Анализ затрат на производство, включаемых в себестоимость продукции

курсовая работа

1.3 Факторный анализ затрат, включаемых в себестоимость

Независимо от типа и условий производства, себестоимость товарной продукции можно представить как сумму произведений себестоимости единицы продукции по каждому наименованию выпускаемой продукции и количества изделий, а объем товарной продукции -- как произведение количества продукции по каждому изделию на соответствующие им цены. Себестоимость 1 руб. товарной продукции определяется по формуле:

,

где Ус -- себестоимость 1 руб. товарной продукции (уровень затрат);

Qi -- объем выпуска изделий в натуральных показателях -- i-го наименования;

сi -- расходы или себестоимость одного изделия (единицы продукции);

pi -- цена одного изделия;

п -- число наименований изделий в номенклатуре.

В свою очередь, объем выпуска продукции в натуральных показателях может быть представлен как произведение общего объема выпуска по сопоставимому перечню изделий и удельного веса конкретного изделия в общем объеме выпуска:

Тогда выражение может быть преобразовано:

или

В свою очередь, на себестоимость изделий каждого наименования влияет удельная величина затрат каждого вида. Условно эту зависимость можно представить:

,

где m -- число видов затрат, реализованного сырья и материалов;

zj -- количество ресурсов;

pj -- цена за единицу ресурса j-го вида.

Таким образом, непосредственное влияние на изменение уровня расходов на один рубль товарной продукции оказывают следующие факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

структура выпуска продукции;

уровень расходов на производство единицы продукции;

цены и тарифы на потребляемые материальные ресурсы;

цены на продукцию.

Объем выпущенной продукции оказывает влияние на совокупную себестоимость всей товарной продукции, но при изучении уровня затрат этот показатель не учитывается.

Каждый из факторов, находящихся в детерминированной взаимосвязи с уровнем расходов, отражает действие множества объективных и субъективных, внешних и внутренних условий организации производства и продажи готовой продукции. Уровень расходов, пересчитанный в сопоставимые цены, по видам расходов (прямым материальным, прямым трудовым, накладным расходам) отражает эффективность использования определенных ресурсов и характеризуется как ресурсоемкость выпуска продукции или конкретного изделия.

Удельный расход на единицу продукции характеризует ее ресурсоемкость.

Затраты необходимо пересчитать в сопоставимые цены. Методика такого пересчета аналогична методике расчета индексов физического объема выпуска продукции и товарооборота. Материальные расходы, которые могут быть выражены в натуральных единицах, пересчитываются в сопоставимые цены умножением натурального показателя расходов за отчетный период на плановые (или базисные) цены. Расходы, которые учитываются только в стоимостной форме, пересчитываются в сопоставимые цены с помощью предварительно рассчитанных индексов отдельных статей или видов расходов (аналогично индексам физического объема товарооборота).

Алгоритм расчета влияния факторов на себестоимость единицы продукции показан в табл. 2.1.

"right">Таблица 2.1

Данные для анализа себестоимости единицы продукции

Наименование продукции

Объем выпуска, шт.

Структура выпуска, %

Индекс цен на ресурсы

Себестоимость единицы продукции, руб.

Отклонение

план

Факт

План

Факт

при плановой структуре

плановая при факт. структуре и сопост. ценах на ресурсы

Фактич. (гр. 8 х гр. 6)

по сравнению с планом

В том числе за счет

затрато-емкости

цен

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

152

168

28,9

30,3

1,14

118

109,6

125

7

-8,4

15,4

Б

178

170

33,8

30,7

1,15

136

122,6

141

5

-13,4

18,4

В

196

216

37,3

39,0

1,2

94

81,7

98

4

-12,3

16,3

Итого

526

554

100

100

-

-

-

-

-

-

-

В среднем по организации за 1 ед. продукции, руб.

115,13

102,71

119,38

4,25

-11,45

16,67

Учтено отклонение за счет структурных сдвигов в размере -0,97 руб.

На себестоимость продукции оказывает влияние объем выпуска продукции (фактор первого порядка). Расчет влияния объема выпуска продукции на ее себестоимость при использовании способа абсолютных разниц проводится по формуле:

.

Влияние факторов второго порядка на себестоимость продукции определяется путем пересчета размера влияния факторов второго уровня на фактический объем выпуска продукции. Данные для анализа себестоимости единицы продукции показаны на примере (табл. 12.1).

Пример. Себестоимость единицы продукции в среднем по организации (гр. 7, 8, 9) рассчитывается как средневзвешенная величина. Как видно из табл. 12.1, себестоимость единицы продукции возросла на 4,25 руб. (119,38 - 115,13). На уровень себестоимости оказали влияние:

1) структурные сдвиги в выпуске продукции -- возрос удельный вес изделий В и изделий А, снизился удельный вес изделий Б;

2) себестоимость единицы продукции по каждому наименованию изделия;

3) индекс цен на ресурсы.

Для оценки влияния структурных сдвигов на себестоимость единицы продукции проводится пересчет себестоимости единицы продукции по плану на фактический выпуск по каждому наименованию продукции.

Усредненная себестоимость единицы продукции при плановой структуре определяется:

.

По данным табл. 12.1 получаем:

= 0,289 Ч 118 + 0,338 Ч 136 + 0,373 Ч 94 = 115,13 руб.

Усредненная себестоимость единицы продукции при фактической структуре составит:

.

= 0,303 Ч 118 + 0,307 Ч 136 + 0,39 Ч 94 = 114,16 руб.

Влияние структурных сдвигов составит:

= 114,16 - 115,13 = -0,97 руб.

Усредненная себестоимость единицы продукции при фактической себестоимости в сопоставимых ценах на ресурсы:

.

= 0,303 Ч 109,6 + 0,307 Ч 122,6 + 0,39 Ч 81,7 = 102,71 руб.

Влияние затратоемкости на себестоимость единицы продукции определяется как разность между фактической себестоимостью единицы продукции в сопоставимых ценах и плановой себестоимостью, пересчитанной на фактическую структуру:

102,71 - 114,16 = -11,45 pyб.

Средняя себестоимость единицы продукции при фактических значениях структуры, цены и затратоемкости:

= 0,303 Ч 125 + 0,307 Ч 141 + 0,39 Ч 98 = 119,38 руб.

Влияние цены ресурсов на среднюю себестоимость единицы продукции рассчитывается как разность между фактической себестоимостью единицы продукции и себестоимостью в сопоставимых ценах на ресурсы:

119,38 - 102,71 = 16,67руб.

На совокупную себестоимость продукции кроме рассчитанных факторов оказывает влияние объем выпуска продукции.

Изменение себестоимости продукции при плановой структуре выпуска под влиянием перевыполнения плана по объему выпуска составит

= (554 - 526) Ч 115,13 = 3223,64 руб.

Изменение себестоимости продукции под влиянием факторов, оказывающих влияние на изменение усредненной себестоимости единицы изделия: структурных сдвигов в ассортименте

= 0,97 Ч 554 = -537,38 руб.;

затратоемкости

= -11,45 Ч 554 = -6343,3 руб.;

цен на ресурсы

= 16,67 Ч 554 = 9235,18 руб.

Результаты факторного анализа себестоимости единицы продукции и себестоимости всей продукции объединены в обобщающей табл. 2.2.

"right">Таблица 2.2

Совокупное влияние факторов на себестоимость единицы продукции и всей продукции, руб.

Фактор

Влияние на себестоимость единицы продукции

Влияние на себестоимость всей продукции

Количество продукции

--

-3223,64

Структура выпуска продукции

-0,97

-537,38

Затратоемкость продукции

-11,45

-6343,3

Цены на ресурсы

16,67

9235,18

Итого

4,25

5578,14

Элиминирование влияния объема выпуска и цен на ресурсы позволяет определить сумму относительной экономии или перерасхода затрат на выпуск продукции, обусловленную оптимизацией структуры выпуска и снижением ресурсоемкости продукции. По данным примера относительная экономия составила:

(-0,97 -11,45) Ч 554 = -6880,68 руб.

При анализе себестоимости продукции выявляются причины полученной экономии или допущенного перерасхода в целях установления резервов дальнейшего снижения себестоимости [23.78].

Такими резервами могут быть:

· снижение норм расхода сырья и материалов;

· экономия в результате замены одних видов сырья, материалов, топлива другими, более прогрессивными;

· сокращение потерь от брака и отходов производства;

· наиболее полное использование в производстве вторичных ресурсов и попутных продуктов;

· повышение производительности труда;

· оптимизация расходов по заработной плате;

· повышение качества продукции.

Факторный анализ себестоимости единицы продукции проводится для отдельных узкоспециализированных производств. Универсальным показателем, обеспечивающим сопоставимость сравнения условий организации и технического уровня различных производств, служат затраты на один рубль выпускаемой продукции, а для сравнения эффективности функционирования различных предприятий -- затраты на один рубль товарной продукции.

Последний показатель может использоваться для оценки конкурентоспособности организации, так как находится в непосредственной взаимосвязи с ценой на реализуемую продукцию и финансовыми результатами, измеряемыми прибылью и рентабельностью.

На затраты на один рубль товарной продукции, или уровень затрат, кроме рассмотренных факторов оказывают влияние цены на реализуемую продукцию.

Для факторного анализа уровня себестоимости данные табл. 2.1 дополнены индексами цен на изделия. Количественные показатели объема выпуска пересчитаны в стоимостные показатели на основе плановых и фактических отпускных цен (табл. 2.3).

Данные для анализа затрат на один рубль товарной продукции

По данным табл. 2.3 рассчитаем уровень затрат на 1 руб. товарной продукции, следуя логике способа цепной подстановки.

В процессе анализа проводятся следующие расчеты.

Уровень затрат на рубль товарной продукции по плану:

== = 0,911 руб./руб.

Уровень затрат в плановых ценах, пересчитанный на фактический объем выпуска и структуру:

=

=== 0,906 руб./руб.

Уровень затрат фактический при плановых ценах на ресурсы:

=

=== 0,833 руб./руб.

Уровень затрат фактический в сопоставимых ценах на продукцию:

=== 0,947 руб./руб.

Уровень затрат фактический:

=== 0,886 руб./руб.

Результаты расчетов сведены в табл. 2.4.

"right">Таблица 2.4

Расчет влияния факторов на уровень затрат на один рубль товарной продукции

Фактор

Алгоритм расчета

Расчет

Размер влияния, руб./руб.

Структура продукции

0,906 - 0,911

-0,005

Ресурсоемкость изделий

0,833 - 0,906

-0,073

Цены на ресурсы

0,947 - 0,33

+0,114

Цены на продукцию

0,886 - 0,947

-0,061

Итого

0,886 - 0,911

-0,025

Себестоимость одного рубля товарной продукции снизилась на 2,5 коп. Это снижение себестоимости вызвано положительным влиянием структурных сдвигов в ассортименте (0,5 коп.), снижением ресурсоемкости продукции (7,3 коп.) и ростом цен на продукцию (6,16 коп.). Рост себестоимости одного рубля товарной продукции на 11,46 коп. обусловлен повышением цен на материальные, трудовые ресурсы и услуги. Количественная оценка влияния факторов на уровень затрат позволяет провести сравнительный анализ влияния цен на продукцию и ресурсы. В данном случае отрицательное влияние цен на ресурсы не возмещается ростом цен на продукцию и единственным резервом роста прибыли [7.58]

Делись добром ;)