Демографические и социальные последствия экономических реформ в Казахстане

курсовая работа

1.1 Казахстанский путь развития экономики: основные этапы

Казахстан вступил на путь рыночных преобразований одновременно с 28 странами бывшего социалистического лагеря, дифференциация между которыми сегодня ярко выражена. Имея неравные стартовые условия, экономический потенциал, этот период времени страны прошли по-разному.

Восточноевропейские государства и страны Балтии выстроили сервисную модель экономического развития, сделав ставку на развитие услуг, инноваций, технологий, восстановление промышленности. Результатом реформирования стало достижение европейских стандартов жизни, вхождение в ЕС, выход на новый этап развития.

Отдельная группа стран постсоветского пространства, которая смогла трансформировать свою политическую и экономическую систему, создала собственную модель, основанную на переходе от сырьевой модели к инновационно-индустриальной. В эту группу входят Россия, Казахстан, Беларусь.

В то же время большая группа стран Центральной Азии, Кавказа так и осталась в ранге стран с преимущественно сырьевой моделью экономического развития. Главными характеристиками данных стран являются деиндустриализация и рост конкуренции с иностранным импортом. Одной из главных проблем для них по-прежнему остается снижение уровня жизни населения, бедность и связанная с этим трудовая миграция -- поиск возможностей трудоустройства за границей.

Наряду с экономической нестабильностью, отдельные страны из этой группы подвержены феномену «цветных революций». Последние события в Кыргызстане и Украине являются показательным примером неэффективной системы государственного управления, расколом политической элиты, слабым конституционным реформированием.

Казахстан, избежав революционных потрясений, выбрал собственный путь развития экономики -- курс взвешенных поступательных реформ.

Сегодня собственная модель развития, успешные показатели экономического роста являются результатом поступательного эволюционного формирования. Благодаря выбранному курсу, направленному в первую очередь на проведение структурных реформ в экономике, а затем на реформирование политической системы, Казахстан стал признанным лидером среди стран СНГ, опережая многие постсоветские страны по темпам экономического роста.

Сформировав основные рыночные институты, Казахстан приступил к осуществлению социальных реформ. Ключевой задачей 2008 года стал рост благосостояния казахстанцев, повышение инвестиций в качество жизни людей.

История становления казахстанской модели экономики имеет несколько ключевых этапов и связана с принятием и началом реализации судьбоносных решений.

Первый этап, охватывающий 1991--1994 годы, во многом стал определяющим. Этот период был временем ломки старой административно-командной системы и начала комплексной трансформации.

В 1991 году Казахстан затронул глубокий структурный кризис. Среди основных причин кризиса можно было выделить, безусловно, развал СССР, стагнацию экономики.

Последствия этого кризиса для Казахстана были достаточно сложными: падение производства на 50--60%; галопирующая инфляция, кризис неплатежей и зависимость национальной экономики от иностранного капитала, увеличение доли импортных товаров, высокий уровень бедности (70% населения находилось ниже черты бедности).

В этот период времени, который можно назвать периодом «антикризисного государственного управления», необходимо было оперативно реагировать на последствия кризиса, максимально снизить его негативный эффект, особенно в социальной сфере.

Был предпринят ряд решительных мер по сохранению независимости, выстраиванию с «нуля» внешнеполитических и внешнеэкономических связей, осуществлению демократических преобразований.

Казахстан столкнулся с рядом вызовов и угроз. Необходимо было определиться с судьбой ядерного оружия, наладить добрососедские отношения с нашими соседями, заявить о себе на международном уровне.

Но самое сложное -- необходимо было изменить сознание людей, создать новое мышление, преодолеть устаревшие стереотипы. В первую очередь требовалось трансформировать патерналистские настроения каждого гражданина о постоянной заботе и помощи со стороны государства в развитие личной инициативы и активности, формирование рыночного сознания.

Именно в этот период времени был взят курс на построение рыночной модели экономики: поощрение предпринимательства, разгосударствление предприятий, создание класса собственников.

Было принято решение об эволюционном поступательном характере развития. Революционное развитие, реализация популистских лозунгов о быстром реформировании могли ввергнуть страну в пучину хаоса, межнациональных войн, социальной нестабильности.

Запустив процесс приватизации, Казахстан создал основу для возникновения конкурентной среды. Благодаря проведенным мероприятиям, получил развитие малый и средний бизнес, начала выстраиваться рыночная инфраструктура. Так появились тысячи предприятий в сфере услуг: магазины, рестораны, аптечная сеть, автозаправочные станции.

Важнейшей мерой в укреплении экономики независимого Казахстана стало введение национальной валюты -- тенге. Жесткая денежно-кредитная политика, заложенная в тот период, позволила впоследствии сохранить стабильность экономики в период азиатского экономического кризиса. Тенге устоял и в октябре 1994 года, когда обрушился российский рубль, и в 1998 году -- во время азиатского экономического кризиса.

Логике рыночных преобразований соответствовал и избранный курс на демократизацию политической системы. Казахстан изначально сделал ставку на идеологическое и политическое многообразие, формирование основ гражданской идентичности.

Крупной вехой в становлении независимого Казахстана стало принятие первой Конституции. Ее содержание обозначило поиск оптимальной модели государственного и политического обустройства нашей страны.

В этот период первые плоды начинает давать демократический вектор развития политической системы. К 1994 году эксперты относят начало формирования сектора неправительственных организаций.

Таким образом, в этот период времени был выстроен четкий и слаженный механизм управления. Встав на путь суверенного развития, Казахстан заявил всему миру о том, что стал страной, осуществляющей «комплексную трансформацию».

В результате взвешенный поступательный характер реформирования позволил нам выйти из состояния периферийного транзитного государства и застолбить за собой лидерство по ряду важнейших показателей развития.

Второй этап, включающий в себя 1995--1999 годы, можно назвать этапом определения стратегических приоритетов развития страны.

С принятием Основного Закона для республики фактически наступила новая эпоха. Конституция явилась итогом политических, экономических, социально-культурных реформ первых лет становления независимого Казахстана и одновременно основой формирования новых конституционных отношений.

С принятием нового Основного Закона на смену Верховному Совету пришел профессиональный двухпалатный Парламент. Его формирование стало одним из ключевых политических достижений в развитии Казахстана. Благодаря парламентскому механизму, законодательный процесс в Казахстане из антикризисного режима был переведен в системное русло. С 1995 года и по настоящее время Парламентом было принято около 1,7 тысяч законодательных актов. В целом деятельность Парламента позволила значительно усилить качество принимаемых законодательных актов и легитимность правовой системы.

Но данный этап был одним из самых сложных в становлении нашей независимости. Промышленность была на «боку». Ее доля в структуре ВВП упала в 1996--1997 годах до минимального показателя на уровне 21%. ВВП впервые за период после обретения независимости показывал положительную динамику, но которая лишь не намного превысила 1%. Хотя и наблюдалась тенденция снижения инфляции, однако она по-прежнему была высокой.

Сложной оставалась и социальная ситуация в стране. Задолженность предприятий по выплате заработной платы достигла в 1997 году 51,5 млн тенге, что являлось пиковым показателем для 1990-х годов. При этом более трех четвертых этой задолженности являлись просроченными. Уровень среднемесячной заработной платы на данный момент составлял всего 108 долл. США. В стране прогрессировала безработица, достигшая пика к 1997 году, когда число безработных практически достигало 1 млн человек.

Неблагоприятная социально-экономическая ситуация подтолкнула отток населения из страны. В 1997 году миграционное сальдо оставалось отрицательным. При этом из страны выехало более 261 тыс. человек, что являлось вторым по уровню миграционного оттока из страны показателем в 1990-х годах.

Выдвигая в этот период Стратегию развития страны до 2030 года, Казахстан четко обозначил национальную цель и систему приоритетов на пути к ее достижению. Формирование Стратегии-2030 основывалось на фундаментальных расчетах. В этот период времени нация впервые увидела себя в реформах, познала их ориентированность на качественный подъем человеческого капитала.

Ценность Стратегии развития Казахстана до 2030 года заключалась в том, что она была принята в самый сложный период для страны и казахстанского общества. В этот момент необходимо было увидеть горизонты развития страны и ориентировать нацию в будущее.

Именно четкое видение ориентиров позволило стране мобилизоваться и выйти из стагнации на путь развития. В дальнейшем все действия лежали в русле реализации этой стратегии.

Третий этап -- с 2000 года по настоящий период. Именно с этого времени начинается точка отсчета экономического подъема страны.

Эти годы были отмечены как годы оживления экономики, этап достижения экономического роста. В настоящий период правительство страны стало активно развивать социальные программы: реформирование системы образования и здравоохранения, пенсионного обеспечения, осуществление мероприятий по борьбе с бедностью и безработицей.

2003 год ознаменовал переход страны от решения тактических задач в отраслях экономики к стратегическим. Впервые была выдвинута Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003--2015 годы, нацеленная на диверсификацию экономики и преодоление зависимости страны от сырьевого фактора.

В рамках данной стратегии были осуществлены первые шаги, направленные на активную структурную перестройку промышленности и придание инновационного характера экономическому развитию страны, создание благоприятной бизнес-среды, развитие перерабатывающего производства, повышение конкурентоспособности экономики.

В результате осуществления первого этапа реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан (2003--2005 гг.) был проведен мониторинг законодательной базы системных реформ во всех отраслях экономики, принят ряд новых законов, было положено начало действия новых институтов развития.

2006 год придал огромный импульс реформам в стране, став началом нового этапа реализации стратегии, основной целью которой является вхождение в пул 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

В результате реформ начали внедряться крупные высокотехнологичные макропроекты, которые в перспективе будут способны изменить структуру промышленности и экспорта, стали создаваться 30 корпоративных компаний-лидеров, конкурентоспособных на мировом рынке.

Мировой финансовый кризис 2007 года внес свои коррективы в развитие экономики Казахстана. Осенью 2007 года Казахстан столкнулся с первой волной финансового кризиса. Необходимо отметить, что правительство Казахстана оперативно приняло ряд первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках.

Ключевыми сферами государственной поддержки стали сектор строительства, кредитование малого и среднего бизнеса, поддержание продовольственной безопасности.

Так, например, для решения вопроса долевого строительства застройщикам было выделено через банки второго уровня 184,7 млрд тенге. Для поддержания деловой активности малого и среднего бизнеса было обеспечено финансирование их проектов на сумму порядка 155 млрд тенге. На развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности было выделено 135 млрд тенге. Всего из государственного бюджета было выделено около 550 млрд тенге.

В результате в 2007--2008 годах в Казахстане продолжился рост экономики -- прирост ВВП составил в среднем около 4%. Невысокий уровень безработицы сохранился и не превышал 7%. Уровень инфляции составил не более 10%. Сохранилось доверие к банковской системе: кредитование экономики банками второго уровня осталось на уровне конца прошлого года, а депозиты в банках за десять месяцев 2008 года увеличились почти на 21,8%, в том числе депозиты населения -- на 2%.

В то же время в период глобального спада экономики Казахстан входит с прочным запасом золотовалютных резервов и Национального фонда. Их общий объем на 1 ноября 2008 года составил более 47 млрд долл. США. Размер государственного долга не превышает 1,5% ВВП, дефицит бюджета находится на низком уровне и не превышает 2% ВВП.

Таким образом, Казахстан принял новый вызов -- мировой финансовый кризис как возможность оздоровления экономики и создания основ для ее эффективного функционирования в будущем.

Следующий этап -- 2010--2011 годы для Казахстана станет периодом адаптации к новым мировым экономическим реалиям, что неминуемо потребует структурных изменений в экономике.

Вместе с тем Казахстан в долгосрочной перспективе по-прежнему будет делать ставку на построение инновационной модели экономики, которая позволит выйти из состояния догоняющей модернизации и стать мировым экономическим лидером.

В качестве краеугольного фактора успешного развития страны ставится конкурентоспособность, понимаемая в широком смысле этого слова как дееспособность нации в условиях стремительного развертывания модернизационного процесса и интеграции страны в мировое экономическое и политическое пространство.

Изучая прошлое, можно с уверенностью сказать, что Казахстан выстраивает собственную модель экономического развития, основанную на высоких технологиях, инновациях и знаниях.

Девять лет Казахстан живет в условиях динамично развивающейся экономики. Однако выстроенная долгосрочная стратегия мотивирует все время ставить перед собой новую планку развития, не успокаиваться на достигнутом.

В сегодняшних условиях риски развития не менее велики, чем на первых этапах становления. Чем выше уровень развития, тем более сложные и трудные задачи приходится решать.

Создав оптимальные экономические механизмы, Казахстан приступил к ускорению политической модернизации. Прежде всего, перед страной встала задача адаптации политической системы к тому уровню, которого достигла экономика.

Таким образом, экономические успехи заложили фундаментальные основы для ускорения процесса политической модернизации страны.

В результате эволюционный путь развития «от экономических реформ к политическим» стал ключевой формулой успеха, особенностью казахстанского пути развития.

Казахстан сегодня -- это успешный пример страны, где, наряду с экономическим ростом, сохраняется политическая стабильность, где перестройка и демократизация государственной власти осуществляются не на фоне потрясений, революций и митингов, а в обстановке открытого диалога, баланса интересов различных представителей общества. Все это говорит о зрелости и эффективности государственной политики, последовательности и поступательности процесса реформирования, а значит, и о возможностях совершения реального прорыва в число наиболее развитых государств мира.

Делись добром ;)