Государственное регулирование трудовых отношений. Политика занятости

контрольная работа

1. Государственное регулирование трудовых отношений

Трудовые отношения -- это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 15 ТК). Возникают они на основе трудового договора, т. е. соглашения между работником (гражданином) и работодателем (юридическим или физическим лицом).

Регулирование трудовых отношений предполагает создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства, которое заключается:

в социально-правовой защите работников;

в обеспечении благоприятных условий трудовой деятельности людей;

в защите законных прав и интересов работодателей;

в согласовании интересов работников, работодателей и государства в сфере социально-трудовых отношений.

Главным законодательным документом является Конституция РФ, закладывающая основы правового регулирования трудовых отношений, провозгласившая свободу труда, запрещение принудительного труда, право на оплату труда без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера заработной платы, право на отдых, право на защиту от безработицы и др.

Следующим по важности является Трудовой кодекс РФ. Если Конституция -- это фундамент трудового законодательства, то Трудовой кодекс РФ -- его ядро. Именно здесь содержится основная масса норм трудового права и именно к этому нормативно-правовому акту обращаются чаще всего, решая самые разнообразные вопросы, относящиеся к сфере трудовой сфере. Кроме того, все другие федеральные законы, а тем более подзаконные акты -- содержащие нормы права, не могут противоречить Трудовому кодексу.

Трудовой кодекс определяет цели и задачи трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, правила действия норм трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц, содержит разделы и главы, посвященные основным институтам и субинститутам трудового права (трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, дисциплина труда, охрана труда и т. д.).

Трудовой кодекс не является единственным специальным источником трудового права. Его нормы содержатся в отдельных законодательных актах -- Законах РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах.

Субъекты Российской Федерации могут значительно улучшить положение наемных работников, в отличие от федерального законодательства, принимая местные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения. В этих актах можно повысить гарантии трудовых прав, установить дополнительные льготы с учетом региональной специфики.

Кроме законодательных актов, исходящих от государственных органов важнейшими источниками, призванными нести основную регулирующую нагрузку, в соответствии с трудовым законодательством, являются соглашения и коллективные договоры, заключаемые между работодателями и профсоюзами либо иными представителями работников, а также трудовые договоры, заключаемые непосредственно работодателями и работниками. При этом они не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться (ст.9 ТК РФ).

Каждая организация может установить дополнительные льготы и социальные гарантии сверх установленных Трудовым кодексом РФ, например в рамках коллективного договора.

Устанавливая трудовые отношения в коллективе, работодатель должен помнить и исполнять ст.7 Конституции РФ, которая провозглашает, что Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждая организация обязана создавать для наемных работников условия, обеспечивающие эффективный труд и отдых. Во многих организациях, к сожалению, трудовые отношения, кадровая политика не соответствуют времени. Для изменения подобной ситуации целесообразно исходить, прежде всего, из следующих принципов:

- равенства прав работодателя и работника с учетом того, что работодатель наделяется ограниченной государством властью в трудовых отношениях. Это положение может также рассматриваться как равновесие прав, обязанностей, ответственности работника и работодателя;

- справедливости трудовых отношений, которая возможна при обеспечении равенства работодателя и работника, равенства прав всех наемных работников без какой-либо дискриминации;

- необходимости четкого определения, какие права работник передает работодателю в трудовых отношениях и какие он не должен передавать ни при каких обстоятельствах.

Коллективный договор -- это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК).

Коллективный договор является формой социального партнерства, средством согласования интересов работников и работодателей в масштабе организации. Одновременно он является формой реализации профсоюзами (как представителями работников) прав по установлению, улучшению условий и охране труда работников.

Нормативные положения коллективного договора имеют силу правового акта и обязательны для выполнения в организации. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, ее филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений.

Сторонами коллективного договора являются работники и работодатели. Представителями работников в коллективных договорах выступают первичные профсоюзные организации или иные избираемые работниками представители. Представителями работодателя являются руководитель организации или уполномоченные им лица.

Заключается коллективный договор на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре. Допускается продление коллективного договора на срок не более трех лет.

Структура и содержание коллективного договора определяются сторонами. В нем могут предусматриваться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законодательством (ст.41 ТК).

В коллективных договорах могут предусматриваться:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий и компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охрана труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

другие вопросы, согласованные сторонами, но только не противоречащие законодательству и не ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством.

Соглашение -- это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст.45 ТК).

Соглашения могут включать в себя следующие вопросы: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определяемые сторонами.

Соглашения классифицируются:

по сфере регулируемых социально-трудовых отношений - они могут быть генеральными (на уровне РФ), региональными (на уровне субъекта РФ), отраслевыми (межотраслевыми), территориальными и другими;

по числу участников соглашения могут быть трехсторонними и двухсторонними. В трехсторонних участвуют представители работников, представители работодателей и представители соответствующих органов исполнительной власти или местного самоуправления. В двухсторонних соглашениях участвуют представители работников и работодателей.

Подписанные сторонами соглашения имеют обязательную юридическую силу и являются источниками правового регулирования трудовых отношений.

Представителями работников при заключении соглашений выступают соответствующие профсоюзы и их объединения.

Представители работодателей -- объединения работодателей, которые являются основанными на членстве некоммерческими организациями, объединяющими на добровольной основе работодателей в целях представительства и защиты их прав в сфере социально-трудовых отношений с профсоюзами и органами государственной власти.

Срок действия соглашений определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Действие соглашения может быть продлено сторонами на срок не более трех лет.

Трудовой договор - это основной документ, непосредственно регулирующий порядок оплаты труда конкретного работника (в нем также указываются режим труда и отдыха, права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, характеристики условий труда, компенсации и льготы и др.).

Условия трудового договора не могут ухудшать положения работника по сравнению с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Локальный нормативный акт - это документ, содержащий нормы трудового права, обязательные только для конкретного предприятия (положений об оплате труда и о премировании).

Существует ряд правил, соблюдение которых государство гарантирует всем работникам без исключения. Эти правила обязательны для всех работодателей (ст.130 ТК РФ).

Трудовое законодательство обладает большой дифференцированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников.

Делись добром ;)