Государственная поддержка экспорта товаров и услуг Пензенской области

дипломная работа

1.3 Правовые основы внешнеэкономической деятельности субъектов РФ

В современных условиях ход экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести все в большей степени переносится на места, т.е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности.

Разграничение полномочий, относящихся к сфере внешних отношений Пензенской области, определяется Конституцией РФ, указами Президента РФ, федеративным договором, двусторонними договорами между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, и, конечно, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Последние принимаются Федеральным Собранием, где, как известно, в обеих палатах интересы регионов представляют депутаты.

Основные правовые нормы, регулирующие деятельность субъектов РФ содержатся в Конституции РФ, а именно в трёх её главах : 71,72,73.

В статье 71 Конституции установлено, что к ведению Российской Федерации, т.е. к тем вопросам, которые могут определяться и по которым могут принимать решения только федеральные органы государственной власти, относятся внешняя политика, международные отношения и международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, установление федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития России [1].

Наряду с этим, в силу того, что Россия является федеральным государством, в статье 72 Конституции РФ записано, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ (наряду с другими вопросами) находятся координация международных и внешнеэкономических связей РФ, выполнение международных договоров РФ. Это означает прежде всего, что без согласия региональных органов власти невозможно принятие серьезных односторонних решений в сфере внешнеэкономической деятельности на уровне государства, которые затрагивали бы интересы того или иного региона [1].

Федеральные законы, изданные в соответствие с Конституцией, устанавливают основные федеральные правовые нормы в сфере международных и внешнеэкономических отношений. Наибольшее значение имеют следующие законы:

Федеральный закон «О международных договорах РФ»;

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

Федеральный закон «Об экспортном контроле»;

«Таможенный кодекс Российской Федерации»;

Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»;

Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Федеральный закон «О международных договорах РФ» вступивший в силу в июле 1995 году определил понятие международного договора РФ, порядок принятия и исполнения международных договоров. Федеральный закон определяет права и обязанности субъектов федерации, связанные с заключаемыми РФ международными договорами. В статье 4 установлено: «Международный договор заключается по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ, на который возложена соответствующая функция». Далее в статье 32 Закона установлено, что органы государственной власти соответствующих субъектов федерации обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров РФ.

Полномочия субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности в значительной степени определяются федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта РФ находятся следующие вопросы:

- координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ;

-формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;

- получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование и погашение;

- выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;

- координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;

- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности .

Вне пределов ведения РФ и предметов совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В частности, субъекты РФ имеют право в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством:

- осуществлять внешнеторговую деятельностью российских и иностранных лиц на своей территории;

- формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;

- предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии и льготы участникам ВЭД, зарегистрированным на их территории, в части выполнения их обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами субъектов РФ. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации;

- создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов;

- заключать соглашения с субъектами иностранных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иностранных государств в области внешнеторговых связей;

- содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование внешнеторговой деятельности (МТ).

Согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Президент России обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:

в случае если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда при необходимости;

- приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.[4]

Президент также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, издает указы, многие из которых носят нормативный характер. Часть указов Президента относятся к международным и внешнеэкономическим отношениям нашей страны.

Рассмотренный Федеральный закон о регулировании внешнеторговой деятельности создал основу для развития самостоятельного участия субъектов федерации во внешнеэкономической сфере. Логическим следствием этого стала необходимость создания системы координации международных и внешнеэкономических связей российских партнеров.

В январе 1999 года был принят Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». В этом законе раскрывается содержание конституционной нормы, относящей международные и внешнеэкономические связи субъектов федерации к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Гарантируя обеспечение прав и законных интересов регионов Федерации, закон установил, что субъекты федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией страны, федеральным законом и договорами между органами государственной власти Федерации и субъектов обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также и участие в деятельности международных организаций, созданных специально для этих целей.

Таким образом, субъекты федерации самостоятельно могут заключать соглашения только с указанными выше партнерами. Исключение составляют случаи, когда соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства Российской Федерации.

В настоящее время начал действовать новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», принятый в декабре 2003 года и вступивший в силу в июне 2004 года. Согласно указанному закону, регионы-субъекты РФ обладают полномочиями:

- проводить переговоры и заключать соглашения об осуществлении внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также, с согласия правительства Ф, и с органами государственной власти иностранных государств;

- содержать своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Министерством иностранных дел РФ;

-открывать собственные представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеторговых, а также иных форм внешнеэкономических связей в порядке, установленном российским законодательством;

- осуществлять разработку, формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности.

Чтобы обеспечить согласованность международных и внешнеэкономических связей в общегосударственном масштабе, Федеральный закон в статье 4 предусматривает, что проекты соглашений, заключаемых органами государственной власти субъекта Федерации, представляет для согласования в МИД России, а при необходимости в другие федеральные органы. Если в отношении проекта соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации возникают разногласия, то применяются согласительные процедуры в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией субъекты РФ были наделены правом создать (а многие уже создали) собственные законы и иные правовые нормативные акты по вопросам, которые Конституцией России и федеральными законами отнесены к их полномочиям.

В частности, Правительством Пензенской области приняты следующие постановления в рассматриваемой сфере деятельности:

1. Закон Пензенской области «Об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Пензенской области» (в ред. Законов Пензенской обл. от 19.11.2007 № 1428-зпо, от 18.12.2008 № 1659-зпо) регулирует правоотношения, связанные с осуществлением международных и внешнеэкономических связей Пензенской области.

Закон направлен на обеспечение благоприятных условий для осуществления международных, внешнеэкономических связей и внешнеторговой деятельности Пензенской области, обеспечение и защиту прав и законных интересов Пензенской области.

2. Постановление Правительства Пензенской области от 20.06.2001
№128 «Об информационном обеспечении Интернет-сайта Правительства области». В структуре Интернет-сайта Правительства области организованы разделы «Внешнеэкономическая деятельность», «Инвестиционные проекты Пензенской области», что способствует созданию положительного инвестиционного имиджа региона.

3. Важное значение для организации внешнеэкономических связей в субъектах РФ имеют принимаемые высшими должностными лицами или правительствами субъектов Федерации программы развития международного сотрудничества. Так и в Пензенской области Правительством области была утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие международной и внешнеторговой деятельности в Пензенской области на 2009 - 2013 годы" (в ред. Постановлений Правительства Пензенской обл. от 15.01.2009 N 15-пП, от 24.03.2009 N 205-пП, от 13.08.2009 N 655-пП, от 29.09.2009 N 746-пП,от 10.12.2009 N 974-пП) [8].

Принятие данной программы позволяет определять направления формирования благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития внешнеэкономических связей региона, выявлять возможности расширения экспортного потенциала области, обосновывать целесообразность регионального экспорта с позиции соответствия номенклатуры и качества пензенской продукции и услуг потребностям мирового рынка.

Внешнеэкономическая деятельность сопровождается значительным числом сопутствующих операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг (транспортных, экспедиторских, страховых, банковских); по осуществлению платежно-расчетных операций; по прохождению таможенных процедур, а так же изучением коммерческой информации о конъюнктуре внешних товарных и валютно-финансовых рынков.

Основными элементами планирования внешнеэкономической деятельности предприятия являются экспортные и импортные операции, осуществляемые им на внешнем рынке.

Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещевую форму. При этом под экспортными операциями понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту; под импортными операциями понимается деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.

В международной коммерческой практике под экспортом и импортом понимается обычно только операции, осуществляемые на коммерческой основе, а именно, на основе заключения и исполнения международных торговых сделок- контрактов купли-продажи. Поставки в виде помощи, даров и другие, осуществляемые на безвозмездной основе, в стоимость экспорта и импорта, как правило, не включаются, а учитываются отдельно.

Экспортно-импортные операции считаются совершенными, если товар пропущен через государственную границу страны контрагента, что возможно после выполнения определенных таможенных формальностей и процедур, в числе которых представление сведений для статистического учета.

Делись добром ;)