logo
Государственные и местные финансы в финансовой системе РФ

1.Бюджет и внебюджетные фонды.

Бюджетная система Российской Федерации представляет со-вокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Россий-ской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюд-жетов трех уровней:

· первый уровень -- федеральный бюджет и бюджеты государст-венных внебюджетных фондов;

· второй уровень -- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень -- местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации основана на сле-дующих принципах:

Ш единство бюджетной системы Российской Федерации;

Ш объективность и полнота бюджета;

Ш разграничение доходов и расходов между уровнями бюджет-ной системы Российской Федерации;

Ш самостоятельность бюджетов;

Ш сбалансированность бюджета;

Ш общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

Ш гласность;

Ш адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Как экономическая категория бюджет выражает систему де-нежных отношений между государством, экономическими субъ-ектами и населением по поводу перераспределения части стоимо-сти общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования и использования централизован-ных фондов денежных средств для удовлетворения наиболее важ-ных на данном этапе развития потребностей общественного вос-производства.

Как специальный финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором: 1) в количест-венном выражении определены предполагаемые доходы, источни-ки их получения, распорядители и предполагаемые получатели этих средств для реализации тех или иных функций государства, органов местного самоуправления; 2) отражается процесс получе-ния и распределения государственных денежных ресурсов, необ-ходимых для выполнения его функций.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консоли-дированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидирован-ный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюд-жеты муниципальных образований, находящихся на его террито-рии, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Существует два метода формирования и использования бюд-жетных средств -- собственно бюджетный и кредитный. Бюджет-ный метод представляет собой принудительное изъятие части де-нежных доходов предприятий и населения и безвозмездное ис-пользование этих средств на определенные цели.

Кредитная форма предполагает формирование части доходов бюджета за счет внутренних и внешних займов, а также расходо-вание части бюджета в виде бюджетных ссуд, кредитов иностран-ным государствам и т. п.

В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые методы. Неналоговые доходы включают: доходы от приватизации, аренды государственного и муниципального иму-щества, поступления от внутренних и внешних займов, средства от продажи золотовалютных резервов и другие неналоговые по-ступления, в том числе дивиденды по акциям, находящимся в го-сударственной собственности, платные услуги, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации и т.д.

Целевой бюджетный фонд -- это фонд денежных средств, об-разуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджет-ного фонда используются строго по назначению.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Собственные доходы бюджетов представляют собой те дохо-ды, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за бюджетами соответствующих уровней.

К ним относятся:

· налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюд-жетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов Рос-сийской Федерации;

· неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соот-ветствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавли-ваются не менее чем на три года нормативы отчислений (в про-центах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или мест-ные бюджеты на очередной финансовый год.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который пе-редает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уров-ня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджет-ной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического со-держания делятся на текущие и капитальные расходы.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюд-жетов Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов представляют собой расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, предназна-ченные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвести-ционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюд-жетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивает-ся имущество, находящееся в собственности соответственно Рос-сийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муници-пальных образований.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сфор-мирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов -- это расходы, направленные на обеспечение текущего функционирования органов государствен-ной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учре-ждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Расходы бюджетов осуществляется в следующих формах:

1. ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2. средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;

3. трансфертов населению;

4. ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

5. бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе нало-говых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и плате-жей и других обязательств);

6. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

7. инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

8. бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;

9. кредитов иностранным государствам;

10. средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В расходной части бюджетов всех уровней может быть преду-смотрено создание резервных фондов.

Их размер не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (предста-вительной) власти соответствующих субъектов при утверждении бюджетов на очередной финансовый год.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварий-но-восстановительных работ по ликвидации последствий стихий-ных бедствий, имевших место в текущем финансовом году.

Резервный фонд Президента Российской Федерации создается в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюд-жета. Средства этого фонда расходуются на финансирование не-предвиденных расходов, а также дополнительных расходов, пре-дусмотренных указами Президента Российской Федерации. Рас-ходование средств фонда осуществляется на основании письмен-ного распоряжения Президента Российской Федерации. При этом не допускается расходование средств резервного фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации.

Дефицит бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над доходами. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (реше-нием) о бюджете утверждаются и источники его финансирования. При этом текущие расходы бюджета субъекта Российской Феде-рации, местного бюджета не могут превышать объем доходов со-ответствующего бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслу-живание государственного долга Российской Федерации.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования только дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут направляться на финансирование инвестицион-ных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение его долга.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования рас-ходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Профицит бюджета представляет собой превышение доходов бюджета над его расходами. Бюджетный кодекс РФ предусматри-вает, что, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокраще-ние профицита бюджета в следующей последовательности:

- сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюдже-та -- сократить привлечение доходов от реализации государствен-ных запасов и резервов);

- предусмотреть направление бюджетных средств на дополни-тельное погашение долговых обязательств;

- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи час-ти доходов бюджетам других уровней.

Если указанные выше меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения из-менений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъек-тов РФ. Они создаются для решения (финансирования) конкретных задач, имеющих важное значение для государства, общества в целом.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды -- с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды -- с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолида-ции их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывает-ся «слабый контроль за использованием средств этих фондов.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социаль-ных потребностей общегосударственного значения (государствен-ные внебюджетные фонды социального назначения); для финан-сирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными орга-нами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнози-ровать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, кон-тролировать целевое использование указанных финансовых ре-сурсов.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государствен-ные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые -- в распоряжении органов местного самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на фонды социаль-ного назначения (их иногда называют фонды социального страхо-вания) и экономические фонды. Первые предназначены в основ-ном для решения задач социального характера, вторые - имеют экономическую направленность.

В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся: Пенсионный фонд РФ (ПФ); Фонд социального стра-хования РФ (ФСС); Федеральный фонд и территориальные фон-ды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).

Государственная пенсионная система в России функциониру-ет на принципе непрерывной финансовой солидарности поколе-ний работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая ситуация увеличивает пенсионную на-грузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до мини-мального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию госу-дарственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыва-нию». Программа пенсионной реформы РФ предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного обеспечения к смешан-ной, а также введение персонифицированного учета в системе го-сударственного пенсионного страхования.

Введение индивидуально-персонифицированного учета в сис-теме государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами: 1) созданием условий для назначения пен-сий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; 2) обеспечением достоверности сведений о стаже и заработ-ке, определяющих размер пенсии при ее назначении; 3) создани-ем информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; 4) развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; 5) созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными ли-цами; 6) упрощением порядка и ускорением процедуры назначе-ния государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страхо-вой номер и анкетные данные.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовершен-нолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государ-ственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Страховые свидетельства государственного пенсионного стра-хования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о за-страхованном лице влечет за собой необходимость внесения соот-ветствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщи-ками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудо-вому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы фонда, в которых эти работода-тели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взно-сов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

Медицинское страхование осуществляется в Российской Фе-дерации в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предостав-ляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в объеме и на условиях, соответствующих программам обязатель-ного медицинского страхования.

Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной сис-теме финансирования -- бюджетно-страховой. Бюджетные средст-ва обеспечивают финансирование неработающего населения (пенсионеров, домохозяек, учащихся и т. п.), а внебюджетные средства -- работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного само-управления (они уплачивают взносы на неработающее население) и хозяйствующие субъекты (организации), а также гражда-не-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.

Средства Пенсионного фонда направляются на: выплату госу-дарственных пенсий; выплату пособий по уходу за ребенком в воз-расте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособ-ным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспече-ние текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов.

Более 90% расходов по выплате государственных пенсий производится органами социальной защиты населения через уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводят-ся отделениями Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального налога собираются на счетах регио-нальных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляет-ся финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств между региональными отделениями ПФ для обеспече-ния сбалансированности доходов и расходов осуществляет Правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчеты об ис-полнении бюджета представляются Правлением Пенсионного фонда на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ.

Основными направлениями использования средств Фонда социального страхования являются выплаты пособий:

* по временной нетрудоспособности работника;

* на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оплату проезда к месту лечения и отдыха;

* на погребение;

* семьям, имеющим детей, а именно: пособия по беременно-сти и родам; единовременные пособия женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременные пособия при рождении ребенка; ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячные пособия на ребенка до достижения им 16 лет, а на учащихся общеобразовательных школ -- до ее окончания, но не старше 18 лет.

Кроме того, значительные средства расходуются на: частичное содержание санаторных и оздоровительных центров, в том числе для детей и юношества; проведение НИР по вопросам социаль-ного страхования и охраны труда; обеспечение текущей деятель-ности ФСС.

Наиболее крупными статьями бюджета ФСС являются выпла-ты по временной нетрудоспособности вместе с выплатами посо-бий на детей (порядка 60%), на санаторно-курортное обслужива-ние (порядка 30%). Выплаты пособий семьям, имеющим детей, составляют порядка 20% бюджета ФСС. В условиях низкой рож-даемости такая доля на выплату пособий семьям, имеющим де-тей, представляется крайне низкой. Ее вполне можно было бы увеличить, по крайней мере, в два раза за счет доли на санатор-но-курортное лечение, оздоровление и проезда к месту отдыха и лечения.

Основная функция Федерального фонда обязательного меди-цинского страхования состоит в выравнивании условий деятель-ности территориальных фондов по финансированию программ по обязательному медицинскому страхованию путем предоставления им субвенций. На эти цели расходуется свыше 85% бюджета ФФОМС.

Около 10% бюджета используется на финансирование матери-ально-технического и лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения федерального уровня.

Структура расходов средств территориальных фондов ОМС дифференцирована по отдельным регионам. В среднем порядка 80% используется на финансирование программ обязательного медицинского страхования.