Государственное регулирование научной и инновационной деятельности Республики Беларусь

реферат

1. Особенности науки и научно-технического потенциала Республики Беларусь

Республика Беларусь на сегодняшний день имеет достаточно сложное и неоднозначное состояние научной и инновационной деятельности.

С одной стороны, в бывшем СССР республика занимала ведущие позиции по многим направлениям науки, была создана достаточно развитая научная база. С этой точки зрения Беларусь в начале девяностых годов располагала достаточно крупным научно-техническим потенциалом, который в существенной степени сохранен и по прошествии пятнадцати лет независимости.

В то же время на сегодняшний день достаточно четко обозначились кризисные явления в научно-технической сфере Республики Беларусь, одним из проявлений которых явилось сокращение за минувшие годы более чем в три раза количества специалистов, занятых наукой и научным обслуживанием.

Так, если в 1990 году численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составляла 107296 человек, в 2000 году - всего лишь 32926 человек, в 2005 г. составила 30222 человек. При этом также необходимо обратить внимание на то, в среднем за 2001-2005 сокращение численности работников, выполнявших научные исследования и разработки, составило всего 1,7% (за период 1996-2000 гг. - 3,3%). Лишь за период с 2006 по 2009 год наблюдается рост данного показателя: 2006 г. - 30544 чел., 2007 г. - 31294 чел., 2008 г. - 31473 чел., 2009 г. - 33516 человек.

Рассматривая распределение белорусских научных специалистов по категориям персонала, особо негативно следует оценить уменьшение за период времени с 1990 года по 2000 год в 3,01 раза числа непосредственно исследователей. Количество указанных специалистов за отмеченный временной отрезок сократилось с 59400 человек до 19707 человек. [1]

Рассмотренные выше явления произошли в результате так называемой “утечки мозгов” за пределы Республики Беларусь и ухода специалистов в другие сферы белорусской экономики.

Негативно, по всей видимости, следует оценить и размещение научно-технического потенциала республики с точки зрения территориального аспекта.

Указанный аспект проявляется в том, что в Беларуси как основная масса научных организаций (61,9% от общего их числа), так и большая часть работников (74,6% от общего количества), занятых проведением научных исследований, сосредоточены в столице. [2,с.145] Такое положение свидетельствует о недостаточной обеспеченности других белорусских территорий квалифицированными научными кадрами и может вести к дисбалансу в общем экономическом развитии различных районов страны.

Значимость отмеченного выше аспекта уже сейчас достаточно велика и с течением времени будет, скорее всего, возрастать все больше, поскольку на сегодняшний день величина научно-технического потенциала той или иной территории и уровень ее экономического развития находятся в высокой степени корреляции.

Рассматривая тенденции изменения за последние годы численности исследователей по различным отраслям наук, необходимо отметить то обстоятельство, что указанные тенденции в основном повторяют собой отмеченную выше общую тенденцию к снижению числа научных работников в целом. Так, например, за период 1993-2003 годов количество исследователей в рамках физико-математических наук сократилось в 2,57 раза, в рамках химических наук - в 1,43 раза, в рамках технических наук - в 1,9 раза.

В качестве основной причины, обусловившей указанные явления, выступила низкая оплата труда ученых в связи с недостаточным финансированием белорусской науки со стороны государства.

Одной из причин кризисных явлений в научно-технической сфере республики явилась, помимо всего прочего, потеря заказов науки со стороны военно-промышленного комплекса.

Рассматривая научно-технический потенциал белорусского государства, нельзя не отметить ряд особенностей указанного потенциала, сформировавшегося в годы существования СССР:

1) структура науки, сформировавшаяся в советское время, не соответствовала в полной мере социально-экономической структуре республики. Значительная часть науки была ориентирована на общесоюзные потребности и в настоящее время не может быть обеспечена республиканскими ресурсами. Особенно указанное положение касается той части науки, в функции которой входило обслуживание военно-промышленного комплекса бывшего СССР. И в то же время некоторые отрасли народного хозяйства Беларуси не имеют соответствующей научной базы;

2) несбалансированное развитие отраслей науки. В советское время существовало превалирование науки военно-промышленного комплекса и традиционных технических наук, при отставании по ряду важнейших направлений естественных, социальных, психологических;

3) в период существования СССР в республике полномочия республиканских органов управления наукой были существенно ограничены, что было связано с высокой степенью направленности научных исследований на военные нужды и обусловленной этим столь же высокой степенью централизации всей научной сферы в Советском Союзе. Только в 1994 году начал формироваться Комитет по науке и технологиям, который взял на себя функции по управлению рассматриваемой сферой. Однако серьезные подвижки в исследуемой области произошли лишь в начале 2002 года, когда функции общего управления наукой и координации научных исследований были переданы Академии наук Республики Беларусь;

4) характерной чертой, присущей практически всем отраслям белорусской экономики и сформировавшейся в период существования Советского государства, является практически полное отсутствие внимания к вопросам рациональной организации труда работников, осуществления управленческого процесса на научной основе. В СССР, и как следствие этого, в Беларуси, не проводились серьезные научные работы по рациональной организации труда;

5) завершение многих работ на промежуточных стадиях инновационного цикла происходит из-за нехватки инвестиций. На проведение проектных испытаний, изготовление промышленного образца затраты составляют свыше 50% от общего объема;

6) разработка отдельных приборов, аппаратов осуществлялась в рамках процесса разделения труда между научно-исследовательскими институтами бывшего СССР, что приводило в таких случаях к невозможности только в рамках Беларуси (без участия других партнеров по разделению труда) создавать принципиально новые технологии;

7) фондовооруженность ученого, специалиста в науке в несколько раз ниже, чем в промышленности (Обеспечение исследования приборами на уровне 10-25%. Коэффициент их использования 0,1 - 0,3.). Это объясняется тем, что в советские годы материально-техническое обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и так было достаточно низким, поскольку осуществлялось по остаточному принципу после ВПК, производства, строительства, а в последнее десятилетие отмеченное положение ухудшилось еще больше в связи с сокращением и без того не больших объемов финансирования. Уже на сегодняшний день материально-техническая база научной сферы республики морально и физически устарела и не позволяет проводить современные научные исследования. Более того, указанная ситуация все более усугубляется с каждым последующим годом.

Следует, однако, отметить, что за период времени с 1991 года по 2000 год имел место некоторый рост фондовооруженности (с 3,18 млн. руб. на человека до 8,96 млн. руб. на человека в ценах 2000 года) и техновооруженности (с 2,03 млн. руб. на человека до 4,19 млн. руб. на человека в ценах 2000 года) белорусских исследователей. В то же время нельзя не учитывать того, что данные явления в существенной степени могут быть объяснены отмеченной выше тенденцией к сокращению числа отечественных ученых;

8) в советское время существовал широкий разброс тематики научных разработок и произвольный отбор центром основных направлений исследований. Ситуация с достаточно широким разбросом тематики научных исследований сохраняется в отдельных сферах науки и в настоящее время. Особенно это характерно для экономической науки, где в рамках указанного разброса имеют место дублирования научных исследований одного и того же типа различными научными учреждениями. В то же время отдельные вопросы, которые вполне могли бы быть успешно разработаны и принести практическую пользу, остаются вне сферы внимания отечественной экономической науки;

9) для Беларуси характерна крайне низкая мобильность и адаптивность научного потенциала (ниже, чем в европейских странах, в 5-7 раз);

10) в республике на сегодняшний день развитие научной инфраструктуры находится на крайне низком уровне;

11) в стране в настоящий момент отсутствуют критерии оценки реальной эффективности деятельности научных организаций и вклада науки, научно-технического прогресса в социально-экономическое развитие государства.

Таким образом, можно говорить о том, что многие особенности, присущие научно-техническому потенциалу Республики Беларусь, следует рассматривать с отрицательной стороны.

Необходимо также обратить внимание на то, что в период существования СССР фундаментальные и прикладные исследования не включались (даже при разработке годовых, а не только пятилетних и долгосрочных планов) в воспроизводственные и структуроформирующие процессы, не учитывались при решении проблем сбалансированного развития экономики (все расчеты ограничивались определением затрат на фундаментальные исследования и прикладные НИОКР).

На основании отмеченного выше можно сделать вывод о том, что наука только формально считалась производительной силой.[3,c.19]

В советские годы практически полностью были перекрыты притоки новейших технологий между ВПК и гражданской промышленностью, что предопределяло отставание в технологическом и структурном преобразовании всех отраслей народного хозяйства, включая и сам военно-промышленный комплекс.

После распада СССР ситуация с точки зрения рассматриваемого аспекта качественно изменилась, однако от этого не стала лучше. С одной стороны, технологии, применяемые в ВПК, формально стали более доступны гражданской промышленности. Тем не менее, массового технологического перевооружения последней не произошло. Это обусловлено прежде всего упадком самого военно-промышленного комплекса в постсоветский период, а также отсутствием финансовых ресурсов и реальной заинтересованности руководства белорусских предприятий во внедрении технологических разработок рассматриваемого рода.

При рассмотрении вопроса о разработанных в советское время технологиях военно-промышленного комплекса необходимо обратить внимание на два аспекта:

1) ВПК Беларуси представлял собой достаточно небольшую, хотя и не самую малозначительную, часть всего советского военно-промышленного комплекса. Основные технологии, разработанные в рамках рассматриваемого комплекса, сосредоточены в Российской Федерации. А потому экономический эффект от практической реализации технологических возможностей ВПК в Беларуси не будет столь значительным, как это, например, может быть в России. Только за счет данного резерва осуществить технологическое перевооружение отраслей народного хозяйства республики представляется вряд ли возможным;

2) степень новизны многих технологий, разработанных в ВПК бывшего СССР, достаточно высока. Так, согласно ряду оценок, некоторые технологии подобного рода будут сохранять свою новизну еще в течение ряда десятилетий. А потому для Республики Беларусь пока еще сохраняется резерв времени для практического внедрения в экономику технологий ВПК.

Следует отметить, что методики определения эффективности научно-технических разработок, принятые в системе планового управления научно-техническим прогрессом в советский период, не шли дальше оценок расчетной эффективности отдельных проектов, видов техники, что исключало выходы на общую эффективность производства и воспроизводства. Научно-техническая политика в плановом управлении носила ориентировочный характер. Планы по научно-техническому прогрессу практически не выполнялись, хотя затраты в расчете на будущие эффекты постоянно росли.

Все это предопределило деформацию науки и научно-технического потенциала всего бывшего СССР в целом и Беларуси в частности, невосприимчивость производства к достижениям науки, несоизмеримо малый по сравнению с затратами вклад научно-технической сферы в экономический потенциал республики.

Таким образом, плановая система не реализовала свои потенциальные возможности в эффективном управлении научно-техническим прогрессом, и это обусловливает необходимость поиска новых форм организации и стимулирования НИОКР в ходе осуществляемых в стране экономических реформ.

2.

Делись добром ;)