Государственная политика обеспечения занятости населения Беларуси: приоритеты, направления и формы реализации, результативность

курсовая работа

3.1 Основные характеристики политики белорусского государства в области занятости

Рыночный механизм регулирования рынка труда на основе взаимодействия спроса, предложения и заработной платы дополняется государственным регулированием. Государство стремится не подавлять положительные функции рынка, применять преимущественно экономические рычаги как наиболее соответствующие природе рыночных отношений. Такими рычагами могут быть налоги, проценты за кредит, установление минимальной заработной платы и др. В итоге рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга, достигая положительных результатов [6, c. 411].

Государственное регулирование рынка труда осуществляется в целях обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, то есть не только для достижения эффективной сбалансированности спроса и предложения, но и для установления рыночной цены на рабочую силу. Так как сбалансированность понимается как динамичный процесс, то в пределах определенного периода допустимы некоторые отклонения как в сторону дефицита, так и избытка рабочей силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие повторяющихся и долговременных значительных отклонений.

Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролировать его важнейшие характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложением рабочей силы, изменение которых должно приводить к соответствующей динамике заработной платы.

В условиях рыночных отношений любые диспропорции в подготовке и использовании квалифицированных рабочих и специалистов ведут к нарушению макро-, мезо- и микропропорций рынка труда. Поэтому задачей их регулирования является воздействие не только на рыночные отношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое воздействие предполагает регулирование подготовки и переподготовки кадров, а также территориального, отраслевого и профессионального перераспределения трудовых ресурсов.

Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна обеспечивать регулирование мезо- и микропропорций, а также выполнять маркетинговые функции. К ним относятся стратегическое (индикативное) планирование, информационные маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложения, реклама, стимулирование трудоустройства.

Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами [6, c. 426]:

обеспечение равных возможностей всем гражданам страны в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни человека; является экономически целесообразной и производительной;

добровольность труда;

содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа обусловлено развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки, новыми требованиями к работникам в условиях рыночной экономики, а также формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовностью к переобучению в случае необходимости;

обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями;

участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.

На основе данных принципов а Республики Беларусь разрабатываются государственные национальные и региональные программы занятости, которые предусматривают [6, c. 427]:

содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;

обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;

повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;

совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

Особую значимость имеет формирование и разработка региональных кадровых программ.

Для определения приоритетных задач кадрового обеспечения регионов представляется необходимой оценка региональных особенностей и условий функционирования соответствующих сфер деятельности. Для этих целей используются статистические показатели (стоимостные и натуральные), отражающие уровень производства товаров и услуг, структуру хозяйства и ее соответствие местным условиям, наличие перспективных или неперспективных производств.

Анализ и оценка выявленных кадровых проблем в отрасли, регионе позволяют сформулировать основные направления развития кадровой политики в области занятости - как часть общегосударственной кадровой политики, связанной с обеспечением трудоспособного населения рабочими местами в регионе.

В условиях переходного периода формирования рыночных отношений для прогнозирования обеспеченности кадрами всех сфер жизнедеятельности целесообразно использовать укрупненные расчеты.

Прогнозы общей и дополнительной потребности в рабочей силе рассчитываются по отраслям экономики, сферам деятельности в разрезе основных профессиональных групп.

При прогнозировании численности работников по категориям персонала (рабочие, руководители, главные специалисты и прочие служащие) и профессиональному составу в разрезе отдельных отраслей и сфер деятельности региона целесообразно использовать экспертную оценку (опрос руководителей предприятий и организаций), в процессе которой уточняются программные и прогнозные показатели развития отраслей.

При формулировке целей кадровой политики государством рассматриваются различные варианты их достижения:

оптимизация численности и структуры персонала;

структурирование работ, их новая компоновка, формирование нового содержания труда;

улучшение условий труда;

оптимизация структуры рабочего времени;

социальные услуги как средство мотивации, стабилизации коллектива;

подбор необходимой рабочей силы и др.

Осуществляя постоянный мониторинг кадрового обеспечения, корректируя исполнение кадровых программ с учетом внешних и внутренних факторов, субъекты кадровой политики имеют возможность предупреждать кризисные ситуации и разрабатывать антикризисные кадровые программы.

В ближайшей перспективе главной задачей на рынке труда является сохранение контролируемой ситуации и удержание уровня регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах.

Для предотвращения негативного влияния глобального финансового кризиса на рынок труда необходимы следующие мероприятия упреждающего характера [15, c. 27]:

опережающая переподготовка работников, находящихся под риском увольнения по профессиям, востребованным на рынке труда:

разработка программ развития общественных и временных работ для временно безработных граждан; направление высвобождающихся из производства на работу по ремонту и модернизации социальной инфраструктуры, в первую очередь, жилищно-коммунального хозяйства и жилья, благоустройству территорий малых городов и сельских поселков;

осуществление постоянного мониторинга ситуации на рынке труда; введение обязанности нанимателей заблаговременно сообщать в органы по труду, занятости и социальной защите о переходе на режим вынужденной неполной занятости или временной приостановке производства в связи с последствиями мирового финансового кризиса;

ограничение использования иностранной рабочей силы в случае обострения ситуации на рынке труда;

стимулирование развития малого бизнеса и самозанятости населения, развитие народных промыслов и ремесел;

разработка специальных программ обеспечения занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

усиление материальной поддержки высвобождаемых работников и безработных граждан, в том числе повышение размера пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума, предоставление права на получение пособия лицам, уволенным по собственному желанию, наравне с другими категориями безработных граждан.

Перспективные тенденции роста занятости населения будет во многом предопределять политика по стимулированию создания новых рабочих мест, повышению отраслевой и социально-профессиональной мобильности рабочей силы, ускорению развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Обновление и рост производства, ввод в действие новых производственных мощностей, расширение объемов инвестиций на создание новых рабочих мест, повышение потребительского спроса обеспечат реальные условия для роста спроса на труд.

Делись добром ;)