Государственное регулирование экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение всего переходного периода государство призвано играть существенную роль в регулировании экономических процессов.
1. Государственное регулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия, на экономическую конъюнктуру, в которой можно выделить несколько основополагающих направлений.
2. Финансовое регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.
3. Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения либеральной или протекционистской внешнеэкономической политики.
4. Государственное регулирование в сфере накопления капитала и инвестиционной деятельности направлено на обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов накопления на проведение политики ускоренной амортизации, привлечение иностранного капитала и создание предпосылок для привлекательности сбережений.
5. Регулирование трудовых отношений направлено на обеспечение условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ее подготовки в соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие социальной напряженности в обществе и содействие заключению генеральных соглашений между работниками и работодателями.
6. Регулировании в социальной сфере сводится к обеспечению в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности.
7. Суть антициклического регулирования заключается в принятии своевременных мер самого различного характера, чтобы не допустить «перегрева» экономики и избежать резкого и глубокого падения общественного производства, а то и тяжелого кризиса, и продолжительной депрессии.
Важнейшей обязанностью государства является оказание решающего влияния на процесс формирования инфраструктуры (среда, в которой осуществляется деловая активность) рынка. В связи с этим его экономическая политика должна предусматривать целый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие элементы рыночной инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; эмиссионную (изготовление денег) систему и эмиссионные банки; организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; систему регулирования занятости и центры содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; транспортные агентства; структуры по изучению рынка; рекламные и информационные агентства; консультационные и аудиторские (проверяющие состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия) компании.
Государственная поддержка предпринимательства может включать как прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогооблажению, участие государства в соучредительстве новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных государственных заказов. Содействие в подготовке кадров, специалистов для работы в условиях рыночной экономики, обеспечение льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, координация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.
Перспектива развития заключается, видимо, в создании механизма, объединяющего рыночные и государственные рычаги управления. Для этого формы последнего надо трансформировать так, чтобы указанное сочетание носило непротиворечивый характер.
Все это свидетельствует о том, что государство выполняет огромную мобилизующую роль в накоплении капитала, в интересах успешного развития социально ориентированного народнохозяйственного комплекса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
государственное регулирование предпринимательство капитал
1. Государственное регулирование экономики. Теория и практика./ Т.В. Грицюк - М.: «РДЛ», 2006 - 288 с.
2. Макроэкономическое регулирование: Роль государства в экономике корпораций. Учебное пособие для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. В.М. Соколинского - М.: «КНОРУС», 2009-243 с.
3. Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой - М.: «ПРОСПЕКТ», 2001-447 с.
4. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Учебник для вузов, 3-е изд. - СПб: Изд. СПб «ГУЭФ»; Изд. «ПИТЕР», 2000 - 544 с., ил.
5. В.Н. Костюк - Макроэкономика, Курс лекций - М.: «ЦЕНТР», 1998 - 365 с.