Государственное управление сферой труда и занятости

курсовая работа

1.1 Роль государственного управления в сфере труда и занятости населения

Одной из фундаментальных проблем государственного управления является проблема регулирования в сфере труда. В 1990-е годы интерес к изучению проблем в области занятости, во-первых, значительно возрос как среди теоретиков, так и практиков, во-вторых, стал основываться на новых концептуальных подходах и учете опыта стран с развитой рыночной экономикой.

Государство с момента возникновения этого политического института выполняло, выполняет и, несомненно, будет выполнять до тех пор, пока сохранится сам этот институт, определенные хозяйственные функции. Важнейшая из них - разработка и задание определенных «рамочных правил игры» и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда (рынок рабочей силы). Новиков, М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций. Тагaнрог, 2010. - С. 156.

Роль государственного управления в сфере труда и занятости населения достаточно велика: сокращение безработицы, ликвидация ее последствий, трудоустройство, выплаты, повышение квалификации сотрудников и многое другое. Важно, чтобы под всеми принятыми решениями находилась весомая правовая база, которая, как известно, неотделима от государственного управления. Такой правовой базой или основой для государственного управления в сфере занятости и труда являются федеральные законы, которые соответствуют этой тематике. Важнейшим законодательством для этой отрасли управления является принятое законодательство о труде, который неразрывно связан с занятостью современного населения. В данном законодательстве регламентируются и устанавливаются положения, которые закрепляют систему трудовых прав и свобод граждан, что немаловажно. В любом секторе управления в первую очередь необходимо обозначить рамки для его реализации. Так же обозначается ряд государственных гарантий для населения, которые обеспечивают ему трудоустройство и финансирование, еще одной целью государственного управления в этой сфере является четкое соблюдение данных гарантий и их дальнейшая защита. Помимо вышеуказанных функций современные государственные ведомства, организованные специально для данной отрасли регулируют отношения между работодателями и их работниками, которые возникают с момента заключения и реализации трудового договора или соглашения. Таким образом, современным законодательством в сфере труда и занятости населения предусматривается прямое участие Правительства Российской Федерации совместно с объединениями профсоюзов и объединениями работодателей в России (они представляют стороны генерального соглашения) в регулировании социальных и трудовых отношений. Я так же хотела бы выделить ряд не менее важных функций государственного управления занятостью населения, а именно: Примыкание (участие) сотрудников организации к управлению организацией, а так же к ее прибыли. Нормирование труда, обеспечение достойных условий работы для граждан. Основные гарантии государства об оплате труда работников. Организация охраны труда и безопасности на производстве. Бычин, В.Б. Организация и нормирование труда. М., 2009. - С.160 .

Немаловажен тот факт, что в условиях деятельности и реализации современной системы управления задействован фактор причастия. То есть работники имеют право (правда не во всех организациях) на причастность и заинтересованность в процессе производства или функционирования компании. Я считаю, что для компании или любой другой организации очень важен человеческий ресурс. Именно благодаря этому «ресурсу» осуществляется управление, функционирует производство, появляется необходимая документация. Благодаря обеспечению фактора причастности производительность труда может стать намного выше, тем более, если интересы компании и сотрудника максимально совпадают.

В современном трудовом законодательстве серьезно закреплено положение о стандартном рабочем дне, о том, что места для работы сотрудника должно быть достойным - но как часто все вышеуказанные положения в современной системе бывают нарушены. Роль государственного управления здесь заключается в том, чтобы действительно реализовать эти принципы, то есть не только внедрить в сферу организаций, но и проследить за тем, чтобы исполнение актов было тщательно соблюдено.

Оплата труда так же подлежит тщательной регуляции сферой управления занятостью населения, так как не везде является нормированной и фиксированной. Финансирование работника должно соответствовать его труду. Кибанова, А.Я. Экономика и социология труда. М., 2009. - С.232.

Еще одной немаловажной функцией государственного управления является охрана труда и, непосредственно, самой деятельности человека. Задача государственного управления сферой труда и занятости населения является полное обеспечение безопасности сотрудника на рабочем месте.

В условиях современного мира, набирает обороты важность трудовых отношений, трудовые отношения являются главным катализатором в области развития труда и занятости. Стоит заметить, что, несмотря на развитие, проблематика не исключается. Так, например, современные трудовые отношения в РФ нуждаются в квалифицированном государственном регулировании, а именно:

1. Обеспечение социального партнерства со стороны государства (основываясь на принципе равноправных сторон) - то есть, государство должно поддерживать и содействовать развитию трудовых отношений, так же, как и сфера труда и занятости должна давать определенную отдачу.

2. Взаимная заинтересованность - в интересах государства быть заинтересованным в деятельности управления сферой труда, так как вышеуказанная деятельность является подструктурой основной системы управления в РФ. От ее полноценного функционирования зависит развитие всего механизма управления в целом. Соответственно, сфера труда и занятости населения так же может и должна быть заинтересована в деятельности Правительства РФ и основной структуры управления, так как от этой отдачи зависит функционирование сферы и ее последующее развитие. Таким образом, получаем взаимозависимый союз, взаимная заинтересованность сторон которого является необходимым аспектом для развития деятельности и структуры каждой из них.

3. Ответственность за выполнение принятых решений - государство несет определенную ответственность перед организованными сферами систем управления, вернее, под сферами, которые подчиняются этому управлению. Любая, даже косвенная ошибка может привести к деморализации и истреблению системы. Так как в наших интересах развить системы современного управления, следует постараться исключить возможности появления ошибки, например, обеспечить качественный мониторинг за процессами. Сектор управления сферой труда и занятости населения является особенно чувствительным к внешним воздействиям, так как напрямую связан с людскими ресурсами, обеспечивающими трудовой потенциал нашей страны.

Таким образом, для реализации социального механизма такого уровня необходимо было установить основные принципы деятельности, за соблюдением которых наблюдает двух- и трехсторонние комиссии, созданные для разрешения трудовых споров. Для выражения интересов трудящихся созданы так же общероссийские представительные органы (плюс ряд других заинтересованных социальных структур), в процессе разрешения вопросов от данных представительных органов выделяется человек, так например:

Совет объединенных работодателей представляет предпринимателей, он координирует действия предпринимателей в условиях социально-трудовых отношений.

Государство, в данной сфере, представлено различными органами исполнительной власти, а так же Федеральным Собранием. Каждая из этих сторон, в процессе разрешения различных вопросов, касающихся сферы труда и занятости населения регулируется рядом принятых комплексных мер. Иными словами, каждая сторона разрабатывает вышеуказанный ряд мер, которые необходимы для реализации принятых на себя обязательств. Данный процесс целиком и полностью контролируется секретариатом Российской трехсторонней комиссии. Васильев, В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М., 2006. - С.675 .

Итак, мы видим, что современное управления в сфере труда и занятости населения реализуется при помощи ряда органов, комиссии, а так же непосредственно, через людской потенциал. Современное правительство заинтересовано в развитии этой сферы, так как является с ней взаимозависимыми. Развитие одной структуры, ведет к последующему развитию другой. В процессе регулирования и формирования трудовых отношений огромное влияние оказывают институциональное воздействие. Данное воздействие обычно имеет ряд направленностей, таких как: социальное развитие; социальное обслуживание; социальная защита работников;

Разработка и последующее введение в обиход различных законов о социальном партнерстве.

В случае не соблюдения одной из сторон правил организации социальных взаимоотношений возникают конфликты, которые впоследствии требуют решения комиссии и подлежат тщательному анализу. В большинстве своем возникают проблемы и конфликты такого плана:

1. Нарушение права свободного выбора профессии

2. Нарушение права получать должное образование

3. Нарушение приемлемых условий труда

4. Несоответствующее фиксирование заработной платы специалистов

5. Отсутствие необходимого социального обеспечения

Для того чтобы решить все проблемы в сфере труда и занятости населения необходимо обратиться к использованию метода демократизации социально-трудовых отношений. Этот метод в современной системе управления в последнее время практикуется довольно часто, поэтому успел себя достаточно зарекомендовать. В него включается: переход от бюрократических структур управления, которые являются многозвенными к структурам демократическим. Плюсы демократической системы управления заключаются в отсутствии в ее структуре промежуточных звеньев, таким образом, процесс принятия решений происходит намного быстрее и эффективнее. Так же к методу демократизации социально-трудовых отношений относится и привлечение работников к управлению организацией, о чем я уже упоминала выше. Таким образом, работники выполняют ряд функций: обслуживающих (официальных) и управленческих, что повышает их заинтересованность в работе, помогает полностью реализовать свои возможности и по-настоящему заинтересоваться делами компании. В течение этого процесса можно наблюдать адекватное повышение демократизации принятие решений компании, открытое обсуждение ее проблем внутри коллектива, заинтересованность рабочих в результатах собственной деятельности. Данная заинтересованность так же мотивируется их непосредственным участием в прибыли организации.

Стоит отметить, что социальное партнерство в период отечественной практики разделило свои функции между: государством (как вышестоящий орган), предприятиями (работодатели), профсоюзами. Такое разделение, опять же, соблюдалось не во все времена и не всегда.

Стоит так же отметить, что рабочий потенциал, как партнер не рассматривался, все важнейшие решения разделялись между тремя ветвями правления в этой сфере.

Что же мы можем говорить о результативности такой системы? Результативность совокупности подобной трехсторонней системы возможна тогда, когда в наличии присутствует четкое разделение ответственности и функций между партнерами.

Обратимся к функциям - Государство: создание законодательных актов, которые бы предусматривали соблюдение за гарантийными оплатами труда, условиями труда, занятостью и социальной защиты; фиксирование данных актов в законе.

Функции предпринимателей (работодателей): создание благоприятных условий для труда; расширение занятости; обеспечение продуктивности деятельности; увеличение доли оплаты труда.

Иными словами, основными обязанностями работодателей было обеспечение комфортного производственного процесса для своих работников.

Функции профсоюзов:

К функциям профсоюзов относится целый комплекс обязательств, связанных с защитой социальных и экономических интересов трудящихся.

Профсоюзы обеспечивали защиту интересов работников от возможного посягательства вышестоящих органов.

Мне кажется, что подобная система могла бы быть идеальной, если бы все ее звенья работали бы слаженно и согласовано, четко исполняя собственные функции, которые требуют особого внимания, так как полностью касаются людей, которые работают на предприятие. Но, добиться идеального функционирования подобной системы достаточно не просто даже в наши дни, так как основная проблема заключается в исполнителях обязанностей, которые в большинстве своем не заинтересованы в интересах собственных работников, но, тем не менее, заинтересованы в прибыли, получаемой от них на все 100 процентов. Таким образом, влияние государства на отношения, касающиеся области оплаты труда и ее разделением между категориями работников очень и очень велико. Обычно подобное влияние осуществляется при помощи не простых механизмов: трансфертов, тарифной системы и остальных рычагов воздействия. Кибанов, А.Я. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. М., 2012. - С. 64.

Для того чтобы не возникало прямых проблем с управлением финансирования рабочих и служащих Федеральное Собрание установило минимальный размер оплаты труда. Данный ход будет являться своего рода защитой работников, обладающих низкой квалификацией и обеспечение им основного прожиточного минимума. Опять же, несмотря на деятельность управленческих служб, возникает вопрос: как прожить гражданам РФ, если минимальный уровень их заработной платы постепенно падает ниже стоимости основной потребительской корзины? В итоге выходит, что этот самый прожиточный минимум не может соответствовать даже основным потребностям граждан с низкой квалификацией - современный минимальный уровень заработной платы считается так же ниже уровня бедности, который определяет физиологический минимум уровня потребления.

Несмотря на то, что данный вопрос скорее относится к проблемам экономики, я считаю, что экономическая сфера управления так же тесно связана с основами труда и занятости населения, так как прямо относится к состоянию жизни человека, к его материальному доходу, к его занятости и возможности реализоваться в трудовой сфере. Подобных проблем в современном социуме огромное множество, но не для каждой из них находится верное решение, не помогают ни министерства, ни различные социальные службы, ни само Государство, зато с завидной регулярностью издаются законы, которые действительно желательно было бы исполнять. Для обеспечения государственного контроля над современным законодательством, главным образом за актами о труде и занятости была создана Федеральная Инспекция при Министерстве Труда и социального развития Труда. Данная инспекция образуется совместно с другими государственными и отраслевыми инспекциями труда для субъектов РФ. Это инспекция действует повсеместно для городов, районов - образуя тем самым единую систему контроля (и надзора) за исполнением актов, принятых в трудовом законодательстве, касающихся всех форм собственности и предприятий. Федеральная инспекция и подразделения трудовой инспекции осуществляют контроль законодательства в областях:Веселовский, С. Глобализация рынков труда. Динамика. Проблемы. Перспективы. М., 2010. - С. 246. Социального страхования; Охраны труда; Занятости населения; Возмещения вреда (ущерба), который был причинен непосредственно здоровью работника; Коллективных соглашений и договоров.

Данный список можно так же расширить рядом промежуточных пунктов, за которые отвечают в основном районные ведомства. Надзор современной федеральной инспекции над исполнением прав и свобод трудящихся имеет довольно значимый вес, часть проблем постепенно решается или подводится к решению. На все подразделения Федеральной инспекции Труда и Занятости возложена ответственность за защиту работников от несанкционированных и незаконных действий обналичивающих себя со стороны различных должностных лиц и работодателей. В их обязанность так же входит приостановления функционирования подразделений при нарушениях работы и рабочих условий, любые виновные караются обозначенным штрафом. Опять же все органы, такие как Федеральная служба занятости России, центры занятости субъектов РФ, комитеты, центры занятости, созданные специально для различных районов и городов, имеют большую значимость, они не относятся к структурным подразделениям исполнительных органов современной власти, осуществляемой на местах. Основной задачей подобных органов является осуществление государственной политики занятости населения и смягчение таких проблем, как безработица. Подобные органы особое внимание уделяют таким категориям граждан, как: люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, женщины, длительно безработные, молодежь, лица, освобожденные из мест заключения.

Так же к этим категориям относятся и другие группы населения, которые по определенным причинам не в состоянии работать, подобные группы людей являются менее защищенными и нуждающимися среди населения. Для того чтобы повысить уровень занятости этих групп населения комитеты и другие органы применяют так называемое «стимулирование» непосредственно работодателей - для этого применяются средства из фонда занятости населения (плюс квотирование рабочих мест). Именно с этой целью Государство обычно организует общественные работы, и организуют налоговые льготы для предприятий, которые им содействуют.

Стоит отметить, что проблемы занятости и труда неотделимы друг от друга. Главная связь заключается в том, что занятость - является «совокупной способностью людей к повсеместной деятельности в трудовой области». Таким образом, понятие «труд» полностью включается в понятие более глобальное, такое как «занятость». Занятость является социально-экономической категорией: ее характеризуют наличие различных форм участия определенной части населения, той, которая является трудоспособной, общественно-полезная деятельность, в которой непосредственно задействовано население и финансовая прибыль, иными словами - доходы. В современном законодательстве существует положение «О занятости населения», в котором устанавливается и закрепляется исключительное и индивидуальное право граждан самим распоряжаться своими трудовыми резервами и способностями к труду. Любое принуждение, выраженное в различных формах, по отношению к труду не является допустимым, исключениями может служить только ряд факторов, заранее закрепленных в законодательстве РФ. Государство является ответственным за создание условий труда, каждый гражданин имеет право на труд в комфортных условиях, которые должно обеспечивать вышестоящие системы управления. Для того чтобы оказывать помощь гражданам и содействовать им в сфере занятости и труда был создан особый Государственный фонд занятости населения РФ, который так же имеет ряд управленческих полномочий. Он формируется за счет: заработков работников; обязательных страховых взносов работодателей (предпринимателей); ассигнований из федерального бюджета; ассигнование за счет иных бюджетов.

Государственный фонд занятости, регулируется непосредственно Государством и его взносы целиком и полностью утверждаются в Федеральном Законе. Управление сферой труда и занятости населения помогает координировать деятельность трудоустройства граждан России за рубежом при помощи лицензирования.

Итак, ряд факторов влияют на управление в сфере труда и занятости населения, на современном этапе развития наших систем координации трудовой деятельности населения насчитывается немало проблем и трудностей. Все же, вопреки этому, Государство, как главный координатор и регулировщик сферы труда прикладывает немало усилий, чтобы решить проблемы безработицы, трудоустройства, заработной платы, и других, создавая различные комитеты, органы и фонды, которые бы могли помочь решить ряд проблем. На современном этапе развития России, сам процесс управления не прост, но благодаря усилению ряда функций и демократизации системы надзора - возможен значительный прогресс и улучшение ситуации.

Делись добром ;)