Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

дипломная работа

1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности

Сектор малых и средних предприятий является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран являются малые и средние предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью сектора малых и средних предприятий, которые объединяют жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Социальная значимость определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая приспособляемость малых и средних предприятий и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата [47, С. 62-66].

По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования, в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8%, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые. Сопоставление данных о выживаемости малых предприятий с относительной стабильностью их общей численности и объемами производства, указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри сектора малых и средних предприятий, способствующих оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. (Приложение 1).

Приведенные данные указывают на фундаментальную роль малых и средних предприятий в социально-экономической и политической жизни каждой страны, т.к. в них действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес предприятий сектора МСП в таких странах как США, Япония, Германия превышает 99% от их общем количества. Из 880 тысяч промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 чел. не превышает 12 тысяч.

Рассмотрим государственное обеспечение развития и поддержки малых и средних предприятий во Франции.

Государственная политика направлена на создание и рост новых малых и средних предприятий, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых и средних предприятий с целью обеспечение их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Эта политика отражена в пятилетних планах и программах, согласованных правительством с регионами и финансируется ими в равных долях, с привлечением средств из фондов ЕС и частного капитала.

Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства отражены в Таблице 1.

Таблица 1 Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства во Франции

Программы

Количество

Содержание программ

Государственные и региональные программы

Гос. гарантиии €3,7 млрд.

Гос. кредиты €7,3 млрд./

Частный капитал € 70 млрд.

44

12 прорамм ЕС

-11 финансовой поддержки

6 резмещений контрактов

7 специальных и инновационных программ

8 обучение и консультирование

Региональные отделения ДМСП

26

Во всех регионах страны

Уполномоченные кредитно - финансовые организации

480

228 местных отделений

197 кредитно - финансовых организаций

Центры развития предпринимательства

Около 600

оказание услуг в «одно окно»

обучение и консультирование

техническая помощь и информация

Консультационные центры

Объединяют 1400 консультантов по всем видам деятельности

Бизнес - инкубаторы, технопарки и инновационные центры

216

Расположены во всех регионах, крупных городах, промышленных и научных центрах

Социально - ориентированные центры предпринимательства

41

26 ценров женского бизнеса

15 центров (инвалиды, ветераны и др.)

Информационные центры

34

Оказывают комплекс информационных и коммуникационных услуг

Экспортные агентства

26

Во всех регионах, с отделениями в крупных городах и промышленных цетрах

Структуры общественной поддержки и защиты интересов малого и среднего предпринимательства

Более 800

более 200 промышленных ассоциаций

375 ассоциаций потребителей

46 торговых конфедераций

180ТПП и др.

Программы реализуется государственными и уполномоченными партнерскими организациями. Министерство финансов, экономики и промышленности (МФЭП) решает комплексно вопросы реализации национальной экономической и технической политики. Для этого учрежден "Банк развития малых и средних предприятий" (БРМСП) и в МФЭП создан "Департамент по делам малых и средних предприятий, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связи с потребителями" (ДМСП) (Приложение 2).

Государственная стратегия развития малых и средних предприятий направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:

1) совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов;

2) стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей;

3) улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития;

4) регулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до €9 млрд.

5) всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.

Рассмотрим государственную поддержку предпринимательства в Германии.

Государственная политика осуществляется в рамках структурных реформ "Повестка дня 2010", направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление сектора малых и средних предприятий, повышение его конкурентоспособности и обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетными направлениями поддержки будут инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование. Финансовая поддержка будет в равных долях выделяться на федеральном и земельном уровнях, преимущественно в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия малым и средним предприятиям. На эти же цели направляются значительные средства ЕС и будут привлечены частные инвестиции [30, С 81-88]

Базовые государственные программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства представлены в Таблице 2.

Таблица 2 Базовые государственные программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Германии

Программы

Количество

Содержание программ

Государственные программы и множество других земельных и отраслевых программ

- объемы кредитов € 49 млрд.

- снижение налогов на € 15 млрд.

41

-технические (обучение и консультация

- финансовой инвестиционной поддержки)

- инновации и новые технологии

- поддержка стартующих предприятий

- развитие экспорта

- самозанятость, женское и молодежное предпринимательство

Региональные отделения ДГ VIII и партнерские организации

Во всех землях страны и крупных городах

Уполномоченные кредитно - финансовые организации

- банк содействия МСП

- общество инвестиций и развития

- отделения по всей территории страны

Центры содействия передаче новых технологий

374

-350 инновационных центров

- 24 центра электронной коммерции

Консультационные центры

40 пунктов финансового консультирования

Бизнес- инкубаторы и технопарки

182

Расположены во всех землях, крупных городах, промышленных и научных центрах

Социально ориентированные центры предпринимательства

90

- женского бизнеса

- для инвалидов, иммигрантов идр.

Информационные сети (на федеральном, земельном и муниципальном уровнях)

Взаимодействуют с общеевропейскими и глобальными сетями. Имеют свою специфику: техника, финансы, заказы и др.

Центры поддержки экспорта

- расположены в крупных городах

- взаимодействуют со 115 агентствами

Структуры общественной поддержки и защиты интересов малого и среднего бизнеса

382

- 200 промышленных ассоциаций

- 55 ремесленных палат

- 46 торговых конфедераций

- 81 тогово - промышленных палат

Координация деятельности всех государственных и партнерских организаций по реализация этой политики возложена на "Федеральное министерство экономики и труда". Всеми оперативными вопросами в министерства в отношении МСП, ремесленничества, сферы услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки МСП занимается "Генеральный Директорат - VIII" (ГД-VIII).(Приложение3).

Государственная стратегия развития малых и средних предприятий в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей:

1) обеспечение условий для развития и роста численности "среднего класса";

2) повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности;

3) создание учебной базы при высших и средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодежи к активной предпринимательской деятельности;

4) усиление финансовой помощи и технического содействия стартующим предприятиям для обеспечения их устойчивого развития и дальнейшего роста;

5) снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям;

6) стимулирование делового и инновационного потенциала сектора МСП в сфере НИОКР, путем преимущественного применения мер косвенной поддержки.

Рассмотрим государственную поддержку малых и средних предприятий в Японии.

Японский опыт отличается высоким уровнем влияния государства на основные процессы реформирования экономики страны. После окончания II Мировой Войны, Япония оказалась с разрушенной экономикой и без традиционных источников сырья. При содействии США и главным образом при мобилизации всех национальных ресурсов, Япония в относительно короткие сроки восстановила и модернизировала свою промышленность, обеспечив возможность дальнейшего интенсивного развития экономики страны. В настоящее время Япония находится в числе лидеров мировой экономики. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политики, ориентированной на всемерную поддержку и развитие малых и средних предприятий (Приложение 4).

Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержка и развития малого предпринимательства в Японии представлены в Таблице 3.

Таблица 3 Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержка и развития малого предпринимательства в Японии

Программы

Количество

Содержание программы

Направления финансовой поддержки

Всего: $ 2.56 трлн, в том числе:

Гос. кредиты $ 39,9 млрд.

Гос. средства - 10,5 %

Частный капитал - 99,5 %

23

- стабилизационная помощь

- инновационные мероприятия

- техническая помощь

- развитие субконтрактации

- модернизация и технологическое развитие

- другие направления

Агентство малого и среднего бизнеса

1

- 56 отделений в 9 регионах и 47 префектурах

- представительства в городах и поселках

- 1 институт технологических исследований

- 313 центров развития предпринимательства

Японская корпорация малого и среднего бизнеса

1

- 9 институтов менеджмента и технологий

- 52 компании гарантирования кредитов

- 9 региональных и 24 отраслевых отделения

- национальная сеть структур поддержки

Уполномоченные кредитно - финансовые организации

5

-313 кредитных отделени

-52 компании гарантирования кредитов

- 42 венчурных фондов

-3 инвестиционных компании

Центры развития предпринимательства

313

- оказание услуг в «одно окно»

- обучение и консультирование

- техническая помощь и информация

Информационные центры

13

Оказывают комплекс информационных и коммуникационных услуг

Информационные сети

5

- 4 сети (техника, законы, помощь, партнеры

- глобальная сеть информации)

Система общественной поддержки и лоббирования интересов малого и среднего предпринимательства

-526 местных торгово- промышленных пала

- 2801 предпринимательских объединений

- 5 национальных союзов предпринимателей

региональные и местные ассоциации

Государственная стратегия развития малых и средних предприятий в Японии, начиная с 2000 г. постоянно корректировалась в целях замедления продолжающегося спада в экономике, сокращения количества предприятий (до 2% в год) и деловой активности сектора малых и средних предприятий. В середине 2002 г. Министерство экономики, торговли и промышленности приняло новую стратегию экономического восстановления и развития страны, а так же следующие меры в отношении малых и средних предприятий:

1) введение системы гибкого управления экономикой;

2) усиление поддержки инновационной деятельности;

3) усиление устойчивости и развитие систем экономической безопасности малых и средних предприятий;

4) улучшение условий труда и социального обеспечения в секторе малых и средних предприятий;

5) списание задолженности по незавершенным займам;

6) увеличение мобильности трудовых ресурсов в сфере услуг;

7) облегчение доступа к финансовым ресурсам и к акционерному капиталу;

8) повышение взаимодействия структур поддержки и развития малых и средних предприятий.

Проанализировав зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности можно сделать вывод, что каждое государство стремиться поддержать сектор малого и среднего бизнеса. Это обусловлено большой социально - экономической значимостью сектора, его ролью в основной массе производства продукции и развитии экономики.

Государственная политика Франции направлена на создание и рост новых малых и средних предприятий, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых и средних предприятий с целью обеспечение их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках.

Приоритетными направлениями государственной политики Германии являются инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование.

В Японии государственная стратегия развития малых и средних предприятий направлена на: введение системы гибкого управления экономикой, усиление поддержки инновационной деятельности, улучшение условий труда и социального обеспечения.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности большинства стран является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Делись добром ;)