logo
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

1.3 Цели денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на 2013-2014 год. Примеры денежно-кредитной политики других стран

Денежно-кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих определенные экономических отношений в сфере денежного оборота и кредитов.

Основа кредитной системы является товарно-денежные отношения, которые способствуют возникновению и развитию денежного оборота его финансирования и управления.

Структура денежно-кредитной политики современного государства исторически развивается и совершенствуется в РБ первоначально это было составлено банком.

В настоящее время денежно-кредитная политика представлена совокупностью следующих подсистем:

- Банковская

- Парабанковская

- Внебюджетные фонды

Банковская система - это ключевое звено всей системы, представляет собой совокупность различных видов банков в их взаимосвязи, существующие в данной стране в определенный исторический период.

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это -- важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.

Цели денежно-кредитной политике РБ:

1) Обеспечение до конца 2013 года кредитования экономики в белорусских рублях и иностранной валюте на валовой основе - не более 30 трлн. рублей в месяц (1 процент прироста требований банков к экономике в месяц), включая ее кредитование государственными банками в пределах возврата ранее выданных кредитов и полученных целевых ресурсов Правительства Республики Беларусь(на жилищное строительство - 6 трлн. рублей на 2013 год), уменьшенных на сумму средств, необходимых для улучшения ликвидности, согласно графику, согласованному с Национальным банком Исполнители: Национальный банк, Минфин, Минэкономики, ОАО ”АСБ Беларусбанк“, ОАО ”Белагропромбанк“, ОАО ”Белинвестбанк“

2) Обеспечение в 2014 году прироста требований банков к экономике на чистой основе в размере не более 52 трлн. рублей (общий объем валовой выдачи кредитов в белорусских рублях и иностранной валюте - 406 трлн. рублей), в том числе выдача кредитов на:

жилищное строительство с государственной поддержкой - 10 трлн. рублей (выдача - 11,4 трлн. рублей).

сельское хозяйство с государственной поддержкой - 6,9 трлн. рублей (выдача - 23,8 трлн. рублей)

дорожное хозяйство с государственной поддержкой - 3,6 трлн. рублей (выдача - 4,3 трлн. рублей)

прочие направления, включая пополнение оборотных средств, - 31,6 трлн. рублей (выдача - 367 трлн. рублей)

Исполнители: Национальный банк, банки, Минфин, Минэкономики

3) Прирост депозитов Правительства Республики Беларусь для кредитования программ на 2013 и 2014 годы в объеме 6 трлн. рублей в год

Исполнители: Минфин

4) Выдача гарантий Правительства Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления в пределах сумм погашения заемщиками кредитов, ранее выданных под такие гарантии

Исполнители: Минфин, облисполкомы и Минский горисполком

5) Обеспечение рефинансирования внешнего государственного долга, подлежащего выплате в 2013 году, за счет:

привлечения 6-го транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 440 млн. долларов США

размещения валютных государственных долговых облигаций на внутреннем рынке в объеме до 500 млн. долларов США

Исполнители: Минфин, Национальный банк, Минэкономики.

6) Проведение процентной политики, направленной на рост депозитов населения, а также позволяющей достичь по итогам года целевого уровня инфляции.

Исполнители: Национальный банк.

7) Установление предельных параметров внешних заимствований для крупнейших предприятий государственного сектора.

Исполнители: Минэкономики, Минфин.

8) Создание на базе ОАО ”Белинвестбанк“ белорусского экспортного банка, определение источников его фондирования и принципов кредитования

Исполнители: Национальный банк, Минфин, ОАО ”Белинвестбанк“

9) Выработка мер по повышению эффективности банковской системы Республики Беларусь, оптимизация ее структуры

Исполнители: Национальный банк, Минфин, Минэкономики

10) Расширение практики использования банковских продуктов, обеспечивающих сохранность вкладов населения и склонность к сбережениям в национальной валюте

Исполнители: Национальный банк, банки

11) Проведение консультаций с МВФ о возможности финансирования в рамках новой программы взаимодействия

Исполнители: Национальный банк, Минфин, Минэкономики.[12]

Примеры денежно-кредитной политики:

Денежно-кредитная политика Германии.

Главное в истории создания Центрального банка.

1. Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк - Bundesbank) является преемником Рейхсбанку. В 1957 году был принят закон о Немецком федеральном банке на основе объединения Банка немецких земель и центральных банков земель. Центральное правление Немецкого федерального банка находится во Франкфурте-на-Майне.

2. Уставной капитал банка принадлежит Федерации. Органами управления Бундесбанка являются: Совет Центрального банка, Совет директоров Правления Центральных банков земель. Органом, который осуществляет лицензирование финансовой деятельности является Федеральный офис банковского надзора (ФОБН).

3. Главной задачей Бундесбанка является обеспечение стабильности национальной денежной единицы - немецкой марки. Основные функции Бундесбанка: эмиссия банкнот, управления золотовалютных резервов, управление валютными курсами, функция Государственного банка, функция головного банка.

4. Немецкий федеральный банк использует традиционный набор инструментов денежно-кредитного регулирования: установление учетной ставки в рамках соглашений рефинансирование кредитных учреждений, политика обязательных минимальных резервов, учетная политика, операции на открытом рынке.

5. Особенностью немецкой банковской системы является универсальность банковских учреждений. Независимость Бундесбанка от правительства не имеет ни один банк в мире. Немецкая модель базируется на основе норм минимального резервирования.

Особенности организации кредитной системы в Германии

Главной задачей Европейский валютный институт считает сдерживание темпов инфляции в пределах 0-2 %. Другие цели - содействие устойчивому росту, высокой занятости, высокой степени конвергенции национальных экономических систем, поддержка экономического единения и солидарности государств-членов ЕС - носят откровенно вспомогательный характер. Немецкая банковская модель была взята за основу функционирования Европейского центрального банка (ЕЦБ) в связи с введением новой валюты «евро» с 1 января 1999 г. Немецкая модель базируется на основе норм минимального резервирования, усреднения этих норм и редких операций на открытом рынке с целью сглаживания колебаний ликвидности в банковской системе и стабилизации процентных ставок.

Особенностью немецкой банковской системы является универсальность банковских учреждений независимо от размеров банков, различия в правовых формах и отношениях собственности. Каждая из них выполняет для своих клиентов все возможные банковские операции.

Независимость Бундесбанка от правительства и совершенство законодательства в этой сфере - можно сказать, единственный случай в мире. Центральный банк не ставит себе за цель получение прибыли, как это делают другие центральные банки. Бундесбанк функционирует как корпорация гражданской защиты.

Денежно-кредитная политика Центрального банка

Немецкий федеральный банк наряду с монопольным правом выпуска банкнот обязан обеспечить стабильность немецкой марки. Для этого он использует традиционный набор инструментов денежно-кредитного регулирования.

Когда, как и какие из них применять, банк решает самостоятельно. Он устанавливает свою учетную ставку в рамках соглашений рефинансирования кредитных учреждений, а для конкретных кредитных учреждений - определенный контингент перечисления векселей, предоставляет ломбардные кредиты под залог казначейских обязательств или ценных бумаг на срок до 3 месяцев. Условия банк может менять в зависимости от ситуации на денежном рынке страны. Если нужно повлиять на этот рынок, банк имеет право покупать или продавать определенные векселя, кратко и среднесрочные казначейские обязательства, а также долговые обязательства, допущенные к официальной торговле на бирже. Банк широко использует политику обязательных минимальных резервов, учетную политику, операции на открытом рынке (т. е. операции с государственными ценными бумагами).

Банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета, операции с иностранной валютой и золотом, кредитует правительство и международные организации.

Функции и задачи Центрального банка

Бундесбанк является кредитором для коммерческих банков и государства. К его компетенции относится управления золотовалютных резервах страны. Главной задачей банка, определенным Законом, является обеспечение стабильности национальной денежной единицы - немецкой марки.

С 1 января 1999 Бундесбанк, выполняя положения Маастрихтского соглашения о создании Европейского валютного и экономического союза и унификации инструментария денежно-кредитного регулирования, передал значительную часть своих полномочий, особенно что касается денежно-кредитной политики, специально созданном Европейском центральном банке, войдя в систему европейских центральных банков (ЕСЦБ).

Банк полностью отказался от кассового кредитования государственных органов федерального уровня, предоставив им возможность вести свои бюджетные счета за выбором: либо в системе центрального банка, либо в частных коммерческих банках (до этого времени счета государственных учреждений были лишь в Бундесбанку). Основные функции Бундесбанка:

1. Эмиссия банкнот. Эта функция реализуется так, как и в большинстве стран. Бундесбанк осуществляет эмиссию банкнот, выпускаемых в обращение через коммерческие банки.

2. Управление золотовалютных резерва. Фетишизм в отношении золота не является характерным для Германии; золото составляет лишь около 15% от общей суммы резервов. Однако до введения евро немецкая марка была стабильной валютой и используется в качестве инструмента для расчетов с центральными банками других стран.

3. Управление валютными курсами. Бундесбанк осуществляет эту функцию в рамках соглашения между развитыми странами о недопущении свободного колебания обменных курсов, особенно по отношению к доллару. В этой сфере обеспечивается высокая конфиденциальность в отношении прибылей и убытков от валютных операций.

4. Функция Государственного банка. В ФРГ движение поступлений на счета и выплат из государственных счетов осуществляется через Казначейство, а Бундесбанк лишь регистрирует их. Вместе с тем он играет прямую и косвенную роль в финансировании органов государственной власти и управления. Правительство имеет доступ к льготным кредитам.

5. Функция головного банка. В Германии Бундесбанк использует традиционные инструменты регулирования денежного рынка - осуществление интервенций и контроль за деятельностью коммерческих банков. Стоит, однако, подчеркнуть, что контрольная функция осуществляется в тесном сотрудничестве с Федеральным управлением по контролю над банковскими учреждениями, основанным в соответствии с законом от 1961 г. Это - государственная служба, которая работает в тесном сотрудничестве с Бундесбанком и опирается на профессиональные структуры, в числе которых - Ассоциация немецких банков (объединяет 11 региональных банковских ассоциаций и 2 специализированных - Ассоциация ипотечных банков и Ассоциации банков для судостроения). Членство в ассоциациях является факультативным. Кроме того, существуют Немецкая Ассоциация сберегательных касс, Ассоциация немецких народных банков и касс взаимного сельскохозяйственного кредита и, наконец, Ассоциация банков государственного сектора[7].

В рамках проведения денежно-кредитного регулирования Немецкий федеральный банк, как и другие центральные банки стран мира, использует определенные методы, среди которых особое место занимает политика норм обязательного резервирования. Федеральный банк в соответствии с Законом о центральном банке может устанавливать процентные ставки на обязательства по вкладам до востребования в размере не больше 30 %, на срочные вклады не больше 20, на сберегательные - не больше 10 %, а на обязательства перед иностранными институтами банк может устанавливать процентную ставку до 100 %. Реальное же изменение норм обязательных резервов осуществляется Федеральным банком при необходимости увеличения или уменьшения денежной массы в стране, однако, это может проводиться только при согласовании с Европейским центральным банком и в рамках единой денежно-кредитной политики ЕС. В частности, минимальная норма резервов в начале третьей ступени развития экономического и валютного союза составила 2,0 %. В дальнейшем эта норма изменилась в пределах 2-2,07 % (январь 2005 г.).

Немаловажное значение имеет и такой подход, как учетная или дисконтная политика, использующаяся для проведения политики «дешевых» и «дорогих» денег в соответствии с экономической конъюнктурой страны. Например, в последние годы денежно-кредитная политика центральных банков была направлена на стимулирование экономической активности посредством установления низких процентных ставок. Поэтому политика становится более агрессивной, что привело к снижению учетной ставки процента в 2003 г. с 2,75 до 2 %. В странах Европы возможность снижения процента была обусловлена обязательством центральных банков стремиться к достижению ориентиров, установленных в отношении прироста внутренних потребительских цен. В частности, в соответствии с параграфом 247 Федерального закона такими ориентировочными ставками были: на 1 января 2003 г. - 1,97 %, на 1 июля 2003 г. - 1,22 %, на 1 января 2004 г. - 1,14 %, на 1 июля 2004 г. - 1,13 % и на 1 января 2005 г. - 1,21 %. В этой связи произошло увеличение агрегата М3 на 8,7 %, а кредитов - на 5 %. При проведении политики открытого рынка Федеральный банк осуществляет покупку-продажу государственных ценных бумаг.

Федеральный банк использует в своем арсенале и такой метод регулирования, как таргетирование. Ежегодно он опубликовывает целевой коридор на год по увеличению количества денег. Основой для установления количества денег служит предположение об увеличении производственного потенциала, нормативное развитие цен и изменение скорости обращения денег. Располагая информацией о количестве денег, немецкой экономике предоставляются ориентиры, в каких рамках банк считает уместным, с одной стороны, допущение возможного роста, а с другой, жесткое ограничение инфляции. При этом, учитывая, что денежная единица имеет хождение и в других странах ЕС, все это осуществляется на основе разработок Европейского центрального банка.

Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации.

Под денежно-кредитной политикой (монетарной) понимается совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Политика через изменение денежного предложения может стимулировать рост совокупного объема производства, обеспечивать занятость и стабильный уровень цен. Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Центральным банком РФ Статьей 75 Конституции РФ установлен особый конституционный статус Центрального банка РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч.1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч.2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются также Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», который принят Государственной думой 27 июля 2002 г., а также другими федеральными законами путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установление экономических нормативов для банков.

Центральный банк РФ осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков. В зависимости от экономической ситуации в стране денежно-кредитная политика может быть направлена на удешевление кредитов от Центрального Банка для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. В связи с этим можно выделить следующие основные направления денежно-кредитной политики:

1. Экспансионистская или расширительная (мягкая) политика. Она направлена на увеличение объёмов кредитования и способствует росту количества денег в экономике. Центральный Банк проводит политику «дешевых денег», если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, следствием которой является снижение стоимости кредитов. Параллельно это способствует увеличению предложения денег в экономике, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, выступает стимулом роста объёма инвестиций, а также реального ВНП. Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко прослеживается в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста.

2. Рестриктивная или ограничительная (жесткая) политика. Она направлена на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к удорожанию и труднодоступности кредита. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег больше сберегать, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в долг. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции.

В развитых странах денежно-кредитная политика рассматривается как оперативное дополнение к бюджетной политике, как инструмент настройки бюджетной конъюнктуры. Таким образом, денежно-кредитная политика и бюджетное регулирование должны действовать согласованно в достижении макроэкономических целей. Денежно-кредитная политика проводится Центральным Банком страны, который почти в любом государстве не зависит от правительства, а, следовательно, и от политического лоббизма, являющимся главной проблемой бюджетной политики. Также денежно-кредитная политика является более оперативной и гибкой, чем бюджетно-налоговая (например, решение об изменении объёмов покупки или продажи ценных бумаг Центральным Банком может быть принято в течение одного дня).

Денежно-кредитная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Наиболее распространенными методами воздействия государства на деньги и кредит, составляющие суть кредитно-денежной политики, являются следующие: операции на открытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования, изменение учетной ставки, валютное регулирование.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты, как конечная цель экономической политики государства и ее составной части - денежно-кредитной политики - достигается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов, то есть развития целесообразного взаимодействия финансового и реального секторов экономики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Основными методами денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются:

а) административные методы:

- квотирование отдельных видов активных и пассивных операций;

- введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;

- ограничения на открытие различных филиалов и отделений; -

-лимитирование процентных ставок, тарифов и т. д.;

б) экономические методы:

- использование мероприятий, не предполагающих установления прямых запретов, например таких, как:

*налоговые меры;

*нормативные меры (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также другие виды отчислений).