функция связана с тем, что информация института социальной защиты по содействию занятости распространяется как в рамках данного института, так и за счет других социальных институтов: социальной практики трудоустройства, института образования и т.д.

Социальная защита в области безработицы в России обладает специфическими чертами:

- содействие в оказании помощи в форме выплаты пособий по безработице, предоставления льгот и оказание юридической и психологической помощи. Помощь также выражается в предоставлении информации об открытых вакансиях и организации ярмарок вакансий, в целях взаимодействия работодателей и ищущих работу граждан, обеспечение возможности в переобучении и переквалификации. Система финансового обеспечения граждан имеет неоднозначное значение, с одной стороны денежные компенсации необходимы для поддержания семьи безработного гражданина в поиске новой работы, получения дополнительного образования, с другой стороны, такие компенсации рассматриваются с позиции «ренты» со стороны государства и способствуют стремлению найти новую работу и стимулируя иждивенчество.

- создание адаптивных механизмов, позволяющих безработным гражданам приспособится к изменениям окружающей среды, что безусловно является конечной целью социальной защиты граждан в системе социальной политики РФ;

- создание условий для того, чтобы безработным гражданам, в первую очередь, придать статус. Уместно заметить, что появление проблемы безработицы связано с нарушениями норм со стороны работодателей, выражающиеся в нарушении трудового законодательства страны, практика дискриминации и нарушения условий и техники безопасности труда Брагин В, Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 2010-2013гг. // Вопросы экономики,- 2014. № 3 - С. 45.

В сложившихся условиях институту социальной защиты граждан необходимо разрабатывать новые способы решения проблем по урегулированию трудовых разногласий в пользу работников;

- учета величины и масштаба безработицы необходим для разработки новых путей развития общества и экономики в целом. Защита граждан, которые приобрели статус безработного, поскольку они постоянно испытывают ущемления в положения в качестве работников Волгин Н. Рынок труда: некоторые проблемы теории и современной практики// Социальная политика и социальное партнерство.- 2009.-№6-С.5.

В системе социальной защиты безработных, на них возложенные определенные обязательства по приходу на биржу труда, посещению собеседований с потенциальным работодателем, т.е. необходимо выполнять статусные роли и предписания.

Государственная служба занятости также должна выполнять определенные функции и роли для этого осуществляется регистрация безработных, мониторинг рынка труда, и развитие социального партнерства.

Государственная служба занятости способна наложить санкции на невыполнение каких-либо требований, который должен был выполнить безработный.

В результате чего произошла утрата приоритета проблемы безработицы в общегосударственном масштабе и понижении статуса службы занятости. Служба занятости воспринимается как ориентированная на молодежь или низкоквалифицированный персонал, служба, которая не способна на сегодняшний день обеспечить достойное рабочее место для работника, устанавливая в большей степени социальный трудовой минимум. Нестеров Л., Аширов Г. Национальное богатство и человеческий капитал// Вопросы экономики, 2012 - № 2- С. 55

Таким образом, отечественный институт по защите граждан от безработицы и содействию занятости соответствует социальной модели по защите безработных, но на формальном уровне и предоставлении ряда гарантий, но совсем не ориентированный на экономический курс государства и эффективно действует лишь в краткосрочном периоде. Такое положение дел делает практически невозможным выполнение запланированных, общих и специфических функций института социальной защиты от безработицы и трудоустройства, что усиливает дисфункциональные проявления института социальной защиты по безработице.

2.2 Характерные особенности безработицы в России

естественный безработица защита

В соответствии с отечественной системой социальных гарантий, для тех граждан, которые потеряли работу или были высвобождены в результате сокращения предприятий, закон предусматривает выплату специальных компенсаций, к которым относят:

- платежи по стипендиям для тех безработных, которые проходят подготовку, переподготовку и приобретают навыки по повышению свой профессиональной квалификации;

- осуществление платежей в форме пособий по безработице, размеры которых определяется в соответствии с минимальным размером труда;

- привлечение безработных граждан к общественным работам, которые будут вознаграждены финансово.

Механизм государственной борьбы с безработицей включает ряд определенных мероприятий, которые направлены на:

- формирование федеральной сети государственной службы занятости, которые имеют региональные центры, деятельность которых направлена на работы по обеспечению занятости населения;

- предоставление различного рода государственных субсидий, а также частной собственности в целях улучшения ситуации на рынке труда и недопущения социального напряжения в обществе. Обеспечение на выгодных условиях выдачи кредитов под зарплату;

- в особых случаях подготовка документов о досрочном выходе безработного гражданина на заслуженную пенсию со всеми причитающимися ежемесячными выплатами пенсионного фонда РФ;

- проведение расширенных программ переподготовки граждан;

- осуществление социальная помощь безработным посредством осуществления платежей в виде пособий по безработице. Отечественная система социальной защиты от безработицы как формирующийся социальный институт// Вестник Нижегородского университета, - 2012 - №6 - С.56

Российская государственная политика в области занятости граждан и в борьбе с безработицей направлена на предоставление пособий и некоторых видов услуг безработным.

Посредством функционирования региональных программ, направленных на сокращение напряженности на рынке труда путем оказания помощи тем, кто вероятней всего может лишиться работы, например, в ситуации, когда существует «простой» не по вине работника, или в ситуации, когда на предприятии начинает работать режим неполного рабочего дня по инициативе руководства и т.д.

В 2010 году все регионы России утвердили рабочие программы, при этом получив авансовое финансирование, далее пошел второй этап их реализации.

Согласно региональным программам деятельность России в социальной политике содействия занятости реализуется по следующим направлениям:

- для граждан, находящихся в категории возможного увольнения, производится организация переобучения для того, чтобы сохранить занятость на том или другом предприятии;

- деятельность по формированию, изысканию рабочих мест, которые могут предоставить работодатели на временной основе. К числу таких работ относят работы общественного характера, предоставление возможности стажировки и получения опыта работы;

- осуществление адресной поддержки, которая также заключается в организации их переезда;

- оказание поддержки тем гражданам, которые изъявили желание стать участниками малого предпринимательства или самозанятым населением.

К каждому обратившемуся подбирается индивидуальная программа, поскольку в каждом регионе складывается своя собственная экономическая ситуация на рынке труда. В таких условиях важно не только то, что человек проходил подготовку и переподготовку, главное, то, что человек будет трудоустроен.

Предоставление общественных работ является самым популярным в России, причем данная практика распространена во всех регионах страны. Так, общее количество граждан, задействованных в общественных работах, составили свыше 710 тыс. человек. Эта величина показывает задействованных безработных граждан по всей России.

Широкое распространение получила программа переобучения с целью открыть собственное дело. Для этих целей государство выделяет финансовые средства, а количество участников на сегодняшний день превышает 17 тыс. чел.

Также важным направлением следует считать направление на стажировки молодых специалистов. Подобного рода стажировки позволят приобрести гражданам необходимые навыки в труде и тем самым повысить свою собственную конкурентоспособность на рынке труда. Что в свою очередь обеспечит закрепиться на новом рабочем месте. Такие стажировки в большей степени направлены на работников образовательных, дошкольных и профессиональных учреждений.

Временной интервал таких стажировок варьируется от одного месяца до полугода. Пройдя стажировку, выпускники направляются на работу, затем проводится мониторинг их занятости и количества окончательного устройства граждан.

Согласно проведенному анализу уровень безработицы в России на протяжении последних стабильно снижается, так уровень безработицы сократился с 7,8% в 01. 2011г. до 5,3% к концу 2012 года.

Количество безработных в России по итогам 2013 года составил 5,5%. Количество безработных в январе 2014 составило 5,6%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабрем 2013 (5,58%), и -0,35% по сравнению с январем 2013 года (5,95%).

Приведем данные в табличном виде, отражающие уровень безработицы в России за 2011 и 2012 годы. Брагин В, Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 2010-2013гг. // Вопросы экономики,- 2014. № 3 - С. 45

Таблица 1.

Безработица в 2011 году

Месяц

Направление динамики

Уровень безработицы, %

Уровень за квартал (в среднем, %)

Январь

v

7,8

7,5

Февраль

v

7,6

Март

v

7,1

Апрель

^

7,2

6,6

Май

v

6,4

Июнь

v

6,1

Июль

^

6,5

6,2

Август

v

6,1

Сентябрь

v

6,0

Октябрь

^

6,4

6,3

Ноябрь

v

6,3

Декабрь

v

6,1

В среднем за год

6,6

Таблица 2.Отечественная система социальной защиты от безработицы как формирующийся социальный институт// Вестник Нижегородского университета, - 2007 - 56с.

Безработица в 2012 году

Месяц

Динамика

Уровень безработицы, %

За квартал (в среднем,%)

Январь

6,6

6,5

Февраль

v

6,5

Март

6,5

Апрель

v

5,8

5,5

Май

v

5,4

Июнь

5,4

Июль

5,4

5,3

Август

v

5,2

Сентябрь

5,2

Октябрь

^

5,3

5,3

Ноябрь

5,3

Декабрь

5,3

В среднем за год

5,65

Анализируя данные таблицы, следует отметить, что безработица в России с 2011г. по 2012г. сокращается. Вместе с тем Росстат свидетельствует, что численность безработных от экономически активного населения России будет увеличиваться, и к концу 2014 года составит 6%. Это объясняется стагнацией экономики, в этих условиях важно наращивать производительность хотя бы до отметки 17,50%.

Главная проблематика национальной экономики связывается с её неэффективностью, особенно это касается производительности труда. В этих условиях целесообразно расширять инновационно- инвестиционные сети, благодаря которым система высшего образования может стать мостом, соединяющим науку и производство, действуя таким образом во всех регионах и отраслях страны. В нашей стране есть огромный потенциал в подготовке кадров, способных результативно руководить инновационными процессамиВолгин Н. Рынок труда: некоторые проблемы теории и современной практики// Социальная политика и социальное партнерство.- 2009.-№6-С.6..

Как показывает анализ безработица в России на стабильном уровне, с намеченной тенденцией к повешению. Уровень безработных в стране не соответствует уровню безработных развитых стран, оставаясь в России высоким.

Для успешной модернизации рынка труда необходимы масштабные вливания финансовых средств в человеческий капитал, а также создание новых рабочих мест в трудоемких отраслях. Для этого необходимо расширять уже действующие производства. Максимально наращивать их потенциал, на их базе формировать сопутствующие, обрабатывающие, перерабатывающие и прочие производства. Для того, чтобы повысить производительность труда, необходимо осуществлять обмен опытом работы и управлением персоналом на местах, необходимо активно работать с крупными предприятиями, имеющие высокие показатели производительности труда. Поощрять практику той системы управления и модернизации техники и оборудования.

Важным направлением наращивания производства возможно только при высоком уровне образования, здоровья, нравственности, важны творческие и профессиональные качества. Например, средняя продолжительность жизни россиян составляет чуть больше 65 лет, когда как в восточно- азиатских странах это показатель составляет 72-86 лет, что безусловно сказывается на вовлеченности граждан в трудовую жизнь на уровне государства в целом.

В образовании наблюдается явный перекос, так порядка 70% выпускников школ поступают в Вузы, относительно скромными остаются масштабы средне- професиональных учебных заведений. Перекос связан с тем, что в России наблюдается явный недостаток рабочих со средне- специальным образованием, и чрезмерное количество граждан с высшим образованием, которые по сути сегодня экономике страны в таком количестве не нужныБорисов С.П. Основные характеристики российского рынка труда в периоды стагнации экономики// Трудовое право, - 2014, - № с - С.13.

Таким образом, в России действует социальная политика по защите граждан от безработицы, которая включает ряд программ по поддержке граждан. В этой области социальная поддержка развита слабо, требует дальнейшего расширения и совершенствования организации предоставляемых государственных услуг. Уровень безработицы в России с 2011г. по 2012г. заметно сократился с 7,5% до 5,6%. В 2013 году -2014г. наблюдается рост этого показателя, что связано с замедления роста экономики. Поэтому в этой ситуации необходимо государственным структура заниматься проблемой стабилизации количества безработных, и модернизацию производства, для того, чтобы граждане могли свободно найти подходящую работу.

Делись добром ;)