logo
Государственная поддержка малого бизнеса: мировая практика и отечественный опыт

1.2 Мировая практика

· Государственная поддержка малого бизнеса в США

Сегодня в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а образ жизни. В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. и ликвидируется около 500 тыс. Дело в том, что владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового.

Бизнес в штатах силён, не только потому что психологически американцы подготовлены лучше, но и потому что ему всячески содействует государство, а именно: управление финансирования и инвестиционной деятельности Администрации предоставляет структурам малого бизнеса прямые займы, а также гарантии под займы малых предприятий у частных банковских структур, содействуя тем самым переоснащению производства, его расширению, приобретению оборудования, сырья и материалов [1].

Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети представлены на рисунке 1.1

Финансовый

Наличие многочисленных источников рискового капитала

Материально-технический

Сдача в аренду (покупка) техники, научного оборудования, зданий или сооружений

Информационный

Обеспечение доступа к сетям, базам данных, техническим библиотекам

Консультативный

Развитие услуг консультанта в области налогообложения, страхования, планирования и т. д

Рисунок 1.1 "Организация сети поддержки малого инновационного бизнеса"

Следует выделить также программу финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств и программу государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, это:

ь Помощь в получении кредита

ь Субсидирование за счёт средств собственного бюджета

ь Техническая и информационная поддержка

ь Сохранение и развитие конкурентной среды, которая побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Большую работу в рамках системы обслуживания мелкого бизнеса проводит Министерство Торговли США. Направления этой работы весьма разнообразны и схематично отражены на рис. 1.2

малый бизнес государственная поддержка

Рисунок 1.2 "Основные направления системы обслуживания малого бизнеса в США"

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса. Так, например, в сентябре 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.

Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий. [9]

· Государственная поддержка малого бизнеса в Японии

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие предприятия играют важную роль.

Японская политика стимулирования малого предпринимательства представляется сегодня не просто наиболее зрелой, она наиболее всего соответствует по духу нашему российскому обществу. Японцы исходят из того, что малые предприятия - это очень мощный регулятор экономики. Так как малые предприятия потребляют малый капитал и при этом абсорбируют очень большую часть рабочей силы. На долю малого предпринимательства приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота.

В Японии на поддержку малого и среднего бизнеса ежегодно выделяется около 180 млрд. иен в год. Малые предприятия финансируются как за счет средств некоторых министерств и ведомств, в сметах которых существует отдельная статья, так и по специальным бюджетным счетам в рамках программы государственных инвестиций и займов. Эти средства предоставляются малым предприятиям на коммерческой основе через кредитные учреждения. Одно из основных подобных учреждений - Корпорация малого бизнеса, созданная при участии правительства Японии. Ежегодно корпорация предоставляет кредиты малым предприятиям на 20 млрд. иен. Финансовая поддержка предоставляется также через весьма сложную систему кредитной гарантии и страхования деятельности малых предприятий, состоящую из 52 префектурных ассоциаций кредитной гарантии. По сути, это общественные организации, которые функционирующие на коммерческой основе. Получая от малых фирм за предоставляемое им поручительство 1% от суммы кредита, такая ассоциация образует страховой фонд, который пополняется и за счет членских взносов. Выдав поручительство малому предприятию, ассоциация страхует до 4/5 от суммы гарантии и берет на себя соответствующую часть долга малого предприятия в случае его неплатежеспособности, но за ней остается право возмещения ущерба и за счет малого предприятия. [7]

Характерные для Японии меры финансово-кредитной поддержки малого бизнеса приведены на рис 1.3

Финансовые организации

Их доля в Японии

% их активности, направлены на поддержку МСП

Банки взаимопомощи

3

100

Банки долгосрочного кредитования

6

4

Городские банки

32

20

Доверительные

сбербанки

1,5

8

Кооперативные банки

25

100

Местные коммерческие банки

54

47

Рисунок 1.3 "Финансовые меры по поддержке малого бизнеса" [12]

В Японии также существуют банки, специализирующиеся непосредственно на работе с малыми и средними предприятиями, среди них:

1. Местные банки, расположенные в главных городах префектур;

2. Sogo banks, созданные на базе традиционных совместных кредитных компаний, их 68.

3. Shikhin banks - кооперативы, членами которых являются владельцы малых и средних предприятий, обслуживающие также и физических лиц. Причем на кредитование не членов таких кооперативов может выделяться не более 20% от общих объемов кредитов. [7]

В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - около 55% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15%. [11]

· Опыт стран Европы

В европейских странах интересы малого бизнеса представляют, как правило, специальные отделы или департаменты в рамках министерства экономики или министерства торговли и промышленности.

В Великобритании при Министерстве торговли и промышленности создана "Служба мелких фирм". Она оказывает помощь мелким предпринимателям в организации собственного дела, получении кредитов, заключении договоров и контрактов, обучении кадров и консультировании малых предприятий. Служба имеет местные отделения по всей стране. Большое внимание в Великобритании уделяется подготовке кадров малого и среднего бизнеса. Наиболее престижными считаются университетские школы бизнеса в Лондоне, в Манчестере, Глазго, Дюраме и Ворвике. В них в течение 16 недель слушатели изучают общие проблемы экономики и основы создания собственного дела.

Правительство ФРГ стадо оказывать широкую поддержку малым и средним предприятиям сразу после окончания Второй мировой войны. Уже в 1948 г. в Германии был создан Банк кредитных гарантий для управления денежными средствами, поступающими на восстановление Европы по так называемому Плану Маршалла. Одновременно были созданы и региональные кредитные корпорации. За период своего существования эта система предоставила мелким и средним предпринимателям более 100 тыс. гарантий на общую сумму около 10 млрд марок. Благодаря таким мощным гарантиям было реализовано коммерческих кредитов, лизинговых контрактов и венчурного финансирования на общую сумму 14 млрд марок. После объединения восточных и западных земель Германии для возрождения малого бизнеса на территории бывшей ГДР правительство ФРГ наметило и осуществляет Федеральную программу субсидирования мелких и средних фирм в целях повышения в них доли собственных средств. В ФРГ с 1976 г. существует особое положение, регулирующее участие мелких и средних фирм в выполнении государственных заказов. Если мелкие фирмы считают себя обойденными в дележе таких заказов, то они могут обратиться с жалобой в соответствующие инстанции на федеральном и местном уровнях.

В основном в Европе важной частью поддержки малого бизнеса является программа обучения кадров, которая осуществляется через систему торгово-промышленных палат, регулярно устраивающих семинары для начинающих предпринимателей. [13]