Государственная поддержка малого предпринимательства на примере Нижегородской области

дипломная работа

1.2 Мировая практика государственной политики по поддержке малого предпринимательства

Экономическая деятельность государства в системе рыночных отношений определяется следующими основными направлениями.

Рис.1. Направления экономической деятельности государства

Государство применяет различные формы и методы воздействия на экономику. Однако при этом должны быть исключены любые действия государства, разрывающие связи внутри рыночного механизма. Недопустимы, к примеру, директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления, административный контроль над ценами и другие формы государственного вмешательства в экономику. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя ответственность за уровни и динамику цен или запрещает любое планирование. Наоборот, государство следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, стремится не допустить их бесконтрольного инфляционного роста. [21]

В мировой практике государственный сектор отождествляется с совокупностью форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене. В рыночной экономике государству должно быть "выделено" столько полномочий для участия в производстве, распределении, обмене, сколько необходимо ему для осуществления своих функций.

Как отечественный, так и зарубежный опыт свидетельствует, стратегическими ориентирами государственной поддержки должны быть перспективные проекты и программы, обеспечивающие освоение реального платежеспособного спроса, а также жизнеспособные наукоемкие и высокотехнологические производства и коллективы, работающие на критически важных направлениях. Непременным условием предоставления поддержки в любой форме должен быть жесткий контроль за ее целевым использованием и ответственность получателя за взятые обязательства. [9]

Взаимодействие государства и частного бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется на взаимовыгодной основе и носит долговременный характер. Роль государства в рыночной экономике состоит в обеспечении высокой конкурентоспособности национальной экономики, в создании равных благоприятных условий для развития различных форм бизнеса, включая малый бизнес, всестороннего поощрения предпринимательства и частной инициативы.

В этом отношении поучителен опыт развитых стран. В США, например, более 37% валового национального продукта производится мелким бизнесом. Примерно два из новых рабочих мест создаются мелким бизнесом. Всего небольших фирм в США около 18 млн. из них семейных - 7 млн. В каждой правительственной программе (их более тысячи), в пропагандистских и рекламных публикациях по данной проблеме содержатся разнообразные мероприятия, призванные обеспечить существенный вклад малого бизнеса в экономический рост. Предприятия малого бизнеса сыграли заметную роль в развитии наукоемких, высокотехнологических производств, в освоении нововведений. Большинство новых идей и инновационных проектов рождается на небольших предприятиях.

Если раньше выпускники инженерных вузов США стремились поступить на работу в крупные или в средние престижные компании, то в последние годы ситуация изменилась: наиболее привлекательными для молодых инженеров стали небольшие, динамично развивающиеся наукоемкие компании. Здесь имеются возможности более быстрого продвижения по службе и увеличения заработной платы по мере роста прибылей. В мелкие компании во многих случаях переходят специалисты из крупных корпораций. Ежегодно свыше полумиллиона работников малых предприятий повышают свою квалификацию, оказывается финансовая поддержка в виде займов. Кроме того, в этой сфере размещаются правительственные заказы на сумму свыше 60 млрд. долл. [10]

Имеется немало и других примеров того, что правительство США придает большое значение малому бизнесу, который играет важную роль в оживлении экономики. Оказанием помощи и содействием развитию малого бизнеса занимается специально образованный орган исполнительной власти - Администрация малого бизнеса (АМБ). С целью повышения эффективности работы органов исполнительной власти АМБ был разработан и в 1994 году начал реализовываться план реорганизации указанной Администрации. Особенность данного плана заключается в повышенном внимании к предпринимателям - собственникам малого бизнеса.

Государственные органы США малый бизнес рассматривают как одну из крупнейших групп американского общества, объединенную общими интересами. Основными функциями государства по отношению к бизнесу являются регулирующая и стимулирующая. По каждому из данных направлений намечаются принципиальные изменения концептуальных, теоретических и практических подходов. Концептуальный подход состоит в определении отношения к сфере малого бизнеса как к одной из групп потребителей услуг государственных органов и служб. Это предопределяет позицию многих органов, имеющих определенное отношение к развитию малого предпринимательства, в том числе Экспортно-импортного банка, Департамента торговли, Департамента сельского хозяйства, Департамента жилищного строительства и городского развития, Департамента внутренних дел, Департамента труда, Государственного казначейства, Администрации малого бизнеса, а также различных научно-исследовательских структур. [10]

Мелкое и среднее предпринимательство вносит ощутимый вклад в экономику Германии. Крупные предприятия с численностью более 300 человек составляют 1%, средние фирмы; с численностью от 10 до 300 человек - 23%; мелкие предприятия, насчитывающие менее 10 человек, составляют 76% от общего числа предприятий.

Значение мелких и средних предприятий в экономике определяется их ролью как работодателя, производителя продукции и услуг, источника кадров, катализатора НТП. На долю этих предприятий приходится две трети всего занятого населения, почти половина ВНП, 85% всех мест производственного обучения, более половины зарегистрированных патентов.

Основными направлениями системы поддержки малого бизнеса являются оказание помощи, стимулирующей самореализацию экономического потенциала мелких и средних предприятий. Важной предпосылкой для получения государственной поддержки являются следующие условия: малое или среднее предприятие не может быть дочерней фирмой крупной компании и доля участия крупной фирмы в капитале мелких и средних предприятий не должна превышать 25%.

Для содействия созданию и развитию малого бизнеса государство использует обширный инструментарий. Это бесплатное предоставление необходимой информации, консультационные услуги, помощь в обучении персонала и повышении его квалификации, финансовая поддержка, предоставление кредитов с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями погашения, налоговые льготы, помощь в инновационной сфере, при проведении НИОКР, поддержка экспортной деятельности, содействие участию в международных выставках, защита предприятий малого бизнеса от поглощения крупными, стимулирование роста собственного капитала и т.д. [16]

Государственная поддержка предпринимательства Австрии строится на том, чтобы через мелкие и средние предприятия обеспечить устойчивое хозяйственное развитие страны. С 50-х годов государство стало поощрять предпринимательскую активность на всех уровнях крупных акционерных обществ, мелкого и среднего бизнеса. За последние годы особое внимание уделяется защите мелкого бизнеса. Приняты и действуют специальные положения, регламентирующие взаимоотношения мелкого и крупного бизнеса, с одной стороны, и мелкого бизнеса и государства, с другой. Указанные подзаконные и нормативные акты касаются коммерческой добросовестности, местного снабжения и картелей, предотвращающих заключение контрактов вынужденного характера. Правительство, прежде всего, сосредоточивает усилия на создании благоприятных стартовых условий для мелкого предпринимательства, такие, как предоставление льготных кредитов и дотаций, информации о конъюнктуре и спросе. [10]

Стимулирование конкуренции со стороны государства включает в себя четыре главных направления:

антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;

введение норм, устанавливающих определенные рамки для деловой активности, в частности, на цены товаров и услуг;

определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей.

Широкий круг рычагов экономического регулирования охватывает система государственной поддержки Японии. Это прямое распределение кредитов, операции с ценными бумагами, субсидиями и дотациями по госбюджету, налоговые и амортизационные льготы, информация для малого бизнеса и др. Заметную роль в решении этих задач играют специальные государственные учреждения.

Важное место в государственной экономической политике занимает банковская система. Структура банковской системы выглядит следующим образом: Японский банк - 13 крупных коммерческих банков - местные банки. Вместо учетной ставки осуществляется прямое государственное распределение кредитов. Специализированные государственные кредитные учреждения финансируют программы предпринимательства и объекты в соответствии с целями структурной политики государства.

Следует отметить, что почти во всех отраслях японскими компаниями образованы отраслевые организации, выполняющие различные функции для повышения эффективности хозяйственной деятельности. Как правило, прежде чем закон или инструкции будут приняты официально, они становятся предметом тщательных обсуждений между правительством и отраслевыми организациями. И в этом смысле японская политика - это политика компромиссов, в том числе и при структурной перестройке экономики.

В настоящее время политика ведущих экономически развитых государств в отношении малого и среднего бизнеса заключается в его поддержке. По мнению ряда западных исследователей, действия государства, направленные на активизацию экономической деятельности мелкого и среднего предпринимательства, будут в будущем только усиливаться в США, ФРГ, в Великобритании и других развитых капиталистических странах. [9]

Необходимость активного содействия со стороны государства мелкому и среднему предпринимательству объясняется, во-первых, экономическими факторами (государственная казна приобретает доходы в форме налога с прибыли), во-вторых, социальными (обеспечение занятости трудоспособного населения) (табл.1.1.).

Таблица 1.1

Масштабы развития малого предпринимательства в ведущих странах мира и России

Страна

Число малых и средних предприятий, тыс.

Число малых и средних предприятий на 1000 жителей

Число занятых, млн. человек

Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых, %

Доля малых и средних предприятий в ВВП, %

Великобритания

2 63,0

46,0

13,6

49,0

50-53

Германия

2 290,0

37,0

18,5

46,0

50-54

Италия

3 920,0

68,0

16,8

73,0

57-60

Франция

1 980,0

35,0

15,2

54,0

55-62

Страны ЕС в целом

15 770,0

45,0

68,0

72,0

63-67

США

19 300,0

74,2

70,2

54,0

50-52

Япония

6 450,0

49,6

39,5

78,0

52-55

Россия

836,2

5,62

8,1

9,6

10-11

Опыт подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении малого бизнеса является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики государства в целом в соответствии с основными национальными интересами. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или в регионе.

Делись добром ;)