Динамика экономического роста Украины за последние годы

реферат

Динамика экономического роста Украины за последние 3 (5) лет. Позитивные и негативные тенденции

Период динамичного развития украинской экономики прошел, и темпы ее роста замедлились. Причина этого - не только мировой экономический спад, но и ряд серьезных структурных изменений в экономике страны, которые будут значительно препятствовать ее восстановлению в долгосрочной перспективе. Сокращение трудовых ресурсов, устаревшие производственные мощности, обострение международной конкуренции - все эти факторы отрицательно сказываются на развитии секторов, где раньше наблюдался устойчивый рост. Однако, если Украина сосредоточит усилия на повышении производительности и создании условий для реализации потенциала роста в ряде секторов, она сможет укрепить экономику и снова уверенно встать на путь устойчивого экономического развития.

В течение десятилетия с 1998 по 2007 г. экономика Украины росла впечатляющими темпами. ВВП в реальном выражении увеличивался на 6,6% в год - это больше, чем в среднем по Восточной Европе, и в два раза выше, чем в мире в целом. В результате уровень жизни в течение этого периода повысился вдвое, и в мировом рейтинге ВВП на душу населения Украина переместилась со 109-го на 95-е место.

Отдельные отрасли, такие как сектор финансовых и профессиональных услуг, оптовая и розничная торговля, телекоммуникационный сектор, добились особенно высоких результатов. Например, среднегодовой рост добавленной стоимости в секторе финансовых и профессиональных услуг составил 16% (рис. 1) благодаря уверенному увеличению объемов розничных кредитов и депозитов на 72% в год, а также потому, что высокий спрос на эти услуги позволял банкам не идти на значительное сокращение маржи.

В течение указанного периода среднегодовой прирост производительности труда в стране (объем производства на единицу трудозатрат) составлял 7,2%. Именно этот фактор внес наибольший вклад в рост ВВП на душу населения; демографические же изменения на ВВП почти не повлияли. Производительность труда в значительной мере увеличивалась благодаря более рациональному использованию производственных мощностей. Отдельные отрасли промышленности даже достигли практически предельной загрузки мощностей: в 2006-2007 гг. потенциал сталелитейной промышленности использовался на 95-96%.

Рис. 1 - Среднегодовой рост реальной добавленной стоимости в Украине

После десятилетнего периода стремительного роста в экономике Украины произошли резкие изменения. В первом полугодии 2009 г. ВВП упал почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Объемы строительства уменьшились более чем вдвое, почти наполовину сократился экспорт, причем в числе наиболее сильно пострадавших секторов промышленности оказались черная металлургия, химическая промышленность, энергетический сектор и транспортное машиностроение.

Для возвращения на путь активного экономического роста недостаточно просто решить проблемы, вызванные мировым финансовым кризисом. Возобновлению экономического роста в среднесрочной перспективе препятствует целый ряд внутренних и внешних факторов, и необходимы безотлагательные меры по исправлению ситуации.

Сокращение численности трудоспособного населения. Трудоспособное население Украины за период с 1998 по 2007 г. сократилось на 3%, и ситуация, по всей видимости, будет усугубляться. По оценкам различных экспертов, с 2007 по 2020 г. трудоспособное население уменьшится еще на 10% и составит 29 млн. человек; при этом общая численность населения в стране снижается, а поколение людей, родившихся в первые послевоенные годы, выходит на пенсию.

Коэффициент износа основных средств за 2006 г. оценивается в 52%, в то время как в 2000 г. он составлял 44%. Многие мощности по производству электроэнергии нуждаются в капитальном ремонте: так, в 2008 г. 40% из них было старше 40 лет. Эксплуатация такого устаревшего оборудования требует больших трудозатрат, поскольку значительное количество персонала оказывается занятым не основным производством, а ремонтными работами и техобслуживанием.

Усиление международной конкуренции и протекционизма. Наряду с решением непростых внутренних задач Украине также придется противостоять трудностям, вызванным изменением ситуации на международных рынках в ряде ключевых для нее отраслей. Экспорт страны пострадал в результате не только мирового экономического спада, но также и усиления протекционизма и увеличения мощностей в ряде стран - важнейших импортеров украинской продукции. Изменение ситуации особенно заметно на мировом рынке стали. Китай, где недавно импорт продукции черной металлургии преобладал над экспортом, превратился в чистого экспортера стали - превышение экспорта над импортом в этом секторе в 2008 г. составило 44 млн. т. За период с 2004 по 2007 г. сталелитейные мощности Китая увеличились на 195 млн т, что в четыре раза превышает совокупные установленные мощности Украины (рис. 2). Это изменение структуры спроса и предложения на мировых рынках неизбежно создало дополнительные трудности для украинских сталелитейных компаний, цены снизились до половины своего исторического максимума.

Рис. 2 - Мощности по выпуску неотработанной стали

Для того чтобы обеспечить устойчивый рост ВВП на фоне множества стоящих перед Украиной проблем, ей следует в первую очередь развивать сектора экономики, обладающие значительным потенциалом роста, и добиваться более эффективного использования трудовых ресурсов.

Некоторые традиционные сектора промышленности вряд ли смогут поддерживать высокие темпы роста и, вероятно, будут отставать от показателей национальной экономики. Другие, скорее всего, будут заметно расти, при условии создания благоприятных условий ведения бизнеса.

Несмотря на то, что ряд традиционных секторов, таких как металлургическая и горнодобывающая промышленность, останутся важной частью украинской экономики, они едва ли смогут значительно увеличить объем производства. Компании этих отраслей проигрывают мировым производителям по уровню операционной эффективности и действуют в условиях растущей международной конкуренции. Повышение производительности труда в таких секторах, вероятно, приведет к умеренному увеличению объемов производства, которого будет недостаточно для предотвращения высвобождения рабочей силы, если только компании сектора не расширят свою деятельность в сегментах более глубокой переработки и сбыта продукции. Однако это представляется проблематичным, поскольку освоение новых производств предполагает наличие на внутреннем рынке крупных заказчиков с развитыми потребностями, а таких заказчиков нет. Потребуются и значительные инвестиции, которые отрасли не могут себе позволить.

Вместе с тем есть две группы секторов с хорошими перспективами роста. Сектора первой группы обладают достаточным потенциалом повышения производительности без значительного привлечения дополнительных трудовых ресурсов, что будет поддерживать занятость примерно на одном и том же уровне. В эту группу входят розничная торговля, сектор финансовых услуг, телекоммуникации и сельское хозяйство. Сектора второй группы обладают более значительным потенциалом роста либо за счет роста экономики в целом, либо благодаря благоприятным географическим факторам. В средне- и долгосрочной перспективе новые рабочие места могут быть созданы в таких отраслях, как логистика, туризм, некоторые сегменты машиностроения (например, автомобилестроение) и строительства, если будут созданы условия для развития. Не пытаясь исчерпывающе проанализировать все источники потенциала роста различных секторов экономики Украины, мы опишем в общих чертах возможности и проблемы некоторых из них, чтобы показать, каким образом может развиваться экономика Украины.

Логистика. Украина обладает потенциалом развития услуг в сфере логистики, особенно в области грузовых автомобильных перевозок. Действия в двух направлениях - упрощение таможенных процедур и улучшение качества дорог - способны повысить привлекательность транзита через Украину в качестве главного маршрута хотя бы в отношении части перевозок между югом России и европейскими странами. Кроме того, имеются возможности развития транзитных перевозок с севера на юг между пунктами в России и портами Черного моря, при условии ликвидации узких мест на крупных магистралях, железных дорогах и во вспомогательной инфраструктуре. Рост в этом секторе приведет к созданию новых рабочих мест, как в самой транспортной отрасли, так и в сегменте обслуживания транспортных средств, строительства и ремонта инфраструктурных сооружений и розничной торговли вдоль крупнейших транзитных маршрутов.

Туризм. Количество туристов, приезжающих в страну, уже сейчас довольно высоко. Однако каждый из них тратит в среднем всего 200 долл. США за посещение, что в несколько раз меньше, чем в других европейских странах, и в два раза меньше, чем в России (рис. 3). Системное развитие туристических зон мирового класса с гостиницами, соответствующими мировым стандартам, благоустроенными прибрежными комплексами и всей сопутствующей туристической и торговой инфраструктурой может увеличить среднюю сумму расходов на одного туриста как минимум до уровня России и Восточной Европы. Благодаря этому оборот может возрасти на 5-10 млрд. долл. США, а количество рабочих мест - на 150-300 тыс. Однако реализация этих мер потребует от правительства Украины и местных властей значительных усилий, поскольку сегодня туристская деятельность сводится к обслуживанию туристов в индивидуальном порядке. Одних усилий предпринимателей будет недостаточно - необходима программа развития туризма, основанная на передовом мировом опыте. Это является ключевым условием развития, в том случае если Украина поставит перед собой задачу извлечь выгоду из имеющегося потенциала туристического бизнеса.

Рис. 3 - Количество посещающих Украину туристов

Сегменты обрабатывающей промышленности. Во многих сегментах, таких как автомобилестроение, производство машин и оборудования для металлургии и горнодобывающей отрасли, энергетики и сельского хозяйства, а также приборостроение, украинские производители обеспечивают менее половины внутреннего спроса, что указывает на явную возможность замещения импорта (по крайней мере, частичного) за счет увеличения внутреннего производства. Так, если автомобильный рынок Украины будет расти прогнозируемыми темпами, через пять-десять лет его масштабы станут весьма привлекательными для крупных иностранных производителей, рассматривающих возможности создания в стране интегрированных производств с перспективой дальнейшего экспорта автомобилей в соседние страны.

Другим потенциально успешным направлением развития обрабатывающей промышленности может быть сельскохозяйственное машиностроение. В настоящее время Украина использует в четыре раза меньше тракторов на единицу посевной площади, чем Турция, и в шесть раз меньше, чем Франция. Чтобы достичь уровня Турции, спрос должен составлять 60-80 тыс. единиц в год, что превышает объем производства среднего завода в Европе. Развитие этих производств потребует от органов государственной власти Украины реализации комплекса мер, направленных на стимулирование внутреннего спроса и создание более благоприятной среды для инвесторов, что вполне осуществимо в среднесрочной перспективе.

Строительство. Общий экономический подъем будет способствовать росту строительного сектора, который в настоящее время по уровню развития отстает от соответствующих секторов большинства европейских стран. Так, строительство объектов инфраструктуры составляет только 2% ВВП, то есть половину от уровня Турции и лишь четверть от уровняПольши. Дефицит инфраструктуры представляет для Украины серьезную проблему, и в ряде областей узкие места уже стали очевидными. Чтобы увеличить плотность автодорожной сети до уровня Турции, Украине потребуется в течение ближайших 10 лет вложить 50-100 млрд долл. США, что сравнимо с нынешней величиной ее ВВП.

Мы полагаем, что строительный сектор может увеличить объемы более чем вдвое к 2020 г., а рост производительности может составить 5-6% в год, что в два раза превышает сегодняшний уровень. В результате численность занятых в секторе может быть увеличена на 20-30% от нынешней. Рост строительного сектора также будет стимулировать внутреннее производство строительных материалов и стали, что может привести к созданию новых рабочих мест. На данный момент 80% используемых строительных материалов производится внутри страны, а три четверти внутреннего потребления стали приходится на строительный сектор.

Делись добром ;)