Государственное регулирование экономики

курсовая работа

1.2 Современные модели государственного регулирования: кейнсианская и неоклассическая

В основе кейнсианского представление об экономической роли государства лежит проблема формирования эффективного спроса, который обеспечит реализацию созданного обществом богатства. Кризисное состояние экономики побудил Дж. Кейнса к решению проблемы реализации богатства с помощью принципиально нового подхода и расширение направлений государственного регулирования, среди которых - бюджетное регулирование с традиционно высоким уровнем перераспределения национального дохода через госбюджет, направленное на обеспечение финансирования государственных инвестиций; осуществления значительных социальных расходов.

Для «запуска» инвестиционного мультипликатора осуществляются:

- большие правительственные заказы на производство военной техники и вооружения, стимулирует развитие военно-промышленного комплекса и поддерживает высокий общий уровень экономической конъюнктуры;

- кредитно-денежное регулирование, использует ставку процента как основной регулятор инвестиционной активности и допускает денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита и с целью «удешевления» денег. Политика «дешевых денег» обеспечивает снижение предоставления преимуществ ликвидности и, как следствие, стимулирует увеличение расходов всеми экономическими субъектами;

- налоговое регулирование, основанное на прогрессивной системе налогообложения с высокими налоговыми ставками для корпораций и лиц со значительными доходами и доходами с целью повышения склонности к потреблению, а следовательно, и инвестиционного мультипликатора;

- регулирования социальной сферы, прежде всего решения проблем занятости путем регулирования рынка труда, оказание помощи по безработице, увеличение социальных программ и тому подобное;

- внешнеэкономическое регулирование, основанное на применении фиксированных валютных курсов и ориентированное на замкнутую экономику [10, С. 12-13].

Послевоенный период показал возможность применения модифицированного варианта кейнсианской теории при решении проблем экономического роста, опиравшегося на расширенную трактовку экономических функций государства. В это же время появляется рассмотренная выше формула экономических функций государства П. Самуэльсона: «стабильность, эффективность, справедливость». В дальнейшем эти функции приобретали разный смысл в зависимости от того, экономисты какой школы или направления экономической мысли объясняли их содержание.

Современная неоклассическая модель государственной экономической политики, возникшая в 70-х годах ХХ в. в условиях кризиса кейнсианской модели государственного вмешательства и критического пересмотра кейнсианских теоретических рекомендаций, основывается на теориях монетаризма и экономики предложения и предусматривает:

- денежно-кредитное (антиинфляционное) регулирования, в основе которого контроль за объемом денежной массы в обращении и недопущения неконтролируемого денежной эмиссии, то есть соблюдения "денежного" правила монетаризма о 3-5-процентный темп ежегодного роста денежной массы;

- либеральная налоговая политика, связанная с уменьшением ставок налогообложения доходов физических и юридических лиц с целью стимулирования частной инициативы и инвестирования, необходимость которых эмпирически доказана кривой А. Лаффера;

- ограниченное бюджетное регулирование, основная цель которого - сбалансирования доходов и расходов бюджета, во избежание бюджетного дефицита;

- дерегулирование экономики за счет ликвидации регламентации цен, заработной платы, рынка рабочей силы, а также либерализации антимонопольного законодательства и приватизации;

- ограниченное социальное регулирование (сокращение финансирования социальных программ и социальной инфраструктуры);

- внешнеэкономическое регулирование, ориентированное на усиление открытости экономик и участие в мировых интеграционных процессах и основанное на гибких валютных курсах [2, С. 112].

Основные модели государственного регулирования в современных экономических системах приобретают модификаций вследствие таких причин: возрождение тезиса исторического направления экономической мысли о национальной системе государственного регулирования, в связи с чем выделяются модели рыночной экономики и государственного регулирования по национальному признаку (американская, немецкая, японская, корейский и др.); синтезирования и взаимопроникновения многих противоположных теорий, в частности по вопросам экономической роли государства (кейнсианской-неоклассический синтез, левое кейнсианство и марксизм, неоклассическая теория экономического благосостояния и социально-институциональное направление и т.п.); учета в современной экономической науке наряду с устоявшимися неоклассическими и кейнсианскими подходами достижений новой институциональной теории.

В общем, государственное регулирование дополняет и корректирует свободный рыночный механизм. Основная проблема экономического развития сегодня и в будущем - нахождение оптимального соотношения рыночного и государственного регулирования. Взаимодействие этих двух сторон экономического механизма и неустойчивый баланс их отношений свидетельствуют об усилении в отдельные периоды или экономической роли государства, или действия стихийно-рыночных сил [17, С. 164].

Делись добром ;)