Анализ затрат ОАО "Теплоозерский цементный завод"

курсовая работа

2.3 Анализ затрат на рубль произведенной продукции

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к себестоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Если его уровень ниже единицы, производство продукции является рентабельным, если выше, то убыточным.

В процессе анализа изучают динамику затрат на рубль произведенной продукции, проводят факторный анализ.

Затраты на рубль произведенной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. Уровень затрат на производство зависит от следующих факторов:

- объема выпускаемой продукции;

- структуры продукции;

- изменения цен на продукцию;

- средних переменных затрат;

- общих постоянных затрат.

Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цены на нее.

Сумма постоянных и переменных затрат в свою очередь зависят от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией.

Структурно-логическая модель факторного анализа затрат на рубль продукции представлена рисунком 2.2 [21, с 318].

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 2.2- Структурно - логическая модель факторного анализа затрат на рубль оказываемой услуги

Проведем анализ затрат на один рубль выручки от реализации продукции в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Анализ затрат на один рубль выручки от реализации продукции ОАО «Теплоозерский цементный завод»

Показатели

2011 г.

2012 г.

+,- отклонение

абсол.,

тыс. руб.

относит., %

1. Выручка от реализации,

тыс. руб.

1175915

1588504

+412589

35,08

2. Затраты на производство и реализацию услуг, тыс. руб.

782328

1219779

+437451

55,92

В том числе:

2.1. Переменные затраты, тыс. руб.

694707

1056329

361622

52,1

2.2. Постоянные затраты,

тыс. руб.

87621

163450

75829

86,5

3. Затраты на один рубль выручки от реализации (стр.2/стр.1), копеек

0,6652

0,7678

+0,1026

15,42

4. Уровень переменных затрат в выручке от реализации (стр.2.1/стр.1), пункты

0,59

0,66

+0,07

11,9

5. Уровень постоянных затрат в выручке от реализации (стр.2.2/стр.1), пункты

0,07

0,1

+0,03

42,6

В целом затраты на реализацию продукции увеличены на 437451 тысяч рублей или на 55,9% (437451/782328*100), а выручка от реализации увеличилась на 412589 тысяч рублей или на 35,08%. В связи с этим затраты на 1 рубль реализованной продукции увеличились на 10,3 копейки. Уровень переменных затрат в объеме выручки увеличен с 59 копеек в предыдущем периоде до 66 копеек в отчетном периоде, т.е. на 7 копеек за счет увеличения их на 361622 тыс. руб. или на 52,1% в 2012 году.

Уровень постоянных расходов на 1 рубль реализованной продукции увеличен с 7 копеек до 10 копеек, т.е. на 3 копейки и связано это с ростом данных затрат на 75829 тыс. руб. или на 86,5%.

Влияние факторов на изменение затрат на рубль продукции рассчитывается методом цепной подстановки по формуле:

(2.1)

Для расчета подготовим дополнительные аналитические данные по объемам себестоимости:

- базовая величина - 1175915 тысяч рублей;

- фактически при базовой структуре и ценах - 1200735 тысяч рублей;

- фактически по базовым ценам - 1374518 тысяч рублей;

- фактически по фактическим ценам - 1588504 тысяч рублей.

Аналитические расчеты, приведенные в таблице 2.6 показывают, что размер затрат на рубль продукции изменился за счет:

- увеличения объема производства продукции 128,97- 66,52= +62,45;

- изменения структуры производства 77,77-128,97= -51,2;

- изменения уровня переменных затрат 71,03-77,77= -6,74;

- изменения уровня постоянных затрат 88,74-71,03= +17,71;

- уменьшения цен на продукцию 76,78-88,74= -11,96.

Таблица 2.6 - Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на рубль произведенной продукции

Затраты на рубль продук ции

Расчет

Факторы

Объем производства

Струк тура произ

водства

Уро вень удель ных пере мен ных затрат

Сумма постоянных затрат

Отпускные цены на продукцию

782328/1175915=66,52

Усл.1

1548673/1200735=128,97

Усл.2

1069023/1374518=77,77

Усл.3

976381/1374518=71,03

Усл.4

1219779/1374518=88,74

1219779/1588504=76,78

76,78-66,52= +10,26

+62,45

-51,2

-6,74

+17,71

-11,96

На изменение суммы затрат на рубль произведенной продукции отрицательно повлияло увеличение производства продукции на 62,45 копеек, а также увеличение уровня постоянных затрат на 17,71 копейку. Положительное влияние оказали выпуск более рентабельной продукции в сумме 51,2 копейки, снижение уровня переменных затрат в сумме 6,74 копейки и снижение цен на продукцию предприятия в сумме 11,96 копейки. Таким образом увеличение объема производства продукции и увеличение уровня постоянных затрат привело к повышению затрат на 1 рубль произведенной продукции.

Рост уровня постоянных и переменных затрат обусловлен двумя факторами: с одной стороны, повышением ресурсоемкости производства, а с другой - увеличением стоимости потребленных ресурсов.

Установим влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли. Для этого необходимо абсолютные приросты затрат на рубль продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции отчетного периода, выраженный в базовых ценах:

(2.2)

Таблица 2.7 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли

Фактор

Расчет влияния

Изменение суммы прибыли, тыс. рублей

Объем выпуска продукции

+62,451588504/100

+992020

Структура продукции

-51,21588504/100

-813314

Уровень переменных издержек на единицу продукции

-6,741588504/100

+107065

Сумма постоянных затрат на производство продукции

+17,711588504/100

-281324

Изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию

-11,961588504/100

-190143

Итого

+10,26

-185696

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что сумма прибыли уменьшилась на 185696 тысяч рублей в основном, за счет увеличения объема выпуска продукции и постоянных затрат на производство продукции.

Далее оценим затраты на рубль производства по отдельным видам продукции в таблице 2.8. Это наглядно покажет связь между затратами и прибылью предприятия и позволит определить эффективность производственных затрат.

Таблица 2.8 - Анализ затрат на 1 рубль доходов от производства отдельных видов продукции

Показатели

Фактически

+,- отклонение

2011 г.

2012 г.

абсолют., тыс. руб.

относ., %

Выручка от реализации, тыс. руб.

- М400-Д20

444495,9

600454,5

+155959,5

35,1

- М500-Д0

418625,7

557564,9

+138939,2

33,2

Затраты по видам продукции тыс. руб.

- М400-Д20

295719,9

461076,5

+165356,6

55,9

- М500-Д0

278508,8

428142,4

+149633,6

53,8

Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб.

- М400-Д20

0,67

0,77

+0,1

14,9

- М500-Д0

0,67

0,77

+0,1

14,9

По данным таблицы 2.8 видно, что затраты по данным видам цемента увеличиваются более чем на 50% в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, а именно по цементу марки М400-Д20 на 55,9%, а марки М500-Д0 на 53,8%. Следовательно произошло увеличение затрат на 1 рубль реализованной продукции цемента марки М400-Д20 на 10 копеек и увеличение затрат на производство цемента марки М500-Д0 на 10 копеек. Темпы роста выручки от реализации по данному виду цемента меньше темпов роста затрат на производство цемента в 1,5 раза. Это говорит об убыточности данных видов продукции и т.к. данные марки цемента составляют 73% общего ассортимента выпускаемой продукции, то это говорит об убыточности деятельности организации в 2012 году.

Проведенный анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции показал, что в отчетном периоде более убыточным производством стал цемент марки М500-Д0, т.к. приносит меньше всего дохода. В данном разделе подробнее остановимся на анализе себестоимости производства именно этой марки цемента.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

С = Спост/Q + Спер, (2.3)

где С - себестоимость единицы i-ого вида услуги;

Спост - сумма постоянных затрат, отнесённая на i-ый вид услуги;

Спер - сумма переменных затрат на единицу i-ro вида услуги;

Q - объём выпуска i-гo вида услуги в физических единицах.

Приведем соответствующие расчеты влияния факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции на примере производства М500-Д0 (см. Таблицу 2.9).

Делись добром ;)