Государственное регулирование материального производства

курсовая работа

§ 1. Основные направления государственного регулирования материального производства в России на современном этапе

Важнейшей предпосылкой сохранения за государством рычагов контроля и регулирования сферы материального производства является владение им материальными факторами производства. Для отдельных отраслей решающими факторами производства являются водные, земельные ресурсы, наличие развитой производственной инфраструктуры; для добывающих предприятий - наличие и доступность месторождений полезных ископаемых. Взаимозаменяемость материальных факторов минимальна, поэтому отсутствие каких-либо из них оказывается невосполнимым. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Второе издание, перераб., дополн. Москва. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 2000. 167 с

Особое место в деятельности государственных структур занимает регулирование агропромышленного комплекса и земельных отношений. В большинстве стран - сельское хозяйство - это одна из тех отраслей, деятельность которой в наибольшей степени регулируется государством.

Это определяется и значимостью отрасли и тем, что сельское хозяйство функционирует в более сложных условиях в сравнении с другими отраслями экономики. В связи с этим, сельское хозяйство - наиболее дотируемая отрасль экономики (т.е. применяется финансовый метод регулирования). Также распространен кредитный и налоговый методы.

Очень важным направлением государственного регулирования развития сельского хозяйства является регулирование земельных отношений. Земля - это основной вид ресурса и для растениеводства и для животноводства.

Основной проблемой регулирования является проблема частной собственности на землю, которая в нашей стране еще окончательно не решена. Закона, который бы утверждал реализацию этого права, на федеральном уровне еще нет, нет и единого мнения на этот счет.

Следующим направлением является государственная поддержка фермерских хозяйств. Важность этого направления состоит в том, что они в перспективе должны стать одним из основных производителей сельхозпродукции, как это имеет место во многих других странах. В настоящее время доля фермерских хозяйств в России очень невысока, т.к. стартовые условия фермерства очень сложные, а это в свою очередь требует мощную государственную поддержку для начинающих фермеров.

Еще одно важное направление регулирования сельского хозяйства - регулирование импорта сельхозпродукции. Увеличение объема импорта сокращает возможности отечественных производителей и отрицательно сказывается на российском агропромышленном комплексе в целом. Государство может сократить долю импорта посредством импортных пошлин.

Кроме того требуется регулирование отношений между предприятиями сельского хозяйства и производителями ГСМ, удобрений и сельхозтехники.

Большие возможности влиять на материальное производство заложены в реализации соответствующей финансово-кредитной и инвестиционной политики. Выделяя из бюджета средства на государственные закупки, государство стимулирует рост как в отраслях-исполнителях заказа, так и в сопряженных производствах. Размещением своих заказов государство влияет не только на объемы, но и на структуру производства.

Рычагами воздействия на материальное производство могут рассматриваться регулирование процентной ставки за кредитные ресурсы, изменение резервной нормы для коммерческих банков, государственная политика доходов, формирование покупательского спроса населения.

Рост резервной нормы увеличивает количество ресурсов, которые должны будут держать коммерческие банки в Центральном банке России, при ее понижении коммерческие банки смогут выдавать кредиты в больших размерах. Регулирование процентных ставок за кредиты автоматически отражается на процентных ставках коммерческих банков. Чем выше уровень процентных ставок, тем менее привлекательными оказываются кредиты, и наоборот. Ставки за кредиты в размере более 100% годовых становятся непреодолимой преградой для заемщиков средств на осуществление долговременных проектов.

Снижение процентных ставок Центробанком способствовало бы оживлению капитального строительства, создало бы базу экономического роста в целом по стране.

Становление рыночной экономики в Российской Федерации сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржы; возрастает количество коммерческих банков в различных регионах России.

Непосредственное влияние на материальное производство государство оказывает путем бюджетного финансирования инвестиций. Теории рыночной экономики оперируют понятием мультипликатора экономического роста, который свидетельствует о величине изменений производства в зависимости от изменений объема инвестиций в экономику. Возможные изменения объемов производства (индексы) рассчитываются по формуле:

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем поддержки инвестиционных проектов посредством направления финансовых ресурсов на выполнение целевых программ и на другие государственные нужды. Средства на эти цели предусматриваются в государственном бюджете и в некоторых внебюджетных фондах.

Одной из форм воздействия государства на инвестиционные процессы является участие в осуществлении коммерческих проектов.

Оно допускается в размере 20% необходимых средств для реализации проектов в том случае, если срок окупаемости затрат по ним не более двух лет. Государственные инвестиции предоставляются в порядке конкурсного отбора прошедших экономическую экспертизу предложений. В особых случаях доля государства в финансировании коммерческих проектов может быть по решению органов государственной власти, повышена. Так, например, Московскому АО "Завод им. Лихачева" было разрешено участвовать в конкурсе на получение государственных капитальных вложений для реализации коммерческих проектов, при условии, что само АО вкладывает не менее 60% собственных и заемных средств.

Рассматривая вопрос государственного регулирования материального производства, считаем необходимым отметить приоритетные направления и цели государственной поддержки инновационной деятельности, которые определены в рамках "Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года", утвержденной Правительством 08.12.2011 № 2227-р.

Одними из ключевых показателей, обозначенных в стратегии инновационного развития РФ, которых планируется достичь к 2020 году, являются. «Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года» от 08. 12.2011 № 2227-р.

· увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50 %;

· увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 %;

· увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 20-35 %.

Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года во многом должна нивелировать недостатки своей предшественницы - Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года, которая в большей степени была ориентирована на поддержку предложений в сфере исследований и разработок. Однако недостаточный приоритет задач по поддержке инновационной активности предприятий, по активизации инновационных процессов в регионах не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны. В результате одной из главных проблем развития инновационных процессов является низкий спрос на инновационные разработки в экономике РФ, а также его избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года» от 08. 12.2011 № 2227-р.

Как уже упоминалось выше, налоговые рычаги регулирования являются одними из наиболее часто используемых. Налоговая политика в руках государства может быть мощным рычагом воздействия на материальное производство. Льготное налогообложение, снижение налоговых ставок непосредственным товаропроизводителям, налоговые кредиты и тому подобные меры могли бы способствовать развитию материальной сферы.

В России активно используются налоговые льготы и инициативы государства по созданию и развитию территориальных производственных систем, например особых экономических зон (ОЭЗ). Такой механизм стимулирования инновационных процессов широко применяется в Японии, Китае, Сингапуре, Индии. В мировой практике насчитывается около 25 разновидностей ОЭЗ. Применительно к производственной и научно-исследовательской деятельности особый интерес представляют промышленно-производственные (промышленные парки) и технико-внедренческие (технопарки, технополисы) зоны, действующие на основании Федерального закона "Об особых экономических зонах" от 22.07.05 № 116-ФЗ. Буров, М. Особые экономические зоны: территория инновационного развития / М. Буров, Ю. Наумова // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 5. С 5-7

В России резидентам ОЭЗ предоставляются различные налоговые льготы: снижена ставка налога на прибыль, они освобождены от уплаты налога на имущество, землю, транспорт (на первые 5 лет), для них снижены тарифы страховых взносов, а также предоставляется возможность ускоренной амортизации основных средств. Кроме того, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут учитывать расходы на НИОКР в том отчетном периоде, в котором эти расходы были произведены. Буров, М. Особые экономические зоны: территория инновационного развития / М. Буров, Ю. Наумова // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 5. С 5-7

Помимо налоговых льгот предоставляются инфраструктурные преференции, которые заключаются в том, что за счет федерального и регионального бюджетов ОЭЗ оснащаются инженерной, транспортной, социальной и инновационной инфраструктурой, которой в результате могут воспользоваться все резиденты ОЭЗ.

Однако следует отметить, что по развитию ОЭЗ (промышленных парков, технопарков и т.п.) Россия уступает развитым и развивающимся странам. Например, если сравнивать промышленные парки России и Китая, то в последнем они значительно больше по размеру, специализируются на множестве видов деятельности, а их резидентам предоставляются значительно более выгодные условия в части налогооблажения, кредитования, ставок арендной платы за землю и помещения.

Также в России ведется работа по поддержке малых инновационных компаний. В качестве основного инструмента здесь можно отметить создание инновационных бизнес-инкубаторов, которые представляют собой наукоемкие организации, тесно взаимодействующие с вузами и технопарками. Их целью является обслуживание вновь созданных фирм, ориентированных на разработку и внедрение инноваций Гаврилова, Н. Бизнес-инкубаторы в развитии инновационной инфраструктуры России / Н. Гаврилова // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 5. С 2-4

Предприятиям, разместившимся на территории бизнес-инкубатора, предоставляются различные налоговые льготы, а также сниженная ставка арендной платы. В настоящее время в мире организовано около 7000 бизнес-инкубаторов, в том числе 250-300 расположены в России. Из них 87 относят к инновационным. Бизнес-инкубаторы.: http: //startupafisha.ru/afisha-club/incubator (дата обращения 01. 01.2015)

Говоря об эффективности функционирования инновационных бизнес-инкубаторов, можно заключить, что в России она существенно ниже, чем в развитых странах. Об этом свидетельствует то, что по основному критерию эффективности - уровню выживаемости инновационных компаний на рынке - после прохождения инкубации Россия значительно уступает развитым странам (в России этот показатель находится на уровне 40 %, в некоторых странах ЕС его значения составляют порядка 85 %, в США - 65 %). Гаврилова, Н. Бизнес-инкубаторы в развитии инновационной инфраструктуры России / Н. Гаврилова // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 5. С 2-4

Помимо налоговых льгот и создания территориальных производственных систем в России сформирована система фондов финансирования НИОКР, к основным элементам которой можно отнести: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития (РФТР) и систему отраслевых фондов финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, посевные и стартовые фонды финансовой поддержки инновационных компаний на ранних стадиях развития, венчурный инновационный фонд (Фонд фондов), центры трансфера технологий. Астапов, К.Л. Законодательные основы государственного регулирования инновационной деятельности / К.Л. Астапов // Законодательство и экономика. - 2012. - № 1. - С. 18-28.

Однако существующую налоговую систему пока нельзя назвать оптимальной. При ней, государство забирает в бюджет деньги, которые еще не попали в процесс производства, не создали не продукции, не доходов. Для наглядности можно привести реальный пример из бизнеса: иностранный инвестор перечисляет предприятию валюту для производства, например, стали. Еще не закуплено сырье, не произведены и не реализованы стальные рулоны листа, а уже следует уплатить НДС. В результате завод закупит меньше сырья, объем производства будет ниже. Помимо инвестиционным процессам, существующая налоговая система препятствует также лизинговой деятельности, взимая налоги с еще не произведенной продукции. Дифференциация налоговых ставок (прежде всего на прибыль, НДС, за пользование природными ресурсами) может использоваться государством для регулирования структуры производства.

Главным элементом и фактором материального производства в любом обществе является труд (рабочая сила), поэтому рынок труда - важная сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы.

Государственный сектор со сформировавшимися в нем принципами занятости, подходами к оплате труда по сей день сохраняет свои позиции, тогда как рынок труда еще не получил своего должного развития в российской экономике. Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования рынок труда представляет собой рынок особого рода. Регуляторами здесь являются не только макро - и микроэкономические факторы, но и социальные, демографические процессы, а также процессы миграции, научно-технический прогресс.

Демографическая ситуация в России характеризуется старением населения. Экономические последствия процесса старения общества, изменяющие соотношение иждивенцев и трудоспособного населения усложняют формирование и использование рабочей силы, а также увеличивают реальную сумму расходов, необходимую для содержания нетрудоспособных. Увеличились масштабы миграции и направленность ее потоков, возникли новые формы, такие как вынужденная миграция.

Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы миграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере.

Если считать, что граждане голосуют "ногами", выбирая себе место жительства, то положительный миграционный прирост России со странами СНГ и Балтии говорит о лучшем социально-экономическом положении России по сравнению со своими соседями из ближнего зарубежья. К сожалению миграционная картина России резко "тускнеет", если учитывать прибывающих и убывающих в дальнее зарубежье. Все большее число россиян стремятся покинуть Россию. Учитывая же, что миграционный прирост со странами СНГ и Балтии имеет тенденцию к снижению, можно прогнозировать скорое выравнивание числа прибывших и выбывших из России.

Государственное регулирование занятости ощутимо проявляется в разработке специального законодательства, программ по стимулированию занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, по переподготовке и подготовке рабочей силы, содействие найму рабочей силы.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика и др., которые одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана государственная служба занятости.

Российская реальность постепенно заставляет людей свыкаться с фактом нестабильности рынка труда. Необходимость зарабатывать "на жизнь" заставляет людей отказываться от пассивного ожидания и надежд, связанных с возрождением родного предприятия, и активно искать новую работу.

Предприятия и организации должны содействовать проведению государственной политики занятости, создавать условия для профессиональной подготовки работающих, способствовать их трудоустройству.

В самом общем виде, механизм корректирования негативных последствий нестабильности рынка труда основан на соблюдении следующих принципов:

1. Отношения между работником и работодателем должны строиться на договорных началах.

2. Государство должно обеспечивать определенный объем социальных гарантий.

3. Государство должно частично брать на себя задачу трудоустройства как путем создания новых рабочих мест, так и обеспечением эффективной работы биржи труда.

4. Государство должно поддерживать мобильность работников (свободный рынок жилья, кредиты и т.д.).

5. Должна быть организована многоуровневая система профессионального переобучения.

6. Должны быть мобилизованы частные инициативы населения в области "индивидуальной трудовой деятельности" Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / В.В. Сидоренко, П.В. Михайлушкин - Краснодар: Издательство «Мир Кубани», 2011. - 654с

За годы экономических реформ в России произошли некоторые изменения в соотношении между производственной и непроизводственной сферой. Так, доля занятых в отраслях материального производства сократилась с 70,6% до 68,7%, а в отраслях нематериального производства возросла с 29,4% до 31,3%. Снижается доля занятого населения в промышленности, строительстве, а увеличивается в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, кредитовании, финансах и страховании, аппарате органов управления. Изменение структуры занятости по отраслям хозяйственного комплекса и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике. Буров, М. Экономические реформы в России / М. Буров, Ю. Наумова // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 3.С. 10-13

Таким образом, в России используются различные прямые и косвенные методы государственного регулирования материального производства. Однако их эффективность продолжает оставаться невысокой. Это прежде всего связано с незаинтересованностью бизнеса в инновационных разработках, отрыва научно-исследовательских организаций от потребностей реального сектора экономики.

Делись добром ;)