Государственное регулирование экономики в условиях белорусской модели развития

курсовая работа

2.2 Основные направления формирования социально-ориентированной экономики

Модель социально-ориентированной экономики возникла после Второй мировой войны в Германии и Франции. Она базируется на смешанной экономике с более широким государственным регулированием, включающим в себя перераспределительные функции. Последнее означает сильную систему социального обеспечения широких слоев населения. Доминирует идеология социального партнерства и общественного консенсуса [1, c. 54].

Для определения направлений формирования социально-ориентированной экономики, сравним её с американской (либеральной) моделью. Основной, как бы базовой современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики.

Ее характерными особенностями являются [3, c. 104]:

- малый удельный вес государственной собственности. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики;

- минимальная регулирующая роль государства в экономике;

- всемерное поощрение предпринимательства.

- большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратных разрывов между главой фирмы и служащими;

- приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может. Вмешательство в экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего финансовыми методами. Так, большинство общественных благ в этой системе производится частными фирмами по заказу или при поддержке государства [2, c. 81].

Число естественных монополий крайне мало, государственная собственность (в сфере производства и распределения) составляет несколько процентов от общего объема производственных фондов, функционирует огромное число мелких фирм, процедуры открытия и ликвидации предприятия крайне просты.

Государственная социальная поддержка оказывается только лицам, опустившимся за черту бедности, большинство социальных услуг для экономически благополучного населения реализуется на индивидуальной частной платной основе через системы добровольного страхования.

Целями экономической политики внутри страны являются поддержание справедливой конкуренции и высокого уровня производства, во внешнеэкономических связях практикуется умеренный протекционизм, выражающийся в требовании свободы торговли в тех отраслях, в которых национальные фирмы занимают сильные позиции, и отстаивании права на защиту национальных интересов в тех отраслях, где конкуренты сильнее. Налоговая система чаще всего носит фискальный характер, то есть, ориентирована не столько на функцию регулирования экономических процессов, сколько на функцию сбора средств для нужд правительства. Кроме того, она ориентируется на поддержку малого и инновационного предпринимательства.

Финансирование науки и образования носит смешанный характер, прикладные исследования и элитные учебные заведения финансируются из частных фондов.

В целом государство и бизнес выступают как равноправные партнеры с четко очерченным кругом прав и обязанностей. Данная система на сегодняшний день наиболее полно реализована в США.

Характерные признаки социально - ориентированной модели [10, c. 197]:

- обеспечение полной занятости населения;

- социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство);

- частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;

- создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);

- политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк);

- свобода внешней торговли, свободный валютный обмен.

Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии.

В мировом хозяйстве представлены также страновые модели, которые можно считать переходными формами. Так, экономическая система Франции занимает промежуточное положение между либеральным и социально-ориентированным типами. Однако наибольший интерес для нашей страны представляют модели социально ориентированной экономики. Они содержат черты и основные принципы, которые могут быть типичными, общими для всех социальных рыночных хозяйств, в том числе для модели экономики, к которой в перспективе стремится Беларусь.

В основу количественных критериев социально-ориентированной экономики могут быть положены следующие: место социальной политики среди приоритетов развития, распределение социальных функций между государством и иными субъектами хозяйствования, доля государственной собственности в экономической системе, объем перераспределяемого ВВП и т.д. Использование подобного рода параметров позволяет выделить четыре модели: либеральную, консервативную, социал-демократическую и рудиментарную.

Либеральный режим (Великобритания) основывается на приоритете рыночного механизма, относительно низком объеме ВВП, перераспределяемом через налоговую и бюджетную систему (не более 40%), осуществлении преимущественно пассивной политики на рынке труда, ориентированной на выплаты пособий по безработице, высоком удельном весе частных и общественных компаний в сфере производства частных услуг. Определенное государственное вмешательство в функционирование экономики несущественно изменяет условия жизни населения, которые обеспечивает рынок [8, c. 202].

Консервативный режим основан на рыночной логике распределения, относительно большой доле перераспределяемого ВВП (около 50%), ориентации на поддержание полной занятости, развитой системе социального диалога и партнерства. Существенное внимание уделяется проблемам оказания социальной помощи и социального обеспечения. Страховые фонды формируются в основном за счет работодателей. Подобный режим развивается в Германии, Франции, Италии, Австрии и Бельгии [8, c. 204].

Социал-демократический режим реализуется посредством перераспределения 50-60% производимого ВВП, активной политики на рынке труда, ориентации социальной политики на конкретного человека. Для экономики характерны высокий уровень дотаций и субсидий. Чрезмерные трансферты обеспечиваются высокими ставками налогообложения, что существенно снижает стимулы для предпринимательства и трудовой деятельности. В последнее время этот режим подвергается существенным модификациям. В качестве примеров можно определить Швецию, Данию, Норвегию и Финляндию [7, c. 109].

Рудиментарный режим характерен для наименее развитых стран региона, в которых высок уровень безработицы, объемы перераспределяемого ВВП могут существенно колебаться от 40% (в Испании) до 60% (в Греции). Социальная политика рассчитана на наиболее бедные категории граждан [7, c. 110].

Таким образом, социально-ориентированная рыночная экономика в ее зрелой стадии - это высокоэффективная экономика с развитыми предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным, престарелым, инвалидам ; базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии неприкосновенности собственности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Делись добром ;)