Денежный рынок. Спрос и предложение денег

курсовая работа

2.1 Особенности развития денежного рынка в России

Развитие российской экономики всегда было тесно связано с процессами, происходящими на денежном рынке.

Кредитно-денежную политику в России разрабатывает и проводит Центральный банк Российской Федерации, ежегодно ее проект рассматривается и утверждается в Государственной Думе.

В первой половине 90-х кредитно-денежная политика носила жесткий характер и была направлена на преодоление инфляции. В результате проведения данной политики денежная масса по темпам роста отставала от темпа инфляции, но из-за недостатка денег в обращении произошел резкий спад производства, неплатежи предприятий, невыплаты зарплат, пенсий, снижение жизненного уровня, увеличение дефицита государственного бюджета. Во второй половине 90-х в России создается рынок ценных бумаг. Главная цель кредитно-денежной политики -- сократить дефицит государственного бюджета. Первоначально, в результате продажи государственных ценных бумаг удалось добиться определенного положительного результата, снизилась инфляция, но, в конце концов, средств государственного бюджета не хватило для обслуживания ценных бумаг, т.к. сложилась финансовая пирамида. Произошел дефолт, который привел к кризису банковской системы.

После кризиса основным направлением кредитно-денежной политики стало привлечение и стимулирование инвестиционной активности. На протяжении последних девяти лет российская экономика демонстрирует реальный рост, составляющий в среднем более 6% в год. Сначала главным фактором роста была внешняя торговля, в результате наблюдался быстрый прирост золотовалютных резервов ЦБ России и соответствующего денежного предложения. Начиная с 2005 года, значительную роль в увеличении денежного предложения стал играть приток иностранного капитала.

В 2005 г. впервые баланс притока и оттока капитала оказался положительным, составив 0,7 млрд. долл., в 2006 г. -- 41,7 млрд. долл. За первые пять месяцев 2007 г. приток достиг около 60 млрд. долл., а по итогам года он будет не менее 70 млрд. долл. См. Улюкаев А., Куликов М. Проблемы денежно-кредитной политики в условиях притока капитала в Россию.//Вопросы экономики. 2007. №8. С. 6.

Огромное поступление денег в экономику отражается в увеличении денежной массы, прирост которой в 2006 г. составил 48,8%, почти на 10% превысив показатель 2005 г. В начале 2007 г. тенденция ускоренного наращивания денежной массы продолжилась: на 01.06.2007. прирост агрегата М2 за предыдущие 12 месяцев составил 61,7%. Скорость обращения денег, рассчитанная по агрегату М2 в 2006 г. упала на 14% по сравнению с предыдущим годом. См. Улюкаев А, Куликов М. Проблемы денежно-кредитной политики в условиях притока капитала в Россию.//Вопросы экономики. 2007. №8. С. 9. В зависимости от экономических условий темпы прироста денежной базы в 2008 году могут составить 19--25%, в 2009 году -- 16--20% и в 2010 году -- 13--17%. Прирост золотовалютных резервов замедлится и в 2008 году в зависимости от экономических условий может колебаться от 48,3 до 71,3 млрд. долл., в 2009 году -- от 23,6 до 51,5 млрд. долл., и в 2010 году -- от 14,4 до 25,5 млрд. долл. См. www.banki.ry/news/lenta/

Для предотвращения ускорения инфляции Центральный банк РФ начинает принимать меры по ограничению денежного предложения. Основным механизмом накапливания избыточной денежной массы в России пока является Стабилизационный фонд. Отчисления рассчитываются на основе мировых цен на нефть: чем они выше, тем большая доля экспортной пошлины на нефть поступает не в бюджет, а в этот фонд. Такая система будет успешно работать в том случае, если денежное предложение увеличивается от валютной выручки от продажи нефти, но если цена на нефть окажется низкой, а денежное предложение будет увеличиваться в основном из-за притока иностранного капитала, то ощутимых результатов деятельность Стабилизационного фонда не принесет, т.к. отчисления в Стабфонд будут небольшими и существенно не повлияют на ограничение денежной эмиссии.

Теоретически, регулирование денежного предложения может осуществляться с помощью целого ряда инструментов. Традиционно главным из них являются операции на открытом рынке. В развитых странах рынки ценных бумаг велики. А в России рынок ценных бумаг по-прежнему невелик, несмотря на его бурный рост в последние годы, это обстоятельство существенно ограничивает эффективность операций на открытом рынке. На конец 2006 г. сумма внутреннего долга по ОФЗ/ГСО составила 1 трлн. руб. или 3,8% ВВП. А в США рынок казначейских облигаций в 2006 г. достиг 37% ВВП. Но Минфином России предусмотрен выпуск государственных ценных бумаг в 2007-2010 г. на сумму в 1,6 трлн. руб.

Кроме того, в России активно используется такой инструмент, как повышение нормы обязательных резервов. Так, с 14 мая 2007 г. Центральный банк РФ был вынужден повысить норму обязательного резервирования с 3,5 до 4% по обязательствам перед физическими лицами в рублях и до 4,5% по остальным обязательствам. На Западе такая мера практически не используется.

Другой особенностью денежного рынка России является низкий денежный мультипликатор (2--2,5). Причина низкого денежного мультипликатора заключается в неактивной кредитной политике коммерческих банков при наличии избыточных резервов.

Коэффициент депонирования в России ниже, чем в развитых странах. Это связано со слабым развитием банковской системы, недоверием населения к банковской системе, невысокими доходами населения. В результате доля наличных денег в денежной массе велика (в 2006 г. -- 36%, что в десятки раз выше, чем в развитых странах).

Однако, наметилась следующая тенденция. Несмотря на относительно небольшое количество вкладов, растет количество потребительских кредитов. Доля ипотечных кредитов пока незначительна, в основном из-за довольно высоких цен на жилье, большого срока, на который берется кредит (люди не уверены, что через, допустим, 15-20 лет будут получать столько же, сколько и сегодня). Позволить себе ежемесячные выплаты по ипотеке может относительно небольшая часть населения. Ситуация по регионам неоднозначная. С одной стороны, Москва и Московская область, где средний уровень заработной платы на порядок выше, чем по России, существует большее количество банков, предлагающих более широкий спектр услуг. И с другой стороны, Тульская область, занимающая далеко не первое место по развитию в Центральном федеральном округе. Количество кредитных организаций в Тульской области не превышает 30-40, преимущественно средних и мелких. Ипотечное кредитование не получило широкого распространения. Иного и не следует ожидать, пока средний уровень заработной платы находится на уровне 5-6 тыс. рублей. Поэтому в основном растет количество кредитов на покупку мелкой бытовой техники, автомобилей, электроники и т.п.

Недавно, на прошедшем экономическом форуме в Сочи, Тульская область была признана одним из важных направлений инвестирования. Действительно, имея значительный промышленный и научный потенциал, Тульская область является привлекательным направлением для инвесторов. Начиная с 2000 г. объем инвестиций в экономику Тульской области увеличился в 2 раза. Объем иностранных инвестиций в 2005 г. составил 23190,2 тыс. долл.

Делись добром ;)