Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь

курсовая работа

2.1 Динамика и структура занятости и безработицы в Республике Беларусь

В соответствии с законом Республике Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З, занятость - это деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности). Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору; являющиеся членами (участниками) юридических лиц; зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность; выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям; обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования; занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок. [9, c. 2]

Рынок труда в Республике Беларусь за январь - сентябрь 2014 г.В январе - сентябре 2014 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 178,7 тыс. человек (88,5 процента от уровня 2013 года), из которых 108,6тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (90,1 процента от уровня 2013 года). С учетом 34,3 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2014 г., всего нуждалось в трудоустройстве 213 тыс. человек, из них 129,6 тыс. безработных.[11, c. 125]

В целом уровень занятости в Республике Беларусь достаточно высок и составляет около 78% трудовых ресурсов страны. Однако стоит учитывать, что под влиянием мирового финансового кризиса и снижения спроса на продукцию белорусских предпринимателей многие наниматели были вынуждены использовать как инструмент поддержания занятости населения гибкие формы занятости: сокращение свободных рабочих мест и вакантных должностей, сокращение продолжительности рабочей недели, практику предоставления работникам административных отпусков с частичным сохранением (без сохранения) заработной. Это позволило нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы, кадровый потенциал, а также предотвратить массовую безработицу в стране. [12, c.11]

Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2014 г. составил 0,5 процента к численности экономически активного населения (в 2013 году - 0,5 процента).( Рисунок А.1 - Уровень безработицы) [11, c. 125]

По данным Министерства труда и социальной защиты, численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец мая 2014 года составила 21,2 тыс. человек, что на 6% меньше, чем на конец июня 2013 года, и на 3% - чем на конец мая 2014 года. В экономике Беларуси в январе-июне текущего года было занято 4 млн. 491,2 тыс. человек, что на 1,5% меньше, чем в январе-июне 2013 года. [10] Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился. На 01.10.2014 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 53,5 тыс. вакансий, что составило 79,6 процента к уровню 2013 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 76,1 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (80,4 процента в 2013 году). (Приложение А, рис. А. 3). [11, c. 125]

Расширение масштабов вынужденной неполной занятости на производстве в условиях кризиса являлось альтернативой увольнению работников, что в определенной мере сдерживало процессы высвобождения рабочей силы и поступления ее на рынок труда. Такая политика позволила сохранить кадровый потенциал и удерживать уровень безработицы в течение 2009-2010 гг. в пределах 0,9% экономически активного населения и к концу октября 2010 года снизить ее до 0,7%. Численность регистрируемых безработных неуклонно сокращалась - с 67,9 тыс. в 2005 г. до 37,3 тыс. чел. на конец декабря 2008 г., однако к началу 2010 г. она незначительно возросла - до 43,5 тыс. чел. [13, c.6] В структуре безработицы тенденция отражает мировую - преобладает женская безработица (в общей численности безработных на конец октября 2010 женщины составили 53%). Различия в показателях безработицы для мужчин и женщин значительно сократились за период 2005-2010 лет, однако проблема женской безработицы по-прежнему остается важной. (Приложение А, таблица А.4) В отношении возрастной структуры безработицы следует отметить, что в январе-октябре 2010 г. среди безработных лица в возрасте до 30 лет составляли 42,4%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 4,9% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования - 3,5%. Нужно также отметить, что по-прежнему не решена существующая проблема длительной безработицы. По данным на 01 октября 2010г. доля длительно неработающих граждан составила 16,2 % безработных. Данная цифра остается практически неизменной в течение последних пяти лет: по данным министерства труда и социальной защиты, продолжительной безработицей (сроком более года) были охвачены 16,4% в 2000 г., 11,9% - в 2001 г., 16,9% - в 2005 г. и 17,3% в 2006 г. [14, c. 69]

Однако следует отметить, что в Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного по ряду причин. Во-первых, сложность процедуры регистрации. Во-вторых, низкое пособие по безработице (в октябре 2010 г. - 48,7 тыс. рублей, или 18% от бюджета прожиточного минимума (порога выживания), установленного правительством Беларуси). Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособия, причем их удельный вес практически не изменился даже ввиду сокращения общей численности безработных. [15, c.94]).

Беларусь пока не перешла на методологию Международной организация труда (МОТ) по расчету общей безработицы, однако, по оценкам специалистов, численность незарегистрированных безработных более чем в 3 раза превышает официальный показатель. В конце 2009 года сотрудники Научно-исследовательского экономического института Минэкономики провели расчет уровня безработицы по методологии МОТ - согласно ей уровень безработицы в Беларуси составил 4,8%. [16, c.30]

Кроме того, около 320 тыс. чел. заняты в неформальном секторе экономики или являются нелегальными трудовыми мигрантами, работающими за пределами страны. К сожалению, статистических оценок масштабов данного явления не ведется, однако обследование рабочей силы, проведенное Министерством труда и социальной защиты в 2008г., показало, что примерно 117 тыс. человек (около 2.7% экономически активного населения) работали за границей, в основном в России (98 тыс.). Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел называет цифру в 300 тыс. белорусских граждан, нелегально работающих в России (около 7% экономически активного населения). [15, c.95]

Таким образом, нужно отметить, что сегодня уровень занятости населения в Беларуси остается высоким, сохраняется положительная динамика занятости. Растёт удельный вес занятых в негосударственном секторе экономики. Вместе с тем высокий уровень занятости населения сопровождается накоплением скрытой безработицы на производстве и содержанием излишней численности персонала, расширением масштабов неформальной и неполной занятости.

Делись добром ;)